Содержание:
- Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных
- Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
- Правила игр Никитина
- Примеры игр по методике Никитиных Игра «Сложи узор»
- Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
- Игра «Обезьянки»
Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Не только потому, что она имеет давние, еще советские корни, успешно опробована на детях и внуках знаменитых супругов – педагогов, распространена их последователями. Методика раннего развития Никитиных проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира.
Семеро детей Лены и Бориса Никитиных достигли значительных успехов в развитии и воспитании, опережая сверстников на несколько лет. Интересная методика, интеллектуальные игры для детей сегодня не только не утратили актуальность, они получили большое распространение у современных производителей товаров для детей, их выпускают в разных вариантах, модернизируют, используют в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах.
Борис Павлович Никитин (1916 – 1999 гг.) называл свои педагогические разработки «играми для ума», так как в игровой развивающей деятельности ставил на первое место самостоятельный поиск творческих решений и стимулирование новых достижений в развивающей среде, а не применение ребенком алгоритма известного решения интеллектуальных задач. По его мнению, дети должны учиться находить выход из игровой ситуации без инструкций педагога: в этом будет заключаться развитие интеллектуальных способностей. И это утверждение, воплощенное в развивающих играх Никитина для дошкольников, соответствует задачам современной педагогической науки.
Игры по методике Никитина предназначены не только для дошкольников. В них можно играть всей семьей, компанией, а также школьникам, студентам, их используют даже в качестве реабилитирующих занятий в домах престарелых.
Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных
Помощь взрослого, воспитателя или родителя, требуется только в самом начале, когда надо предложить игру ребенку, вовлечь, заинтересовать. Здесь есть небольшой психологический момент – надо угадать настроение малыша, чтобы ему было интересно и комфортно играть в условиях новой развивающей среды.
- Каждая игра состоит из нескольких задач, ребенок должен найти решение с помощью фигурок, деталей, картинок и т.п.
- Задачи могут быть представлены в различных формах (рисунки, чертежи, конструкции, модели и т.п.), так они стимулируют познание разных способов передачи информации.
- Игровые задачи следует вводить с возрастанием уровня сложности.
- Игровые задания имеют разный диапазон трудностей, от простых, для 2 — 3 летних малышей, до сложных для взрослого игрока. Поэтому игры Никитиных интересны в любом возрасте.
- Поэтапное усложнение игровых задач стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, заставляя думать, идти вперед, самостоятельно развиваясь в творческом поиске.
- Взрослый ни в коем случае не должен вмешиваться в игру ребенка, не должен подсказывать, позволяя самому искать решение проблемной ситуации.
- От ребенка не следует требовать немедленного решения игровой задачи. Он должен дойти до всего сам, пусть даже через день, неделю, месяц.
- Ответ на игровое задание должен быть наглядным, осязаемым, в виде схемы, рисунка, модели, таким, чтобы ребенок сам мог убедиться в своей правоте, в своем правильном выборе решения.
- Развивающие игры не должны быть ограничены предлагаемыми заданиями, их можно дополнять, придумывать свои, новые, а можно разработать самим более сложные игры или более творческие.
- Интеллектуальные игры помогают выяснить предел своих возможностей.
Таким образом, цель развивающих игр по методике Никитиных заключается в формировании у детей разных интеллектуальных качеств: памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. Играя, ребенок учится быть сообразительным, изобретательным, развивает творческое мышление.
Математическая дидактическая игра для младшей группы своими руками
Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.
Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной
Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал.
Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья.
Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.
Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!
Материалы для творчества
Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:
- Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
- Резина (или прорезиненная цветная бумага).
- Картон (тонкий и толстый).
- Самоклеющаяся бумага.
- Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
- Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.
Источник: https://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/matematicheskaya-didakticheskaya-igra-dlya-mladshej-gruppy-svoimi-rukami.html
Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным. Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие.
Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.
Правила игр Никитина
- Игра должна доставлять радость. Каждый успех ребенка – большое и общее достижение.
- Ребенка следует заинтересовать игрой, но не стоит заставлять. И уж тем более здесь не место обидным замечаниям.
- Развивающие творческие игры требуют детской самостоятельности и взрослого невмешательства. Пусть ребенок думает сам, ищет свои ошибки тоже сам, поднимаясь по лестнице все более сложных заданий.
- Чтобы оценить сложность игры, прежде чем занять детей, стоит поиграть самому и засечь время.
- Начинать надо с более легких и простых задач, так как успех в самом начале – важное условие.
- Если ребенок не может решить игровую задачу, она ему не под силу, то стоит отступить и сделать перерыв. А через несколько дней возобновить занятия с более легкой игры. А еще лучше, если малыш выберет сам игру по своим возможностям.
- Если в семье несколько детей, то каждому надо приготовить по комплекту. В детском саду желательно подготовить несколько комплектов игр.
- Самые простые игры, которые автор методики рекомендует давать первыми – «Сложи узор» и «Рамки и вкладыши Монтессори». Эти игры направлены на распознавание цвета и формы. При этом Б. П. Никитин рекомендует взрослым начать вести дневник успехов ребенка, записывая порядок введения новых игр.
- Дети увлекаются играми периодически, поэтому, когда интерес к занятиям пропадает, об игре следует забыть на несколько дней или на месяц. Когда с подачи взрослых интерес снова возникнет, успехи в игре могут быть куда лучше.
- Игры по методике Никитиных следует беречь, не оставлять с игрушками, убирать на видное, но недоступное детям место.
- При занятиях по методике Никитиных с самыми маленькими детками от 1,5 до 3 лет желательно придавать игре форму сказки, придумать сюжет, дать фигуркам, узорам и моделям имена. Фантазия и эмоции воспитателя играют большую роль в процессе увлечения детей.
- Игровая деятельность должна стимулировать у ребенка развитие индивидуальных качеств характера. Следует больше хвалить воспитанников за достижения и подбадривать в случае неудач.
- Игровая деятельность должна проходить в условиях комфортной и непринужденной обстановки. Если дети – непоседы захотят прыгать от радости или кувыркаться – они не должны сдерживаться.
- Если на игровом этапе уже сложены все узоры, собраны все модели, то можно придумать новые задания самим. Будет замечательно, если дети станут сами записывать, зарисовывать в дневник достижений новые образцы.
- Детям старшего дошкольного возраста можно устроить соревнования по решению задач на скорость. А воспитанники 6 – 7 лет вполне способны к серьезным состязаниям со взрослыми. Выиграть взрослого – это огромная радость для ребенка.
Развивающие игры своими руками: игротека Татьяны Александровны Барчан
В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка»: встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан.
У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр.
Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус», является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).
Меня Татьяна Александровна покорила креативностью и изящностью решений по развитию детей в игре. Я слушала ее и понимала, что 90% всех идей, прочитанных мной в Интернете за последние годы — разные вариации ее игр, придуманных еще в 90е годы. Я исписала несколько листов, зарисовала схемы и идеи. Теперь нашла время и готова поделиться с Вами некоторыми зарисовками.
Развивающие игры своими руками
1) Коробка с дорожками для магнита. Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.
В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.
2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома).
Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей».
Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.
3) Простая модель термометра. Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.
4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.
5) Детская библиотека. Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».
6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки.
Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.).
Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.
7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш.
Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам.
Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.
Игра «Капризный покупатель». Официально разрешаем малышам капризничать ???? Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель.
У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям.
Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.
Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия.
Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями.
Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже ????
Примеры игр по методике Никитиных
Игра «Сложи узор»
В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.
Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.
Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.
В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.
С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.
Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.
Б.П. Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым.
Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.
Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.
Вот список фигур:
- Круг
- Квадрат
- Равносторонний треугольник
- Эллипс
- Прямоугольник
- Ромб
- Трапеция
- Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
- Параллелограмм
- Равнобедренный треугольник
- Шестиугольник
- Пятиконечная звезда
- Прямоугольный равнобедренный треугольник
- Пятиугольник
- Неправильный шестиугольник
- Разносторонний треугольник.
В ходе игры рамку с соответствующим вкладышем надо называть по форме фигуры (ромб, звезда, круг и т.д.).
Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.
Варианты заданий:
- Найти вкладыши и вставить в рамочки
- Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
- Раскрасить фигурки цветными карандашами
- Обвести фигурки двойным контуром
- Создать орнамент из фигурок
- Угадать фигурку на ощупь
- Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
- Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.
Игра «Обезьянки»
Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.
Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детишек надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.
В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.
Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.
Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:
more
Развивающие игры своими руками
Казалось бы, сейчас можно купить практически любые игрушки.
Зачем изобретать велосипед и заниматься самодеятельностью? Но игры, изготовленные мамиными руками, всегда пользуются особой любовью малыша, да и получаются они если и не совсем идеальными, то обязательно оригинальными и с немалой долей маминого тепла и любви. Кроме того, в нынешней нестабильной экономической ситуации самодельные игрушки помогут сэкономить немного денег для покупки чего-нибудь более стоящего, например, детских книг.
Признаюсь, что я не отношусь к разряду мам-рукодельниц, скорее наоборот. Но с рождением дочери ситуация вдруг изменилась: захотелось что-то создавать (или хотя бы пытаться это делать), мастерить, придумывать. Как оказалось, это требует минимум временных и материальных затрат, а восторженная реакция ребенка – самое приятная награда.
Тактильные мешочки
Для их изготовления потребуется немного разноцветных лоскутков и различные наполнители: крупа, фасоль, камушки, шуршащий полиэтилен, вата, соль, мелкие монетки и т.д. Желательно выбирать ткань ярких цветов и различных фактур. Также можно сшить двухцветные мешочки.
Просто вырежьте из ткани квадраты, например, 8Х8 см+по 0,5 см для припусков с каджой стороны. Сшейте мешочки, оставив небольшое отверстие, выверните, заполните наполнителем и зашейте отверстие. Малышу будет интересно изучать шуршащие, звенящие, хрустящие яркие игрушки.