Цели и задачи экологического воспитания
Технологический прогресс, усиленно развивающаяся химическая промышленность приводят к тому, что постоянно истончается озоновый слой, уменьшаются запасы питьевой воды, исчезают «легкие планеты» — леса и рощи. И все это – итог нерационального и беспощадного использования ресурсов природы, которые не успевают восстанавливаться.
Статьи по теме
- Как воспитать сына настоящим мужчиной: главные истины 24.08.2021
- Как воспитать успешного ребенка: 10 эффективных советов 12.07.2021
- Приемы воспитания: как изменить взгляды и поведение ребенка 26.05.2021
- Функции воспитания в деле формирования личности 26.05.2021
Для предотвращения дальнейшего уничтожения природы необходимо экологическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и даже взрослых людей, которым не были ранее привиты основы экологической культуры.
Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно. Большую часть такой работы проводят работники дошкольных учреждений, в которых дети проводят основную часть своего времени. Немаловажным фактом является и привлечение родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер к этому процессу. Так к проблеме сохранения экологии будет привлечено большое количество людей разных возрастов.
Основной целью экологического воспитания является формирование у дошкольников и школьников гуманного отношения к природе и ее ресурсам, создание личности, которая способна понимать и осознавать факт, почему важно любить и беречь природу во всем ее многообразии. Воспринимать себя как часть окружающего мира, способной создавать материальные и духовные ценности на основе природных богатств.
Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага, не разрушая красоты окружающего мира.
За много лет накоплено достаточно теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детишек дошкольного и школьного возраста.
Для этого поставлены следующие задачи:
- воспитание бережного отношения к миру;
- формирование экологического сознания;
- развитие интереса к природе;
- направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.
Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.
Особенности процесса для разных возрастных групп
Экологическое воспитание школьников и дошкольников является неотъемлемой частью образования. На каждом этапе педагоги используют различные формы подачи материала и формы обучения, которые соответствуют психо-эмоциональному и физическому развитию ребят.
Дошкольники
Начинать экологическое воспитание необходимо именно с дошкольного возраста, когда маленький человек:
- формирует основы экологического мышления;
- накапливает свои знания о различных формах жизни;
- у него закладываются начальные элементы экокультуры.
В этот период жизни малыши очень чувствительны и восприимчивы, их физическое и умственное развитие идет быстрыми темпами, закладываются основные моральные качества и черты характера. В возрасте 3-7 лет происходят значительные изменения в сфере познания маленького человека. Преобладает образное мышление и ребенок устанавливает отношения с окружающим миром через непосредственные впечатления.
У детей дошкольного возраста внимание неустойчивое. Они быстро теряют интерес к одному предмету и переключаются на другой, утомляются. Поэтому для изучения мира природы используется принцип «спирали». Каждая тема изучается небольшими порциями. Затем из года в год к ней возвращаются, углубляя и расширяя знания, используя более сложные методики.
Игра и любовь к природе
Основным способом обучения в дошкольном возрасте является игра.
Поэтому экологическое воспитание в детских садах проводится при помощи игр с природными элементами (камешки, ракушки, листья), настольные игры с карточками (например, собрать из нескольких карточек картину природы). Необходимы и активные игры. Хорошо развивает воображение и систематизирует знания о природе игра в «Съедобное-несъедобное».
Теоретические знания обязательно подкрепляются практикой (общение с природой, посещение зимнего сада, работа на приусадебном участке). Все это способствует длительному сохранению интереса и внимания детей к изучению окружающего мира.
Важной деталью экологического воспитания детей является ответ педагога на интересующие их вопросы. Дети любознательны, они помимо детского садика узнают много нового о природе от родителей, из интернета и телевизора. Естественно, у них возникают вопросы. И педагог должен не только передавать знания, но и развивать логическое и творческое мышление малышей.
Для этого используются занятия:
- в зимнем саду;
- живом уголке;
- на природе в виде путешествия, сказки, викторины.
Так дети не только закрепляют пройденный материал, но и узнают для себя что-то новое.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Статью подготовила воспитатель дошкольной группы МБ ОУ С (К) НШ-ДС№2 г. Нерюнгри РС (Якутия) Байдина Наталья Петровна
Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности. Наверное, все помнят слова известного писателя А. де С. Экзюпери «… все мы родом из детства».
Если посмотреть на сегодняшних детей, то можно увидеть, что иной ребенок не понимает, что все, что нас окружает – это живая природа, наша Земля, наш дом, и мы должны научиться все это любить и беречь. И от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (повернуть реки, вырубить кедровый лес) всего один шаг. И чтобы этот шаг не был сделан, надо уже в дошкольном возрасте формировать основы экологического воспитания.
Приобретенные в детстве представления о природе, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет знания, способствует формированию характера, делает их добрее и терпимее.
И в этом нас убеждают биографии многих знаменитых людей: ученых-естествоиспытателей К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; известных поэтов, писателей, художников, композиторов – А.Пушкина, В.Бианки, М. Пришвина, Г.Скребицкого, П.Чайковского и многих других. Очень хорошо, когда детям читают стихи, сказки, рассказы о природе – дошкольники стараются понять, осмыслить прочитанное, задают вопросы, строят свои ответы на основе своего пока еще небольшого жизненного опыта. И если малыши больше любят непосредственное общение с природой, то старшие дошкольники уже могут рассуждать о более глобальных проблемах, которые касаются взаимодействия с окружающей природой.
Как вы знаете, XXI век спрогнозирован как информационно-экологический. Этот факт подтверждает приоритетность экологического воспитания и образования дошкольников и учащихся.
Однако, как считает генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор, решить эту проблему можно, но только «посредством глобального воспитания» т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.
А ведь постановка в такой плоскости вопроса не случайна — экологическое образование не достигло высокой результативности. Что касается дошкольного образования, то до сих пор ведется поиск эффективных стратегий, технологий, рассматриваются самые разнообразные подходы.
Одни специалисты считают, что необходимо ввести тематические занятия, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому. Другие ратуют за эфективную «экологизацию» всего воспитательного процесса. И надо заметить, что второй подход сегодня получает все большую поддержку.
Как отмечают современные экологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего должен быть экологизирован сам человек во всех сторонах его деятельность – в быту, воспитании, обучении. Рассматривают две модели вхождения в новую реальность — через развитие личности на основе «активного наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (С. А. Рубинштейн) и на способности к созиданию на благо человечеству (А. Н. Леонтьев).
При постановке экологических задач решаются вопросы умственного, эстетического, нравственного, этического, физического воспитания.
Умственное развитие происходит в процессе образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших; доступных чувственному восприятию детей; связью между объектами и явлениями природы.
Нужно показывать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на органы чувств. Надо также воспитывать интерес детей к наблюдаемым явлениям. Необходимо показывать, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращать внимание на внешний вид — движения, повадки, таким образом формируются не только знания о природе, но и отношение детей к ней.
Исследования последних лет показывают, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, устанавливать связи между строением отдельных организмов и условиями жизни растений и животных.
В нравственном развитии ребенка особое место уделяется развитию бережного, заботливого отношения ко всему живому.
Эстетическое отношение выражается в развитии умения видеть красоту, многообразие красок природы. Можно заметить, что отсутствие у дошкольников знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению детьми «некрасивых» насекомых, пресмыкающихся. Это наносит вред не только природе, но и неокрепшей психике ребенка, ожесточает его. Вот почему важно с самых ранних лет детям получать верные сведения об окружающем нас мире.
Но экологическое воспитание несколько шире по своему содержанию. Оно строится на осознании деятельности человека для окружающей среды.
Экологическое воспитание возможно при следующих условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растения как живых существах; о единстве организма и среды; о сущности взаимодействия человека и природы); понимания важности охраны окружающей среды; воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам; в осознании выполнении определенных норм поведения.
Эти правила дети хорошо усваивают в дидактических, экологических играх, запоминают, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы не причинить вред природе.
И конечно, не только детское образовательное учреждение воспитывает и образовывает в экологической сфере, но и родители в первую очередь прививают нормы поведения своим детям – и в театре, и в лесу. Так что напоследок можно сказать, что каким вырастет маленький человечек — зависит от тех мыслей и поступков, которые ему «вложат» в душу и в сердце близкие люди. И будет ли он сопереживающим, чутким и внимательным по отношению к природе – тоже зависит от того, чему его научили в детстве.
Библиография
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с., ил.
- Горощенко В.П. Природа и люди., М.: Просвещение, 2006 г.
- Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна., М.: Детская литература, 2007 г.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве., М.: Просвещение, 2009 г.
Следующая > |