Статья по экологии на тему «Экологическое воспитание дошкольников» (дошкольники)


Статья:

Вопросы экологии с каждым годом становятся все актуальнее. Неразумное и эгоистичное поведение человека приводит к катастрофическим последствиям. Нам как родителям важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «ЭКОЛОГИЯ»?

Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.

Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:

  • нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы);
  • духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека);
  • воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы;
  • интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний;
  • формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.

Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д.

Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты.

  • Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
  • Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
  • Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
  • Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
  • Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.

Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Статья «Экологическое воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48 г. ТОМСКА (МАДОУ № 48)

Автор: Неведимова Екатерина Юрьевна

Статья «Экологическое воспитание дошкольников» создана для педагогов ДОУ. В данной статье рассматривается вопрос экологического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На что нужно обратить внимание в развитии экологического воспитания? Через какие направления нужно вести работу по экологическому образованию? Какие формы и методы работы использовать в работе с детьми и родителями.

Дата создания 4 октября 2021 года.

Человек и природа тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании детей дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственный за загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Что происходит сейчас в обществе? Взрослые люди ведут себя потребительски по отношению к природе, не думая о том какие последствия могут быть. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с раннего детства. У ребенка, воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к месту, где он живет, желание его охранять, что позднее приведет к любви своей Родины. Это и есть цель экологического воспитания, привить любовь к Родине, к родному краю. Дети учатся бережному отношению ко всему живому. Будучи взрослыми дети будут настоящими хозяевами своей земли, не только расходуя ее ресурсы, но и сохраняя и приумножая.

Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика это формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю.

Сейчас изменился подход к экологическому образованию. Простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС, экологическое воспитание дошкольников это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом.

База, заложенная в детском возрасте будет являться фундаментом экологической культуры. У ребенка сформируется система ценностей.

Экологическое образование предполагает работу по следующим направлениям:

  • Образовательное направление.
  • Развивающее направление.
  • Воспитательное направление.

Основной целью экологического образования является формирование основ экологического сознания и экологической культуры.

Оно осуществляется путем решения ряда задач:

  • Обогатить детей знаниями о природе.
  • Сформировать представления о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
  • Привить практические навыки и умения
  • Развивать умение замечать прекрасное, беречь богатства родной природы

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Ребенок должен понимать, что нехорошо рубить деревья или уничтожать птиц.

Экологическое воспитание в детском саду можно проводить: с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

Формы работы с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию:

1 специально подготовленные группы, где главная роль отводится воспитателю для того, чтобы донести информацию до детей:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • экскурсии
  • беседы о природе, животных и растениях
  • чтение литературы
  • рассказы

2 совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем, актуализируют свои представления о естественных законах и фактах о природных закономерностях:

  • тематическая игра
  • викторины
  • наблюдение
  • работа в живом уголке

подготовка экологических праздников

3 самостоятельная деятельность детей. Применение этих знаний на практике. У детей есть возможность проявить инициативу

  • игра
  • работа в живом уголке
  • подготовка праздников

Работа с родителями

Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека.

Формы совместной работы: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение территории группы, выставки рисунков и поделок, семейные газеты.

Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.

Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки подразумевает наличие» живого уголка», где есть все необходимые условия для ухода за живой природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс, а не только наблюдениями со стороны.

Экологические вопросы сейчас очень актуальны. Дошкольные учреждения выполняют важную для общества функцию — они помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь.

Список литературы:

  1. Николаева С. Н. методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. М:. Издательский , 2001.
  2. Иванов А. И. среда обитания. Программа экологического образования для детей дошкольного возраста. 2-е изд. Москва: торговый , 2009. 80 р.
  3. Бодракова, Н.и. экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Бодракова Н. И. / / детский сад от А. до Я. — 2008 год. — Вып. 6. — С. 104-109.
  4. Вдовиченко, С. экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева т. / / дошкольное образование. — 2008 год. — №12. — С. 121-122.
  5. https: //razvitum. ru/articles/masters/2017-10-24-15-59-25
Следующая >

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?

Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.

  • Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
  • Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
  • Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
  • Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
  • Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
  • Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.

При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:

  • гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности;
  • умению анализировать наблюдаемые процессы;
  • выводить закономерности развития природы, делать выводы;
  • делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.

Совет

Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:

  • День весны (1 марта);
  • День Земли (20марта);
  • День весеннего равноденствия (20 марта);
  • День птиц (1 апреля);
  • Всемирный день Солнца (3 мая).

Либо к народным праздникам:

  • Иван Купала;
  • Ильин день;
  • Федорин день и т.д.

Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).

Экологическое воспитание и его цели

В бесконечном водовороте повседневных дел и забот, в погоне за материальными благами мы часто забываем о том, что дало нам возможность жить на земле. Природа, дарами которой человек пользуется порой так не рационально, дарит нам не только возможность существования, но и позволяет насладиться ее поистине уникальной красотой, прививает лучшие нравственные качества.

Экологическое воспитание, целью которого является знакомство детей с жизнью природы, привитие отзывчивости, стремление беречь ее богатства, представляет собой достаточно новый раздел в педагогике. Однако проблемы, которые решает это воспитательное направление, весьма актуальны, ведь сложная экологическая обстановка в мире заставляет принимать незамедлительные меры для предотвращения возможной природной катастрофы.

Нужно подчеркнуть, что воспитание экологическое должно начинаться с самого раннего детства, в тот момент, когда ребенок только начинает познавать мир. От того, как будут направлять его действия взрослые, зависит отношение к окружающей природе малыша.

Можно ли ударить котенка или вырвать с корнем цветы? Зачем делать кормушки для птиц зимой? Множество вопросов интересует подрастающего человека. И ответ он будет искать не в нравоучительных беседах, а в наглядных примерах, которые демонстрируют взрослые.

Можно долго и интересно рассказывать о том, что нельзя вырубать деревья, потому что людям нечем будет дышать, но при этом прогнать голодного пса, накричав или даже ударив его. Стоит ли говорить о том, что такое экологическое воспитание будет бессмысленным?

Экология и жизнь – понятия, тесно связанные между собой, поэтому важно научить детей, только начинающих познавать этой неизведанный огромный мир, слышать и видеть душой, осознавать себя его частью.

Необходимые определения

Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.

До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.

Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.

Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.

Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.

Говоря о сущности воздействия педагога на экологическое развитие ребенка, необходимо выделить 2 фактора, которые являются главными в этом процессе.

1.Ступенчатая структура познания, которая базируется на таких моментах:

  • представления;
  • формирование и развитие сознания и эмоций;
  • начало использования на практике полученных знаний;
  • привитие навыков правильного отношения к природе;
  • искоренение потребительского отношения к природным ресурсам;
  • длительность процесса отработки поведенческой линии;
  • скачкообразность развития навыков;
  • активность воспитанников.

2.Значимость психологической составляющей процесса воспитания, базирующейся на таких частей:

  • Сознание;
  • Потребности;
  • Мотивы;
  • Цели;
  • Воля.

Целеполагание и решение поставленных задач

Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.

Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:

  • Знания законов жизни природы;
  • Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
  • Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
  • Пропагандистская работа.

Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:

  • Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
  • Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
  • Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.

В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.

В систему воспитательного процесса экологического развития входят следующие направления:

  • Политическое;
  • Научное;
  • Правовое;
  • Нравственно-эстетическое;
  • Мировоззренческое.

Каждое из этих составляющих определяет направления и формы работы педагога.

Средства воспитательного воздействия

Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.

Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.

Методы экологического воспитания подбираются с учетом уровня развития и подготовки к восприятию информации детей. Рассмотрим несколько этапов работы и критерии выбора методических средств.

Начальный этап предусматривает подбор таких форм и средств работы, которые помогут проанализировать и скорректировать уже имеющиеся у детей сведения и мотивацию к природоохранной проблеме. Используя методы беседы, педагог вызывает эмоциональный отклик у учащихся и формирует личностное восприятие проблемной ситуации.

Следующий этап познания базируется на методах, которые стимулируют самостоятельную активность детей. Весьма эффективны дискуссии, которые обобщат полученный опыт и позволят обрести навыки независимого суждения.

Теоретическое обоснование представленных природоохранных проблем требует использования лекции учителя, который предоставит научно подтвержденные факты экологических проблем на разных уровнях: местном, локальном, мировом.

Любая познавательная активность требует выражения нравственного выбора, с помощью которого происходит обобщение принятых ранее решений, развитие эстетических потребностей детей. В данном случае методы нужно подбирать, основываясь на творческих средствах: изобразительном искусстве, художественной литературе, кинематографе и т.д.

Психологическую подготовку к правильным ориентирам в сфере экологических проблем окажут игры, в том числе, ролевые.

Существует большое число универсальных методов, которые можно использовать на всех этапах работы с детьми. Перечислим некоторые из них:

  • Наблюдение, анализ, рефлексия объектов живой и неживой природы;
  • Эксперименты и опыты;
  • Трудовая деятельность, основанная на навыках ухода за цветами, живым уголком и т.д.;
  • Просветительско-пропагандистская деятельность, включающая в себя лекции, диспуты, акции, недели пропаганды охраны природы;
  • Экскурсии, экспедиции, опыты.

В ведущие методы процесса воспитания вошли поощрение, контроль и наказание. При этом наказание носит гуманный характер, не унижающий личное достоинство учащегося.

Значение правильного выбора методов сложно переоценить. Ведь от их эффективности зависит сформированность экологически грамотной и воспитанной личности.

Семейные ценности

Как связана экология и жизнь, ребенок должен понимать с самого раннего возраста. А так как его жизненный путь берет свое начало в семье, то родители несут большую ответственность за формирование и развитие всех личностных качеств своего отпрыска.

Что такое хорошее отношение к природе, какие поступки не позволительно совершать по отношению ко всему живому, малыш познает в процессе наблюдения за действиями самых родных и близких ему людей.

Каждая бумажка, брошенная мимо урны мамой, или презрительное отношение к бродячим животным отца прочно войдут в сознание ребенка как алгоритм действий, которые он обязательно повторит в дальнейшем.

Авторитет родителей настолько непререкаем в глазах малышей, что им не требуется дополнительных лекций или рассказов о правильном поведении. Поэтому взрослым не стоит удивляться, почему в подростковом возрасте их дети проявляют агрессию к животным, не убирают после себя мусор в лесу и совершенно не понимают, зачем нужно экономить воду.

Пример родителей – главный, определяющий метод семейного экологического воспитания.

Родителям дошколят

Любое воспитательное воздействие строится на контакте воспитателя и воспитанника. Маленькие дети нуждаются в четком руководстве взрослых, ведь они только начинают соприкасаться с удивительным миром природы. Родители могут использовать следующие средства привития гуманного отношения к богатствам природы:

  • Прогулки – отличный способ наблюдения за жизнью природы. При этом совершенно необязательно ходить в длительные походы, ведь и возле дома есть много интересных вещей, которые расскажут о жизни природы.
  • Общайтесь с малышом, обращая внимание на все, что его окружает: как пахнут цветы и колышутся листья, какая на ощупь мокрая трава и шерсть котенка. Из этих мелких, но очень важных деталей начинается познание природных чудес.
  • Называйте каждый предмет и явление, которое встречается во время ежедневных прогулок. Можно использовать литературные стихи, народные песенки и присказки. С их помощью ребенок не только узнает необходимые названия, но и расширит свой словарный запас.
  • Ухаживайте за цветами. Идеальным решением будет совместно с малышом посадить растение, регулярно ухаживая за ним и наблюдая за его ростом. Первое самостоятельное открытие станет важным шагом в нравственном развитии малыша, ведь оно докажет, что все живое нуждается в заботе, любви и уходе.
  • Мастерите поделки, используя природный материал. Параллельно с развитием мелкой моторики вы научите ребенка использовать «вторичное» сырье в виде сухих листьев, палочек и шишек для создания «шедевров» искусства.
  • Читайте произведения художественной литературы, посвященные тематике экологии и защите природных ресурсов. Обсуждайте действия героев, переносите их поступки в свою повседневную жизнь и анализируйте аналогичные ситуации.

Экологическое развитие школьников

В школьные годы, когда основной деятельность детей является интеллектуальное познание, экологическое воспитание строится, основываясь на учебной деятельности. При этом важно привитие следующих навыков:

  • Формирование навыков проектной и творческой деятельности;
  • Выработка правильной позиции к использованию природных богатств;
  • Приобретение необходимых знаний о здоровом образе жизни;
  • Обучение навыкам ведения дискуссии.

В период обучения в школе источником экологического просвещения становятся учебные занятия, факультативы и кружки по интересам. Приоритетными направлениями деятельности являются исследования, трудовая деятельность. На их основании формируется профессиональная ориентация учащихся.

Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.

Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.

Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ НА ПРАКТИКЕ?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком — еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ – ИГРА

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки;
  • слепить снеговика;
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее;
  • выложить из льдинок солнышко или башенку;
  • слепить куличики из песка;
  • сравнить на ощупь глину и землю;
  • сделать из глины кирпичики;
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка;
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года);
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам);
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]