Занятие по обучению грамоте «Знакомство с буквой и звуком Шплан-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша. (М. Яснов)

Шавка очень громко лает. Шавка очень твердо знает: Тот, кто громче скажет «гав», Тот всегда и будет прав! (Б. Заходер)

Шар воздушный, Шаловливый, Непослушный, Вместе с ветром убежал, А куда? И не сказал. (Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал, Чтоб в окно не убежал. А теперь его надую, С ним на улицу пойду я. (Г. Сатир)

Шарфик Шел я лесом и боялся… Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес не страшным стал. — Эй, кто шарфик потерял? (Г. Виеру)

Шила шубку — Сшила юбку, Шила шапку — Сшила тапку! Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные. Шары такие непослушные! Шары шуршат и в небо рвутся, А шелковинки-нитки рвутся. (Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял. Сколько дел он натворил — Даже шершня разбудил. (А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил, Пять шпаг бесстрашно проглотил. Эй, шалуны! Прибавьте шагу! Несите мне шестую шпагу. (В. Берестов)

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. Но все вокруг возмущены: — Как расшуршались шалуны! (А. Усачев)

Логопедическое занятие «Звук и буква Ш»

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

ЗАДАЧИ:

1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях. 2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги. 3. Фонемный анализ слов типа КОШКА. 4. Познакомить детей с буквой Ш. 5. Читать прямые и обратные слоги.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент.

Дети сидят на своих местах.

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. — Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

— Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма. Дети слушают музыку.

— Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня? (Эта музыка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» по сказке Эдуарда Успенского).

— Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).

— Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.

— Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

— Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

— Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

— Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).

— У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

— В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

3. Автоматизация звука [ш] в слогах.

— Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился). Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Фонемный анализ слов.

— Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка). Фонемный анализ слов мишка, кошка.

5. Автоматизация звука [ш] в словах.

— Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

б) Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

-Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.

— Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика. На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

6. Физминутка (проводится на ковре).

— Слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Делай круг! Шире круг! Справа друг. Слева друг. Мы идём по кругу, Песенку поём. Группа наша дружная. Весело живём.

А теперь приготовьте свои ручки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать.

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения.

— Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.

— Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки). Пили чай из белой шашки … (чашки). Вылезла из норки шишка … (мышка). На нее упала мышка … (шишка). Под кустом сидели шишки … (мышки). На сосне висели мышки … (шишки). В воздухе летала кошка … (мошка). Молоко лакала мошка … (кошка). На столе стояла кошка … (плошка). На полу сидела плошка … (кошка).

8. Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

— Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.

Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

— Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш]. Занятие окончено.

Конспект логопедического занятия по теме: Звук Ш. Буква Ш

Tweet

Ишмухаметова Лия Зуфаровна

учитель–логопед

МАДОУ ЦРР д/с № 254

г. Уфа

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: – обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля; – закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”; – закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие: – автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах; – развитие фонематического слуха и восприятия; – улучшение мелкой и общей моторики и координации движений; – развитие дыхания и голоса; – развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: – воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: Картинки со звуком Ш, Изображение героя – Нюши; Картинки « На что похожа бука Ш»; Наборное полотно с буквами; схема — характеристики звука. Сундучок с предметными картинками; конверты на каждого ребенка: конверт № 1 «Отыщи буку Ш»; конверт № 2 буква Ш, слоги ША, ШУ из разрезной азбуки; конверт № 3конструктор буквы; конверт №4 с трафаретом заглавной и строчной буквы.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Сядет тот, в чьем имени есть звук Н, К, М, А. 2.Сообщение темы занятия. (К нам на занятие сегодня пришла гостья и принесла картинки. Назовите картинки и определите общий звук в словах. Правильно. Сегодня на занятии мы вспомним звук Ш, и познакомимся с буквой Ш; Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш?)

Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос) — губки свободны;

Губки бубликом.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

3.Характеристика звука по акустическим признакам. (Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке?) Звук [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. 4. Игра “Поймай звук ” (–Нюша хочет посмотреть к, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Ш], хлопните.)

р, б, ж, ш,р, с ,з, ш…; ра, жа, шу, ры, со, ши..; ар, ош, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, шуба, игры, камыши, топор, чемодан. (Молодцы! Вы очень внимательные!)

5.Определение места звука в слове. (Нюша приготовила для вас сундучок с заданием, достаньте картинку и найдите место звука Ш в слове.Молодцы, с заданием справились.)

6. Знакомство с буквой Ш. (Звук Ш обозначается буквой Ш Вспомните правило о звуках и буквах . (Выставляется карточка с изображением буквы «Ш»). Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Посмотрите на букву и попробуйте придумать, на что она похожа.

Нюша тоже любит играть с буквами, вот что у нее получилось!)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

Буква «Ш» совсем простая, Как забор стоит, прямая, Но Шипит, Шумит, ШурШит, Шепеляво говорит, Будто выпало два зуба, Как её учить я буду?

7. « Найди букву».

( Нюша собирается пойти погулять вместе с букой Ш, на улице холодно, а у буквы нет шапки, давайте подарим букве Ш настоящую шапку. Достаем конверт под номером … находим букву Ш и рисуем ей шапочку. Теперь буква Ш может смело идти гулять.)

8.Физминутка. « У жирафа пятна»

9.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. ( Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)

10.Чтение слогов и слов. Давайте вставим букву Ш в кассы букв. Буква Ш подружилась с буквами А, У. Достаем из конверта букву Ш и слоги и поселим в домик. А теперь давайте прочитаем их для Нюши.

ША УМ МАМА МАША

ШУ АМ МАРА ШУМ

АШ МА МУРА ШУРА

УШ МУ РАМА УРА

11.Обведение и штриховка буквы в тетрадях.

(Нюша предлагает обвести букву Ш в тетради. Открываем тетради, Нужно отступить две клетки сверху, две клетки слева, в этот уголок приставляем заглавную букву Ш, левой рукой крепко прижимаем букву к тетради, она

должна быть неподвижной. Берем карандаш и аккуратно обводим букву. Линии проводим 1 раз, обводим. От заглавной буквы отступаем две клеточки вправо, прикладываем Маленькую букву ш, выравниваем по нижней линии и обводим ее. После обводки буквы будем штриховать вертикальными линиями. Посмотрите на доску: ставим карандаш в верхний левый угол и ведем вдоль клеточки вниз, проводим вертикальные линии. Штрихуем. Кто заштриховал, убираем тетради на край стола).

12. Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие задания мы выполняли?

Поделиться в соц. сетях

Мне нравится

Конспект урока обучения грамоте (чтение) «Буква Ш».

Предмет:

литературное чтение (обучение грамоте).

Класс:

1б.

Тема урока:

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание
ши
.

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Педагогическая цель урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.

Метапредметные:

воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные:

формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

3. Познавательные:

отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.

4. Коммуникативные:

учатся выполнять различные роли в коллективе.

Образовательные ресурсы:

компьютер, телевизор, предметные картинки, карточки со словами, учебник «Азбука», счётные палочки, схемы слов.

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы, методические приёмы
I. Организационный момент — Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь, повернитесь ко мне лицом.

-Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Если буквы изучать

То научимся читать.

Подготовка класса к работе.

Внимательно слушать и слышать учителя и товарищей.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
II. Актуализация опорных знаний

( повторение изученного материала).

— На какие две группы делятся буквы?

-Расскажите, что вы знаете о гласных.

На гласные и согласные.

Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]