Процесс формирования экономического мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического образования дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле экономическое образование как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, социальной активности и предприимчивости лишь частично применимо к дошкольникам, в силу возрастных особенностей их психического развития.
А.Д. Шатова считает, что «цель труда в экономическом воспитании — привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к человеческому труду, благодаря которому создан «объективный мир, облагораживающий жизнь».
Экономическое воспитание дошкольников должно подчеркивать его взаимосвязь с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления молодого поколения о справедливости и честности часто смещаются в сторону вседозволенности, материализма, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.
Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первых представлений о моральных и правовых основах рынка, которые, по словам Б.Т. Лихачева, «являются простыми правилами человеческой морали»: Честность, сила и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователи определили оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии — создании экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких моральных и экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловое чутье, предприимчивость, обеспечивающих жизнедеятельность в обществе.
Основываясь на исследованиях И.И. Пидкасистого, под средой экономического сопровождения понимается совокупность явлений и событий, которые окружают ребенка, влияют на его личностное развитие и способствуют его вхождению в мир социально-экономических отношений.
Содержание экономически поддерживаемой среды включает:
- объектно-пространственная среда (создание игровой экономической зоны);
- социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения);
- событийно-когнитивная среда (экскурсии, встречи с интересными людьми);
- Информационная среда (кроссворды, иллюстрации, макеты магазинов, банков, центров обслуживания, образцы монет, карта промышленных предприятий города).
Учитель, профессионально использующий влияние этих социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую — создавая образовательную среду, направленную на формирование ведущих морально-этических качеств.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые важны для развития достойных отношений. Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре переходит в отношение детей к тем же лицам и явлениям, выражающееся в соответствующих нравственно направленных чувствах. Есть активное желание помогать и поддерживать друг друга. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе первых форм чувства долга и ответственности.
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.
В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.
В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций [6].
Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно-экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [4].
Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.
Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно-ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением [4]. В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:
– реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;
– организация развивающей предметно-пространственной среды;
– целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.
В процессе экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходима реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, которые в совокупности будут способствовать решению задач экономического и нравственно-трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д.
Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:
– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;
– применению экономических знаний в конкретной ситуации;
– воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда.
В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л. Н. Галкина, Л. С. Гумерова, Л. Г. Киреева, В. П. Макеенок [1; 2; 3; 5].
Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста считаем необходимым:
– определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
– обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания;
– создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием;
– обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами:
– труд;
– мир денег;
– товары;
– экономный хозяин.
Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги».
По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты». Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости.
В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости.
Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки». В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).
Реализация данных игр происходит поэтапно:
– в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой;
– на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль;
– этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре.
В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно-экономическую направленность.
Важным условием реализации сюжетно-ролевых игр экономической направленности является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы. Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии.
Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).
Итак, в ходе организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), формируются экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Литература:
- Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Н. Галкина //Одаренный ребенок. — 2010. — № 4. — С.42.
- Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. — 2012. — № 2. — С. 12.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. / Авт.- сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003.
- Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В. П. Макеенок // Педагогические науки. — 2011. — № 3. — С. 43.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников/ А. Д. Шатова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Зачем дошкольнику экономика?
Итак, каковы цели программы, или зачем дошкольнику нужна экономика:
- Ребенок должен понимать и ценить окружающий материальный мир (материальный мир как результат труда людей);
- Уважайте людей, которые умеют хорошо работать и честно зарабатывать деньги;
- Понять на доступном ему/ей уровне связь понятия «работа — продукт — деньги» и то, что ценность продукта зависит от его качества;
- Видеть красоту человеческого творения;
- Признайте качества мастера как решительные: Бережливость, экономность, усердие в работе, а также щедрость, великодушие, честность, сочувствие, благотворительность (примеры покровительства, финансовой поддержки и т.д.).
- Правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях;
- Удовлетворять собственные потребности в соответствии с возрастом.
Программа состоит из четырех блоков: «Работа — продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в повседневной жизни». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован самостоятельно как мини-программа.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста — от пяти до шести лет. При выборе блоков легко найти ту внутреннюю связь, которая устанавливает определенную систему работы. Мы не знакомим детей с понятием «потребности», но оно заложено в блоке «работа — продукт». Дети получают представление о том, почему все взрослые работают. Результатом труда людей является продукт труда (различные товары, вещи, игрушки, еда и т.д.), в котором нуждаются все люди: и дети, и взрослые.
Серия разнообразных занятий позволяет детям понять роль труда в жизни, откуда берутся всевозможные товары, необходимые для жизни человека. Рекомендуется познакомить дошкольников с такими новыми профессиями, как бизнесмен, менеджер, рекламист, рекламный агент.
Вот как изготавливается продукт. И какова его дальнейшая судьба? Когда он создан, все люди должны знать о нем. Для этого существует реклама (блок «Реклама»), этот материал вызывает большой интерес у детей. Они знакомятся с понятием «реклама», узнают, что это такое, размышляют о рекламе на экскурсии по городу, на специальных занятиях с родителями, самостоятельно придумывают рекламу, начиная с фразы: «Если бы у меня был свой бизнес».
Но с помощью рекламы люди узнают, где и какие товары покупать. Но как это сделать? Следующий этап работы — знакомство детей с темой денег. Не стоит бояться, что разговоры о деньгах могут вызвать у детей нездоровый повышенный интерес к ним. Мы обсуждаем с детьми различные жизненные ситуации: что было, когда не было денег; что такое деньги; какие деньги используются в разных странах (ближних и дальних); каково назначение денег, предмета жизненной необходимости; откуда они берутся?
Наконец, товар покупается за деньги. Следующий шаг — «как только вы купили вещь, вы знаете, как ею пользоваться». Отсюда и название блока «Полезные навыки и привычки в повседневной жизни» — «Экономика». Этот раздел достаточно понятен любому воспитателю, так как связан с одним из традиционных направлений работы детского сада — воспитанием навыков и привычек поведенческой культуры. Автор подчеркнул только его экономический аспект (отношение к свету, воде, пище и т.д.).
По мнению Н. А. Струнилиной, экономическое образование имеет ярко выраженный прикладной характер, поэтому приемы и методы его осуществления должны быть взяты из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны быть «погружающими» и активными в большей степени. Во-первых, на каждом этапе это призыв к обсуждению и комментированию каждого вопроса, затронутого на уроке, это обязательное подведение итогов учителем с оценкой правильности и неправильности высказываний и поведения детей.