Конспекты сюжетно- ролевых игрматериал на тему
Конспект сюжетно-ролевой игры-ситуации
«Магазин овощей и фруктов»
Основная область: социализация
Интеграция областей: коммуникация, познание.
Задачи:
1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.
2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.
3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.
4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».
5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.
6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (ориетацию в понятиях «добро» и «зло»)
7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых
9. Закреплять у детей умение считать до 5 и умение применять его в социальной действительности.
Предварительная работа:
- Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов», «Здоровье вашей семьи», «Вкусный арбуз»
- Дидактические игры: «Кто самый вежливый», лото «Сад и огород»
- Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги).
- Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»
- Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.
Основная работа:
Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.
Ход:
Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.
Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?»
Дети: отвечают по-разному.
Воспитатель: У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?
Дети: продуктовый.
Воспитатель: Верно. Можно я первая буду продавцом?
Дети: Да
Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.).
В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».
Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель».
Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода( если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?
1 ребенок-покупатель: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.
Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?
1 ребенок-покупатель: Да
Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.
1 ребенок-покупатель: Давайте.
Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.
1 ребенок-покупатель: 3 монетки помидор и 1 монетка лук.
Воспитатель-продавец: Отлично, и того…
1 ребенок-покупатель: 4 монетки.
Отдает деньги продавцу.
Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю.
Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.
Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».
2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!
Воспитатель-продавец: Добрый день!
В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые дети-покупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый.
Воспитатель-продавец: Что вы хотели?
2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.
Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?
2 ребенок-покупатель: Сладкое.
Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…
2 ребенок-покупатель: 5 монет.
Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет.
Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. Досвидание.
2 ребенок-покупатель: Досвидание
Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.
Воспитатель-продавец: Здравствуйте.
3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.
Воспитатель-продавец: Что Вам подать?
3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.
Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?
3 ребенок-покупатель: Да.
Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.
3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.
На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товара.
3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода?
Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.
3 ребенок-покупатель: 2 монеты.
Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.
Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель- продавец упаковывает покупку.
Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье. Передайте привет своей жене.
3 ребенок-покупатель: Спасибо, передам. Досвидание.
Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».
Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.
Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?
Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу.
Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.
4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.
Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.
Воспитатель-покупатель(обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.
Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.
Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.
Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).
Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.
Производится расчет.
Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.
Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.
Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.
Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.
Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?
Ребенок-покупатель: Борис.
Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине ?
Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.
Ребенок-покупатель: С удовольствием.
Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения»
Игра отражает знания детей о содержании совместного труда членов семьи в домашнем хозяйстве. Закрепляет культурные навыки. Совершенствует умение детей самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Развивает пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Цель: Формирование умения применять в игре полученные раннее знания об окружающей жизни.
Образовательная задача: Формировать умение творчески развивать сюжет. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличением количества объединяемых сюжетных линий. Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Развивающая задача: Развивать речевую активность детей. Отражать в игре знания о содержании совместного труда членов семьи в домашнем хозяйстве. Закрепление культурных навыков. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа
Познавательное развитие:
- Рассматривание картин и картинок:
- С изображением сцен семейного быта
- С изображением различных ситуаций в магазине
Речевое развитие:
- Этические беседы:
- «О происхождении фамилии»
- «Семья»
- «Фото моей семьи»
- «Мужчины и женщины в семье»
- «Моя бабушка»
- «Подари мне радость»
- «Праздники в нашей семье»
- «Поход в магазин»
- «Продавец» и т.д.
Художественно-эстетическая деятельность:
- «Дом моей мечты» (лепка из пластилина)
- «Урожай» (лепка из соленого теста)
- «Кондитерские изделия» (лепка из пластилина)
- «Мимозы для мамы» ( объемная аппликация)
- «Рамка для семейной фотографии» (конструирование из бумаги)
- «Портрет моих родителей» (рисование)
- «Во саду ли, в огороде» (коллективная работа по рисованию)
- Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э.Э. Мошковской
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры:
- «Кому что нужно»
- «Четвертый лишний»
- «Путаница»
- «Что было бы, если?»
- «Кому это принадлежит?»
- «Распредели и доставь товар в магазин»
- Игра «Обратись по имени» Воспитатель предлагает детям ласково и вежливо обратиться к своему сверстнику по имени, используя при этом разные варианты обращения (Лена-Леночка-Аленушка, Игорь-Игорек, Таня-Танечка-Танюша, Вова-Володя-Вовочка и т.д.). В конце игры воспитатель обобщает: «Молодцы, ребята, вежливо, ласково обращаетесь к сверстникам»).
- Игра «Раздаем имена» Сначала воспитатель, а потом и сами ребята придумывают имена-характеристики, пишут их на отдельном листочке бумаги, сворачивают, а затем предлагают вытаскивать и определять, кому какое имя больше подойдет. Например, «Веселушка», «Грустиночка», «Отважный», «Хлеболюб», «Сластена» (все зависит от фантазии воспитателя и детей).Дошкольники могут также придумывать клички любимому животному, отражая в имени его характер: Дружок, Мурлыка, Стрекотун, Хвостик, Полосатик…
- Игра «Кто я?» Играют два человека — ребенок и взрослый.Я — мама, а ты мне кто? Я — дочка, а ты мне кто? Я — внук, а ты мне кто? И так далее. Усложнение:Кому ты дочь? Кто тебе мамина мама? Кто тебе папина сестра? А ты ей кто? (Рассуждения ребенка.) Сколько нас в семье? (вариант игры-загадки) «В семье у нас две мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?» (Рассуждения ребенка.)
- Игра «Я хочу» Дети стоят в кругу. В центре круга красивый коврик. Детям предлагается по одному выйти в центр круга, встать на коврик и сказать о своем желании, начиная со слов «Я хочу…». Остальные дети приветствуют желание аплодисментами, берутся за руки и вместе громко и утвердительно говорят: «Да будет так».
- «Магазин Карамельки»
- Кафе «Забава»
Оборудование
- Детская мебель (стол, стулья, диван, кресла, кухонный уголок )
- Набор детской посуды (чайной, кухонной, столовой)
- Деньги
- Кошельки
- Сумки для покупателей
- Стационарный прилавок — 2 штуки, весы, кассы, халат для продавца
- Набор игрушек для продуктового магазина
- Комплект игрушек для магазина «Игрушки»
- Комплект игрушек для «Парикмахерской»
Сопутствующие игры
- «Утро в семье»
- «Обед в семье»
- «Вечер в семье»
- «Выходной день в семье»
- «К нам пришли гости»
- «Продуктовый магазин»
- «Магазин одежды»
Предполагаемые роли
- Именинник
- Мама
- Папа
- Брат
- Сестра
- Гости
- Продавец продуктового магазина
- Продавец — консультант
- Кассир
- Парикмахер и т.д.
Ход игры
Ребята какие праздники вы любите?
Праздник Дня рождения вам нравится?
Почему он вам нравится?
Кого вы приглашаете на свой День рождения?
Ребята, вспомните, кто недавно отмечал день рождения?
Давайте мы свами поиграем в «День рождения» и во время игры еще раз
поздравим нашу именинницу.
У именинницы есть семья. Кто будет у нас в этой семье? (Дети самостоятельно определяют членов семьи)
Кроме семьи у него есть еще и друзья, которых она пригласит на праздник. Друзьям необходимо купить подарки, для этого нам нужны продавец – консультант, кассир. Имениннице нужно сделать прическу, для этого нам нужен парикмахер (дети самостоятельно распределяют роли или с помощью карточек-символов, которые лежат на столе рисунком вниз)
Что будет делать именинница? (Пригласит друзей, отправится в парикмахерскую делать прическу)
Чем будут заниматься члены ее семьи? (Папа сходит в магазин за покупками, мама будет накрывать стол, остальные члены семьи помогают маме по хозяйству.)
Чем будет заниматься продавцы? (Подготавливают товар к продаже; выкладывают товар на витрину, полки, оценивают; упаковывают; дают советы покупателям)
Что делает кассир? (Принимает деньги за покупку)
Что будет делать покупатель? (Выбирает товар, оплачивает покупку, кладет его в сумку, прощается и уходит)
Чем будет заниматься парикмахер? (Делает стрижку, моет голову, делает укладку)
Что делают гости? (Входят, здороваются, поздравляют именинницу)
Что делают хозяева? (Приглашают гостей, угощают, предлагают поиграть в настольные и подвижные игры.)
А что нам нужно для нашей игры? (Дом, магазин продуктов, магазин игрушек, парикмахерская.)
Выслушав детей необходимо напомнить правила хорошего тона быть вежливыми по отношению друг другу, предупредительными, употреблять вежливые слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и т.п.
Для начала нам необходимо определиться, где что у нас будет находиться, и подготовиться к игре. (Дети самостоятельно определяют, что необходимо для игры. Определяют место игры и расставляют атрибуты)
(По мере необходимости в игру вводятся дополнительные роли.)
Теперь представьте, что вы спите у себя дома, а сейчас наступило утро. Все просыпаются, умываются, делают зарядку, завтракают.
А сейчас 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть! (все распределяются по своим местам, игра начинается)
Возможный вариант развития сюжета игры
Магазин – покупатель входит, здоровается, рассматривает и выбирает товар, советуется с продавцом, кладет покупку в корзину, подходит к кассе.
Расплачиваясь за товар, дети сталкиваются с тем, что монет достоинством 3, 4,6,7,9 рублей нет. Если дети затрудняются решить данную проблему, педагог помогает с помощью наводящих вопросов. Делается вывод: стоимость товара может быть представлена разным количеством монет разного достоинства.
Когда дома всё готово, приходят гости. Именинника тепло поздравляют, дарят ему подарки, говорят пожелания, играют«каравай», окружают вниманием, угощают гостей, читают стихи, поют песню «С днем рождения», танцуют, играют в настольные и подвижные игры.
Когда день рождения заканчивается, именинник благодарит своих гостей за отличный праздник: А когда гости разошлись, нужно помочь «маме» и «папе» убрать дом после праздника. Вместе убирать дом веселее и быстрее.
Оценка игры
По окончанию игры, необходимо совместно с детьми поделиться своими впечатлениями об игре, обсудить интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.