Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада.методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему


Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й младшей группе

– это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:

1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.

2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи — звуком, на письме — печатной буквой.

3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.

2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.

2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.

3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.

Подготовительная группа

– это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи

Учитель – логопед:

Коцолапенко Г.В.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее

время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

К. Д. Ушинский предложил новый метод обучения – от звука к букве

, таким образом разработал аналитико-синтетический метод, который обеспечивал сознательное
обучение чтению
, а не механическое заучивание.

Основой для обучения грамоте

является общеречевое развитие детей. Поэтому при
подготовке к обучению грамоте
важен весь процесс речевого развития детей в
детском саду
– развитие связной речи, словаря,
грамматического строя
, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно

овладевают грамотой

и всеми другими учебными предметами.

Учитывая особенности детей, материал по обучению грамоте

необходимо давать синхронно на разные каналы
восприятия(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический)
. Что делает язычок, когда мы произносим звук? Как проверить, он звонкий или глухой? На чью песенку похож звук?
(ветра, водички)
Поэтому, знакомя с буквой, мы сравниваем её с предметами, изменяем, превращаем в другую букву, в интересную картинку, изображаем букву пальчиками, всем телом, находим на ощупь в мешочке и т. д.

Трудности овладения чтением и письмом в школе возникают не только из-за нарушения фонематического слуха, но и из-за сложностей запоминания букв (их графического изображения, нарушения пространственной ориентировки, неумения ребёнка координировать движения кистей и пальцев рук, нарушения мышечного тонуса пальцев. Поэтому одним из условий успешной подготовки к обучению грамоте является подготовка детской руки к письму

. Начинать такую
подготовку я рекомендую воспитателям с младших групп
. Игры в младшем и среднем возрасте направлены на развитие двигательной координации, подвижности кистей и пальцев рук, а также их силы и ловкости. В старшем возрасте – на развитие тактильной чувствительности, мышечного тонуса, развитие тонких двигательных координаций кистей и пальцев рук, формирование сенсомоторных координаций, элементарных специфических графических навыков. Кроме того, мелкая моторика– основа развития психических процессов – внимания, памяти,
восприятия
, мышления, речи, пространственных представлений. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе. Развивая моторику, мы готовим
детскую руку к письму
.

Мастер-класс по обучению грамоте в средней группе для воспитателей

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребенку, не овладевшему навыками звукового анализа и синтеза слов, осваивать ее курс.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.

И возникает вопрос, -Когда обучать? Исследования Журовой, Варенцовой, Дуровой показали, что вводить дошкольников в звуковую систему родного языка нужно со средней группы детского сада. Для четырехлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов — первому действию по обучению грамоте.

Я работаю по программе Жуковой. по этой методике обучение начинается со средней группы, во второй половине учебного года. Особое внимание в своей работе уделяю игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения .

Работа по обучению грамоте в детском саду проводится в несколько этапов.

В средней группе это подготовительный этап.

-Предлагаю Вам взять бумагу и пошуршать ею.

— Что Вы слышите?

Ответы педагогов

— Закройте глаза и прислушайтесь.(играю на большом, а затем на маленьком бубне)

— Что Вы слышали?

Ответы педагогов.

— Мы познакомились с неречевыми звуками. Формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этапе дается понятие «звук».

С помощью следующих игр закрепляем: «Поезд и птичка», «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?», «Колокольчики», «Слоны и ослики».

Предлагаю Вам поиграть в игру «Поезд и птичка». Для этого нам нужно будет разделиться на две команды.

Первая команда «Поезд» — будет произносить звук «Т»

Вторая команда «Птички»- будет произносить звук «Ть»

-Как Вы думаете, что мы сформируем у детей, используя данные игры?

Ответы воспитателей.

-Верно умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно (длительно) или более громко, четко чем остальные. Длительнее можно произнести только некоторые согласные звуки: м,р,з, в,ш, сь и др. Такие же согласные звуки как к, п, бь, т и др. нельзя долго потянуть. При интонационном выделении звука в слове нельзя отрывать один звук от другого, выделение звука должно проходить в процессе слитного произнесения всего слова (ммак, рамма. Домм).

Обучение дошкольников интонационному выделению звука в слове происходит с помощью такого методического приема как образец произнесения слова воспитателем, т.к. детям среднего дошкольного возраста трудно управлять своей артикуляцией, менять ее в случае необходимости.

Обучение интонационному выделению звуков в слове происходит только на примере согласных. Интонационное выделение гласных не требует от ребенка перестройки артикуляции. Более того, протяжное произнесение гласных звуков в слове приводит к послоговому проговариванию его, что является естественным для нашей речи. Наша задача научить ребенка новой артикуляции, которая выполняет функцию обследования звукового состава слова.

При формировании интонационного выделения звука в слове используется методический прием сравнения звуков речи с природными звуками, называние звуков «песенками» (ссс- песенка насоса, ррр-песенка мотора, шшш- песенка ветра и т.д.), а также во время занятий детям читаю короткое стихотворение.

Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж!

-Предлагаю коллеги прочитать со мной это стихотворение.

Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж!

Убедившись, что Воспитатели запомнили текст, предлагаю послушать измененное чтение этого стихотворения.

Эта буква широка И похожжжа на жжжука. Да при этом, точно жжжук, Издает жжужжжащий звук: Ж-ж-ж-ж!

— Вы заметили, как я сейчас прочла стихотворение?

Ответы воспитателей.

После этого я снова читаю стихотворение и предлагаю педагогам найти в нем слова, которые жужжат».

Ответы педагогов.

— таким образом впервые мы переключаем внимание детей со смысловой стороны слова на его формальную, звуковую сторону. Необходимо так планировать занятия, чтобы два раза подряд дети не выделяли один и тот же звук. Ребята этого возраста склонны к догматическому усвоению указаний взрослого, поэтому, выделяя на двух занятиях один и тот же звук, они начинают считать, что только этот звук и может «чаще всего встречаться». И на третьем занятии, когда им предлагается для анализа другой звук, упорно твердят, что они слышат опять тот звук, который встречался им на двух предыдущих занятиях.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Назови слово со звуком (ш). — Не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче интонационно выделить те звуки, которые можно потянуть (сонорные, шипящие, свистящие).

Следующая игра «Найди звук (Р)»

Перед Вами, на мольберте предметные картинки, в названиях которых слышится заданный звук. Нужно будет назвать сначала слова, где звук (Р) находится в начале слова, в середине, в конце.

— Важно проследить, чтобы выделяемый звук встречался в словах в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова, иначе ребята затвердят способ выделения звука в какой-то одной части слова (как правило, в начале слова)

Следующая игра «Мамина сумка»

-мама пришла из магазина и принесла продукты, в названиях которых есть звуки (М), (Мь).

В качестве подсказки можно использовать картинки.

— Для выделения нужно брать только согласные звуки, ибо только при интонационном выделении согласного звука требуется изменение привычной артикуляции.

Следующая игра «Слова-друзья»

Перед вами на мольберте картинки, вам я раздаю картинки и Вы должны найти себе друга- того у кого название картинки совпадает по начальному звуку.(лук-лось, журавль-жук, сок- собака…)

— Для занятия специально подбираются игрушки, предметы, картинки в названии которых есть нужный звук, и воспитатель обращает на них внимание группы. Для того чтобы дети не пошли по пути механического перечисления всех предметов, лежащих на столе воспитателя, среди них должно быть несколько игрушек, в названии которых нет нужного звука. Ошибочно назвав «неправильные» слова, прослушав их произнесение воспитателем и произнеся их самостоятельно с интонационным выделением, дети начинают более вдумчиво подходить к заданиям, произносить слово сначала тихонько, про себя и, лишь убедившись в правильности ответа, повторять его вслух.

Итак, к моменту перехода в старшую группу детского сада дети в результате занятий этого типа должны овладеть следующими умениями: 1. Уметь услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. 2. Уметь произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. 3. Уметь определить место звука в слове. 4. Уметь самостоятельно назвать слова с заданным звуком

Рефлексия «Букет Настроения»

Перед вами лежат голубые и красные цветы. Если Вам понравился мастер-класс, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравился-голубой.

(Рассматриваю сколько красных и голубых цветов и делаю выводы):

— В вазе больше красных цветов, значит материал был для вас полезен и в дополнение я приготовила вам памятки с играми, в которые Вы можете поиграть с детьми в свободное время.)

— Спасибо за работу. Всего хорошего.

Занятие по обучению грамоте «Песенка вьюги» в средней группе

Цель: закрепить правильное произношение звуков [в — вь] в речи детей. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в — вь] в словах; 2. Закрепить знания детей о диких животных, об их жизни зимой; 3. Учить детей находить первый звук в словах; 4. Через игру учить детей правильно дышать. Материал: игрушка вороны Веры, крупные картинки с изображением лисы, зайца, белки, медведя, волка; зеркала для каждого ребенка; картинки среднего размера: цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь; комки ваты – снежинки; маленькие картинки: виноград, велосипед, вишня, одуванчик, лиса, дерево, звезда, рыба, кукла…; картинка звуков [в — вь] (большое и маленькое дерево). Ход занятия I. Вводная часть. Дети сидят на ковриках. — Сегодня к нам прилетела ворона, чтобы погреться и поиграть с нами. А зовут ее ворона Вера. Она рассказала мне одну очень интересную историю. Сейчас и вам расскажу эту историю.

II. Основная часть. 1. История вороны Веры. * Скучно стало вороне Вере сидеть на заборе, и решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летела от одного дерева к другому. Вдруг, ветер усилился, и в лес пожаловала сам а вьюга. — Ребята, слышали вечером, как вьюга выла? (ответы детей) Она швыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в (дети повторяют за воспитателем). Ворона Вера нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в (дети повторяют). — Ребята, а где живет белка? (в дупле) Хорошо белке в теплом, сухом дупле, вход в которое она закрыла пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга (дети воют). Хорошо и медведю. Ему тоже не страшна вьюга, он спит и не слышит страшный вой. — А где же спит медведь, ребята? (в берлоге и сосет свою лапу) А лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом (дети воют, как ветер). Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги. — Ребята, а каким цветом шубка у зайца зимой? (белая) — А как вы думаете, почему зимой у зайца белая шубка, а летом серая? (чтобы спрятаться в снегу; чтобы лиса и волк не заметили его на снегу). Одна ворона Вера сидит, нахохлившись, на ели. Холодно ей и страшно в лесу. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать (сначала педагог, а затем дети произносят: вь-вь-вь). Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой сидела, вой волка: в-в-в (дети повторяют). Жалуется волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона Вера испугалась волка и прилетела обратно в поселок, к нам в группу.* 2. Артикуляция звука – дети садятся на стулья у доски. Педагог раздает каждому для работы зеркала. — Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (в-в-в) — А как утром? (вь-вь-вь) — А как выл голодный волк? (в-в-в) Вот с каким интересным звуком мы с вами сегодня познакомились. Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю губу немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать. Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами. — Какой звук научились произносить? Давайте произнесем этот звук вороне Вере (дети повторяют звуки [в и вь]). 3. Работа с картинками. Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). Просит назвать предметы на картинках. — Ребята, скажите так, чтобы я и ворона Вера услышали песенку вьюги [в и вь]. Например: вь-вь-ведро. — А какая картинка здесь лишняя? (стул). Почему? (в этом слове нет песенки вьюги). — А сейчас проведем такое упражнение – нужно определить первый звук в этих словах (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). 4.Физкуль (педагог раздает детям ватный комки). — Ребята, давайте поиграем в снежки. Играть будем так: надо дуть на снежки так, чтобы они слетели далеко с вашей ладони. Посмотрите, как я это буду делать. Вдох носом, а затем силой дуем на снежинку (игра детей). — Для чего мы с вами учимся правильно и сильно дышать? (чтобы научиться правильно и чисто выговаривать звуки). 5.Игра «Найди песенку вьюги» — дети садятся на стулья. — Ворона Вера принесла нам картинки, чтобы поиграть в игру «Найди песенку вьюги». Педагог раздает каждому ребенку картинки, но кладет их на ладошки детей картинками вниз. Просит их, чтобы никто не подсматривал, какую картинку ему дали. По сигналу педагога дети переворачивают картинки, проговаривают про себя название предмета, которое изображено на картинке, и определяет — есть ли песенка вьюги в этом слове. — Ребята, у кого есть песенка вьюги в слове, кто услышал эту песенку, выходите к доске и покажите картинку всем ребятам. Скажите свое слово так, чтобы мы услышали песенку вьюги. Проводится проверка всех слов со всеми детьми. III. Итог. Показ схемы звуков [в]и [вь](маленькое и большое дерево). — Ребята, ворона Вера нарисовала картинки вьюги, они разные. Как вы думаете, на этой картинке (большое дерево) как вьюга воет? (сильно – в-в-в) — Почему вы так думаете? (нарисовано большое дерево). Задается вопрос по другой картинке, где изображено маленькое дерево. Затем все хором поют песенку вьюги: в-в-в и вь-вь-вь. Вере очень понравилось, как вы ребята занимались на этом занятии. И она обещает, что еще раз прилетит к нам в гости. Давайте скажем ей все вместе «До свидания!» Дети прощаются с вороной Верой. Педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии. Занятие заканчивается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]