Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксируется:

 Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

 Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:

  1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Набор предметов

Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг
Кубик Конус Монета
Коробок Ёлочка Медаль
Пуговица Формочка Полусфера
Ластик Крышка Цыплёнок
Мыло Ракета Пуговица
Записная книжка Призма Кольцо
Флакон (бутылочка) Флакон (бутылочка) Божья коровка
Батарейка Камушек Коробка (пудреница)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

  1. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

  1. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

  1. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый).

Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

  1. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

 высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

 средний уровень –количество набранных баллов 15–10;

 достаточный уровень –количество баллов 10–5;

 начальный уровень –количество баллов 5–0.

Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе.В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы.

Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса.

Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально развиваться.

Литература:

  1. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М. Просвещение,1988, С.144.
  2. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М. И. Земцова. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
  3. Мухина В. С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.
  4. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

«Роль сенсорной культуры в умственном развитии ребенка»

Статья: «Роль сенсорной культуры в умственном развитии ребенка»

Подготовила: воспитатель Шинкарь Л.Г.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, то есть формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца)

, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе)

, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка.

Не менее важно значение высокого уровня такого сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)

.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь–то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов и использование их в качестве «единиц измерения»

при оценке свойств веществ. Устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Ребенок с раннего детства развивается путём «социального наследования»

, которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. 1. Диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста

С целью проверки выдвинутых предположений на базе МБ ДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка» комбинированного вида г. Междуреченска в период с января 2021г. по май 2021 г. организовано и проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие воспитанники младшей группы, 10 детей раннего дошкольного возраста, регулярно посещающих младшую группу. В экспериментальную группу вошло 4 мальчика и 6 девочек (Приложение 1).

Констатирующий эксперимент был организован в январе 2020 года.

Цель констатирующего этапа эксперимента мы определили как выявление уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.

Задачами констатирующего эксперимента стали:

  • определить диагностический инструментарий для диагностики сенсорных представлений у детей
  • организовать и провести диагностику сенсорных представлений относительно восприятия детьми цвета, формы, величины
  • изучить и обобщить полученные данные.

С целью определения диагностического инструментария эксперимента мы выделили критерии сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, предложенными Л.А. Венгером:

  • знание сенсорных эталонов цвета
  • знание сенсорных эталонов формы
  • знание сенсорных эталонов величины.

В соответствии с данными критериями, мы разработали показатели сенсорного развития, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Критерии оценки развития сенсорного развития у детей раннего возраста.

Критерии Показатели
1 Восприятие цвета

(знание сенсорных эталонов цвета)

— умение соотносить цвета с образцом;

— умение располагать цвета в соответствии с образцом;

— умение находить цвета по названию;

— называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого)

2 Восприятие формы

(знание сенсорных эталонов формы)

— сформированность представлений об эталонах формы,

— умение воспроизводить фигуры по заданной форме

3 Восприятие величины

(знание сенсорных эталонов величины)

— овладение действием соотнесения с эталоном,

— овладение способом соотнесения по величине,

— соотнесения двух–трех величин между собой

В соответствии с критериями нами были определены следующие методики диагностики (таблица 2, приложение 2).

Таблица 2 — Диагностические методики определения уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Критерии Методики Автор
1 знание сенсорных эталонов цвета Диагностическое лото

«Цвет»

Т.Е. Васильева
2 знание сенсорных эталонов формы Диагностическая игра

«Построим домики для

фигур»

Н.В. Серебрякова
3 знание сенсорных эталонов величины Диагностическая игра

«Накормим мишек»

Н.В. Серебрякова

Рассмотрим результаты I констатирующего эксперимента с использованием методики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой (приложение 2).

В процессе использования методики «Цвет» мы раздавали детям карточки основных цветов (белого, чёрного, красного, синего, зелёного, жёлтого), а также дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого). Затем мы показывали карточки с изображёнными на них предметами разных цветов, спрашивали о том, у кого из детей есть тот или иной предмет (красная машина, зелёный огурец, жёлтый шарик и т.д.). Ребёнок закрывал свои картинки на карте.

Фиксация результатов диагностики производилась исходя из следующих показателей уровней развития:

— высокий уровень: ребенок действует самостоятельно, без какой–либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото (3 балла);

— средний уровень: ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам других детей, К концу игры у него остаются незакрытыми 1–2 предмета тех цветов, названия которых он еще нетвердо знает и путает (2 балла);

— низкий уровень: ребенок не выполняет задания или закрывает на карте лото лишь 2–3 предмета тех цветов, названия которых ему знакомы (1 балл).

В результате проведения диагностики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой мы получили результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3 — Результаты Iконстатирующего эксперимента исследования уровня восприятия цвета (методика «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой)

Эксперимент Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 констатирующий эксперимент Дети 2 4 4
% 20 50 30

Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе у 2 детей – 20% высокий уровень, так как эти дети смогли самостоятельно закрыть все карточки в соответствии с цветом; средний уровень выявили у 4 детей – 40%, эти дети справились с заданием частично, допускали две-три ошибки; с низким уровнем выявлено 4-х детей – 40%.

Мы провели также качественную обработка результатов исследования. Два ребенка (20%), показали высокий уровень, что свидетельствует о том, что эти дети знают называние как основных, так дополнительных цветов и оттенков, умеют самостоятельно соотносить цвет с образцом. Это: Александр Р. И Дмитрий Р. В. Пять детей — 50% показали средний уровень знаний эталонов цвета, так как путают названия дополнительных цветов и оттенков, не всегда могут самостоятельно соотнести цвет с образцом Трое детей — 30%, которые путают основные цвета, не знают оттенки. Он слабо проявляли желание самостоятельно выполнять задания, просили помощи или ориентировались на мнения других детей.

Результаты исследования по методике «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой как показателя уровня знания эталонов цвета детей раннего возраста представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Результаты диагностики уровня восприятия цвета детей раннего возраста (методика «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой)

Для выявления уровня сформированности восприятия формы мы использовали диагностическую игру «Построим домики для фигур». В процессе эксперимента мы показывали детям геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) и предлагали им построить домики, такой же формы из палочек и ниток.

Оценка уровня сформированности восприятия формы мы осуществляли в соответствии со следующими уровнями:

– высокий уровень: ребенок правильно называет все геометрические фигуры, самостоятельно строит домики для всех фигур (3 балла);

– средний уровень: ребенок не твердо знает название фигур, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для разных фигур. Допускается показ способа построения домиков (2 балла);

– низкий уровень: (1 балл).

Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности восприятия формы имеет 1 ребенок — 10%; средний уровень – 5 человек детей — 50%; низкий уровень – 4 ребенка — 40% (приложение 2, таблица 4).

Таблица 4 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия формы (Диагностическая игра «Построим домики для фигур» Н.В. Серебряковой)

Эксперимент Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
I констатирующий Дети 1 5 4
% 10 50 40

1 человек (10%) из экспериментальной группы показал высокие результаты, что свидетельствует о том, что у ребенка сформировано представление об эталонах формы, он самостоятельно умеет воспроизводить фигуры по заданной форме. 5 человек (50%) представление о форме сформировано недостаточно. Эти дети справлялись с заданиями с помощью воспитателя, не всегда отличали одну фигуру от другой, но при этом демонстрировали интерес и желание справится с заданием. Стоит отметить, что 4 человека (40%) не знают эталонов формы, так как не знают названия фигур, не могут воспроизвести показанную фигуру даже с помощью взрослого. Кром того, демонстрируют низкую заинтересованность: играли палочками, выкладывали что попало. При затруднениях не принимали помощь взрослого, часто конфликтовали и чаще проявляли отрицательные, а не положительные эмоции.

Результаты исследования уровня развития восприятия формы в экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Результаты оценки уровня восприятия формы детей раннего возраста (Диагностическая игра «Построим домики для фигур»

Н.В. Серебряковой)

Для выявления уровня сформированности восприятия величины мы использовали диагностическую игру «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой. В процессе эксперимента мы предлагали детям картинку с изображением 5 медведей разной величины, стоящих по росту, а также 5 различных по величине мисок и 5 ложек убывающей величины. Каждому ребенку мы предлагали помочь медведям и найти им нужную по величине миску и ложку. Наблюдая за деятельностью детей, мы фиксировали как ребенок раскладывал миски и ложки. Важно было определить способ выполнения задания: соизмерение, на глаз, наугад.

Оценка уровня развития сформированности восприятия величины осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:

– высокий уровень: ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (3 балла);

– средний уровень: ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2–3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (2 балла) ;

– низкий уровень: ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, раскладывает миски и ложки не соотнося их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой; наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху (1 балл).

Полученные результаты представлены в таблице 5 и в приложении 2.

Таблица 5 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой)

Группа Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа Дети 1 4 5
% 10 40 50

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 1 человека (10%): у Александра Р. Средний уровень выявлен у 4 человек (40%). Низкий уровень обнаружен у 5 детей (50%).

Мы провели также качественную обработку. В экспериментальной группе половина детей показали низкий уровень. В процессе эксперимента дети с данным уровнем раскладывали миски и ложки наугад, играли с ними, совершено не соотносили их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой. Наводящие вопросы взрослого, как правило, не приводили к успешному выполнению задания. Средний уровень восприятия величины (40%) показали дети, которые не всегда могли пользоваться способом соизмерения, в процессе раскладывая предметов они делали 2-3 ошибки. Стоит отметить, что но после наводящих вопросов воспитателя они часто самостоятельно их могли исправить. Только один ребенок (Александр Р.) абсолютно точно выполнил все задания, при необходимости проверки использовал способ соизмерения предметов. Наблюдение показало, что он хорошо соотносит три ряда величин между собой, что позволяет ему безошибочно выполнять задания.

Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой)

Проведение I констатирующего эксперимента показало, что большинство детей показывают средний и низкий уровень развития сенсорного восприятия. Наиболее высокие результаты дети исследуемой группы обнаружили относительно критерия «Восприятия цвета» – 20% испытуемых показали высокий уровень развития. Относительно критерия «Восприятия формы» и «Восприятие величины» – только один ребенок (10%) показал высокий уровень развития. Стоит отметить высокий процент детей с низким уровнем: 40% относительно критериев «Восприятия цвета» и

«Восприятия формы» и 50% относительно критерия «Восприятие величины».

В рамкахконстатирующего эксперимента была изучена работа воспитателей младшей группы по организации деятельности по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. Занятия, а также самостоятельная деятельность детей в свободное время, индивидуальная работа с детьми планировалась педагогами с учетом возрастных особенностей. Стоит отметить, что занятия, непосредственно связанные с сенсорным развитием, проводятся эпизодически, систематическая работа в данном направлении отсутствует.

Также с воспитателями мы провели беседу. Нас интересовало, как используется игровая деятельность авторская сказка как средство сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, есть ли программа, которая непосредственно направлена на сенсорное развитие детей. В результате беседы мы выяснили, что работа, направленная на сенсорное развитие, не имеет программного обеспечения, то есть специально организованная систематическая работа в данном направлении отсутствует.

Проведя исследование уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, мы установили, что уровень восприятия цвета, формы, величины недостаточно развит. Высокий уровень развития индивидуальности в исследуемой нами группе выявлен только у 10-20% детей, средний и низкий – у 40-50%. Исследование показало, что педагоги в своей работе по сенсорному развитию в основном используют стандартные приемы и техники, мало ориентированы на целенаправленную работу в рамках специально разработанной программы сенсорного развития каждого ребенка. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента. Исходя из этого, нами было принято решение разработать программу сенсорного воспитания детей раннего возраста, направленную на повышение уровня восприятия сенсорных эталонов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  2. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. — Москва, Просвещение, 2008. –144с.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2006г. [Текст] / Н.Новгород, ООО Типография «Поволжье», 2006. – 282с.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детсада [Текст] / под ред. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982 – 256с.
  6. Григорьева, Г.Г., Кочетова, Н.П., Груба, Г.В. « Играя с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста. [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – Москва, Просвещение, 2003. – 80с.
  7. Демина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ (учебно-методическое пособие). [Текст] / Е.С. Демина. — Москва, ТУ Сфера, 2005, — 192с.
< ПредыдущаяСледующая >

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. В детском саду ребёнок обучается: рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит то его сенсорного развития. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться с произведение искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Усвоение ребёнком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых. Оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрические система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои – во вкусовом, обонятельное восприятии. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить основный задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета, формы и об отношении между двумя предметами по величине. • Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов их группировке по цвету и форме вокруг образцов эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер – конусная пирамидка. Покажите ребёнку, как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребёнку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

«Разложи кубики по цветам» – тоже полезная игра. Предложите ребёнку (1,5-2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разделить все кубики на кучки по цветам. • «Дразнилки» – игра на подражание. Показывайте ребёнку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям. • «Вспомни ощущение». Проводите по руке ребёнка разными предметами: пёрышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребёнка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано. • «Угадай овощ». В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребёнка, опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощ или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребёнок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что… и т.д. • «Угадай, чья рука» – игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребёнку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки на ощупь. Затем с закрытыми глазами ребёнок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.

Первоисточник https://odnoklassniki.ru/mamaipapa

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры

 Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейерладших

Ключевые слова: ребенок, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, чувственный опыт, дошкольный возраст, эталон.

В работе с детьми дошкольного возраста вопрос формирования сенсорной культуры является одним из важных и приоритетных, поскольку сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Уровень сенсорного восприятия и сенсорного развития в целом у современных детей, несколько отличается от того уровня, какой, к примеру, был 10–20 лет назад. Действительность такова, что у ребенка появляется все больше и больше средств, которые позволяют знакомиться с явлениями и предметами не в их натуральном виде, а через фотографии, рисунки, мультфильмы, компьютерные игры, что, конечно, не удовлетворяет потребностям в чувственном познании предметов. В раннем возрасте необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт.

Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Этим вопросом занимались такие видные представители дошкольной педагогики, как Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др. Целую систему сенсорного воспитания разработали советские ученые педагоги и психологи — А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь — это пополнение представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. [2,с.10]

Основой познания окружающей действительности являются ощущение и восприятие. От уровня их развития зависит в дальнейшем возникновение таких более самостоятельных процессов, как память, воображение, мышление. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. [5, с.4].

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребенка в целом. [6 с.3]. От того, насколько совершенно ребенок познавательно развит,будет зависеть основа всего последующего его психического развития, а так же успешность в школе. Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание — это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. [5, с.11]

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Но знания, полученные в процессе наблюдения и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей нередко возникают поверхностные представления. [5, с.12]

Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает окружающую действительность. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания во все моменты жизни ребенка, а значит и в режимные моменты ДОУ.

Итак, одной из основных задач сенсорного воспитания дошкольников является овладение умением выделять свойства предметов: цвет, форма величина. Эти свойства должны выступать для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий с ними. Это и есть основа всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов, выработанные человечеством. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические «цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Полное овладение системой цветовых эталонов означает знакомство со всеми цветовыми тонами, со всеми оттенками, с различиями по светлоте и насыщенности цвета, а также овладение представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре и о возможности получения цветов путем смешения других. В младшем дошкольном возрасте (четвертый год жизни) знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий. Сначала у детей вырабатывается умение группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее формируется умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, но представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. На начальном этапе усвоения сенсорных эталонов необходимо познакомить детей лишь с несколькими геометрическими фигурами, которые отражают в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов. Такими фигурами являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник. Ребенок должен уметь отделить геометрические фигуры от других предметов, придавая им значение образцов. Это происходит путем сопоставления каждой фигуры с рядом предметов сходной формы. Предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к использованию образцов представляемых, к словесному обозначению формы предметов (круглый, квадратный и т. п.) Наконец, ребенок, усвоив сенсорные эталоны формы, должен уметь анализировать предметы окружающего мира, имеющие более сложную форму: выделять сначала общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких второстепенных частей, и, наконец, отдельные дополнительные детали. На всех этапах освоения действий по обследованию формы предметов целесообразно использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Это помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Эталоны величины носят особый характер, так как величина — относительное свойство, и ее точное определение происходит при помощи условных мер. Определение величины, таким образом, происходит на основании места, которое предмет занимает в ряду таких же однородных предметов. В качестве эталонов здесь выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемыми словами «большой», «маленький», «самый большой». Усложнение представлений об отношениях предметов по величине состоит в постепенном переходе от освоения отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Например, к трем годам ребенок должен уметь выбрать на глаз больший (или меньший) предмет из двух, затем выбрать предмет по образцу, когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему. Еще сложнее задача, когда нужно при помощи глазомера подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему (глазомерное «сложение»). На начальном этапе знакомства с величиной, когда нужно переходить от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к уже глазомерному действию, детей целесообразно познакомить с употреблением простейшей мерки. Например, когда ребенок, выбирая предмет в качестве образца, измеряет его полоской бумаги или шнурком, а затем по этой мерке обследует и выбирает остальные предметы.

Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения. Это объясняется тем, что в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. В ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием определенных качеств и умений, но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. [3, с. 15]. С помощью дидактических игр у детей формируется способность к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Нужно отметить, что игры и упражнения необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Исходя из этого, с целью формирования сенсорных эталонов и повышения уровня сенсорного развития детей мною была составлена система дидактических игр. Работу по сенсорному развитию я осуществляю систематически и последовательно, используя дидактические игры и упражнения в качестве основных средств сенсорного воспитания, и включая их в разные формы образовательной работы.

Во-первых, мною был составлен перспективный план работы по развитию сенсорных эталонов. Распределение материала производилось в последовательности, предусматривающей постепенное усложнение от простого к сложному. Например, вначале дети знакомятся с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а потом уже с цветом, который воспринимается при помощи зрения. Последовательность отражается еще и в ознакомлении вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым-оранжевым цветом). Кроме этого, был учтен возраст детей и уровень их развития.

Формирование у детей представлений о цвете проходит поэтапно. На первом этапе дети должны ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого подходят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать можно каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). Важно на первых занятиях не называть цвет предметов (для того, чтобы детям стали понятны такие выражения, как «такой же»- «не такой»), а так же использовать прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

На втором этапе начинается формирование умения ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, можно им помочь при помощи приема «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе у детей обычно формируется понимание того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

Работа на третьем этапе заключается в подборе игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4–6 цветов). Дети выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята».

Для формирования представлений о форме предметов часто побуждаю детей подыскивать сравнение. Например, задаю вопрос: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. При этом целесообразно осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей необходимо формировать сначала умение подбирать предметы одинаковой величины по образцу. Затем подбираются задания на формирование умения различать предметы по величине путем прикладывания и наложения. Вместе с этим проходит закрепление названий свойств предметов разной величины: «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины используется самое большое количество предметов, заранее подготовленных. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Такие игры, как «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)», способствуют развитию внимания, мышления. У детей закрепляются представления о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Чудесный мешочек», а также упражнения с использованием сенсорных панно и тактильных дорожек. Можно предложить детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Следует отметить, что формирование сенсорной культуры осуществляется мной, прежде всего, в ходе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности. Очень важно проводить индивидуальную работу с детьми, у которых отмечается низкий уровень сенсорного развития. В своей работе для осуществления сенсорного воспитания я часто использую окружающую обстановку. Большие возможности предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, особенно с природой. Например, на прогулке можно организовать наблюдение за различными объектами живой и неживой природы.

В конечном итоге, в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников: 1) происходит формирование и усвоение системы сенсорных эталонов; 2) формируется умение обследовать предметы: сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности между ними; 3) происходит овладение способами их использования в разнообразной деятельности. Система дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в целом повышает у детей уровень сенсорного развития и восприятия.

Литература:

  1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
  2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьякова. М., «Просвещение», 1969.
  5. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965
  6. Пилюгина В. А. Занятия по сенсорному воспитанию. — М.: Просвещение, 1983
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]