Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.


Игры на образное и ассоциативное мышление

«Ассоциация»

Цель: игра на образное и ассоциативное мышление, рассчитанная на старший школьный возраст, развивает логическое мышление. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 10-15 участников. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.

Описание игры: ведущий выходит из комнаты (удаляется от группы играющих) для того, чтобы игроки смогли загадать одного участника из круга участников. Когда ведущий возвращается, он задает кругу вопросы (можно один вопрос всему кругу, можно задавать вопрос каждому игроку), например: «С какой кухонной мебелью он у тебя ассоциируется?», «С каким цветком?», «С каким животным?» и т.д. Получив достаточное количество ответов, ведущий делает свой выбор. Если выбор правильный, то угаданный игрок занимает место ведущего, если же ведущий не угадывает с первого раза, то ему предоставляется еще две попытки. Если он и тогда не угадает, то он выполняет одно желание участников игры (прокукарекать под столом, сделать круг почета вокруг чего-либо и т.д.)

«Ассоциация» (вариант)

Цель: игра на образное и ассоциативное мышление, рассчитанная на старший школьный возраст, развивает логическое мышление. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 4 участника. Время проведения: не ограничено. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.

Описание игры: участники игры садятся друг напротив друга (крест на крест), чтобы получились две команды по два участника. Члены каждой команды сидят друг напротив друга. Один из игроков задумывает слово, которое шепчет на ухо своему соседу, то есть члену противоположной команды. Теперь это слово знают по одному члену каждой команды. Член команды которому сказали слово, начинает игру. Он должен сказать слово (только не однокоренное слово в именительном падеже без предлога), с которым, по его мнению, у напарника должно ассоциироваться задуманное слово. Если напарник не отгадал задуманное слово, то очередь переходит к игроку, загадавшему слово. Кроме одного своего нового слова, он может использовать уже сказанные слова (опять же не однокоренные слова в именительном падеже, без предлогов), выстраивая тем самым логическую цепочку. Игра проходит до тех пор, пока задуманное слово не будет названым. Следующим новое слово загадывает игрок, которому в предыдущий раз загадывали.

«Как Ваши дела?»

Цель: вспомнить правила этикета, развивает ловкость, сноровку. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: не ограничено. Необходимое снаряжение: не требует использования снаряжения.

Описание игры: игроки стоят в кругу лицом к центру. Один из игроков, хозяин, идет по внешней стороне круга, за спинами и выбирает другого игрока (гостя), похлопав его по плечу. Хозяин пожимает руку гостю, называет себя и очень заботливо спрашивает: «Как Ваши дела?». Гость называет свое имя и очень вежливо отвечает на его вопрос: «Прекрасно, благодарю Вас», но хозяин, очевидно, очень плохо слышит, поэтому переспрашивает: «Как Ваши дела?». На что гость опять повторяет свой ответ. Но хозяин не успокаивается и спрашивает вновь. Гость с трудом сдерживая раздражение и отбросив все приличия, громко повторяет свой ответ. Тут начинается действие. Хозяин бежит по кругу в том же направлении, что и в начале, а гость бежит в обратную сторону. Каждому из них надо прийти к месту гостя первыми. Когда их пути пересекутся, они должны остановиться, пожать друг другу руки и трижды повторить свой диалог от начала и до конца. Тот, кто проиграет в гонках, будет хозяином в следующем круге.

«Караоке по-русски»

Цель: развивает артистические способности, помогает раскрепоститься каждому участнику игры. Вид деятельности: физическая, умственная. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: плеер, наушники.

Описание игры: из группы участников выбирается один (по желанию). Он будет эстрадной звездой и будет исполнять песню. Ему включают плеер на самую большую громкость, чтобы он не мог сам слышать свой голос. Исполнители неизбежно будут орать и подвывать как сумасшедшие, а публике нужно будет время, чтобы перестать смеяться между выступлениями «певцов». После концерта можно будет раздать небольшие призы всем, а главный приз вручить самому лучшему по мнению жюри.

«Контакт»

Цель: развивает словарный запас, умение правильно ставить вопросы, выявление интеллектуального лидера. Вид деятельности: умственная. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: ведущий загадывает слово (имя существительное) и называет играющим первую букву. Их задача – отгадать это слово, задавая вопросы ведущему, косвенно спрашивая о значении задуманного слова. Если ведущий не знает, про какое слово его спрашивают, и находится еще один играющий, который знает это слово и может одновременно со спрашивающим назвать его (в этом случае он говорит «контакт»), то ведущий говорит вторую букву своего слова. Так до тех пор, пока слово не будет угадано. Например: загадано слово на букву «Д». Ведущего спрашивают: «Это не то, что немецкое и летает?» Ведущий: «Это не дирижабль». «Это не то, что идет на изготовление дверей?» «Это не дерево». «Это не руководитель хора?». Ведущий: «Не знаю такого слова». Играющие вдвоем: «Дирижер». Ведущий: «Вторая буква Е». И так далее.

«Эко-паутинка»

Цель: зко-игра, дающая возможность показать участникам зависимость различных биологических структур друг от друга и их влияние друг на друга. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: клубок ниток. Количество участников: 10-12 участников. Время проведения: 15-20 минут.

Описание игры: все участники игры становятся в круг. У ведущего в руках клубок ниток. Он начинает игру и говорит первое слово, например: «Земля». Оставляя себе кончик нитки в руках, он кидает сам клубок любому игроку, тот в ответ говорит: «Дерево» (так как оно растет на земле) и кидает клубок следующему игроку, не забыв оставить у себя в руке нитку. Все следующие участники друг другу передают клубок, называя следующие производные от земли: дерево, трава, (на дереве) белочка, орехи (у белочки), семена (из орехов) и т.д. После того, как высказался последний игрок, ведущий акцентирует внимание участников на паутинку, которая образовалась в центре круга и предлагает подумать, что будет с придуманной нами историей, если какая-то связь нарушится.

«Гонки на столе»

Цель: развивает воображение, дает возможность игрокам почувствовать себя настоящими водителями спортивных машин. Вид деятельности: физическая и умственная. Необходимое снаряжение: бумага формат А-4, фломастеры, столы. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 40-50 минут.

Описание игры: игроки получают бумагу и фломастеры. Им предлагают включить воображение и нарисовать гоночный автомобиль своей мечты. Машина должна быть практически плоской, как бы вид с высоты птичьего полета. Машине дают номер и имя. Очень важно, чтобы перед и задняя часть машины отличались. После этого начинаются соревнования. Одновременно соревнуются по одному представителю от каждой команды. На столе обозначаются старт и финиш. Владельцы «машин» несильно дуют на заднюю часть машины, чтобы она плавно шла по столу. Дисквалифицируются те машины, которые упали со стола или начали крутиться на одном месте. Можно устраивать гонки на время или между собой.

«Вытяни»

Цель: позволяет, проявив свои физические возможности, сплотить коллектив или же разрядить обстановку, отдохнуть. Вид деятельности: физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 минут.

Описание игры: все участники мужского пола становятся в круг как можно теснее и обхватывают друг друга руками. Участницы всеми возможными способами пытаются вытянуть участников из круга, последние же пытаются устоять. Побеждает последний участник, устоявший в круге. Участники не должны отталкивать участниц – только держаться друг за друга и пытаться устоять

«Дождь»

Цель: зко-игра – имитация шума дождя, развивает воображение, внимание, быстроту реакции. Вид деятельности: умственная, физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: 7-15 участников. Время проведения: 5-7 минут.

Описание игры: все садятся в круг лицом к центру, закрывают глаза и замирают на миг, чтобы успокоиться и слышать звук, который придет от соседа справа. Все сидят с закрытыми глазами в полной тишине до тех пор, пока ведущий не начнет тереть свои ладони одна об другую. К ведущему присоединяется сосед слева, потом еще один участников слева, и так до конца круга, и тогда все услышат шум моросящего дождя. Когда ведущий услышит шум от соседа справа, он начинает щелкать пальцами. Один за другим все заменяют шум моросящего дождя на щелканье пальцами, и мелкий дождик превращается в непрерывный стук капель. Дальше все вслед за ведущим переключаются на хлопанье в ладоши – дождь усиливается. Когда ведущий начинает хлопать себя по бедрам, наш сильный дождь переходит в ливень. А когда в следующем круге все топают ногами, небеса разверзаются и грохочет гром. А теперь все действия повторяются, но в обратном порядке по той же схеме до тех пор, пока не восстановится тишина. А теперь все пробуют открыть глаза – быть может сейчас выглянет солнышко?

«Проявление снимков»

Цель: развивает артистические способности, память, позволяет быть более сдруженному коллективу. Вид деятельности: умственная, физическая. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: не ограничено, но приблизительно равное количество в каждой команде. Время проведения: не ограничено.

Описание игры: заранее подготовив «позу», группа «фотографируется». Другая группа, которая может «проявить» снимок, то есть правильно повторить их позу, получает балл. Если никто правильно не «проявит» снимка, балл получает позирующая группа. После того, как несколько групп «сфотографировались», подсчитывают очки. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.

«Настроения»

Цель: развивает фантазию, воображение, снимает напряжение после долгой сидячей работы. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 мин. Необходимое снаряжение: не требуется.

Описание игры: Участники ходят по аудитории или площадке. Ведущий просит их почувствовать свое тело, какие его части бодрствуют, какие еще спят, что устало больше, а что меньше. После этого каждый участник должен попробовать выразить свое настроение в походке. (15 сек.) Важно не обращать внимание на других участников группы и проводить все в полном молчании. После этого дается несколько установок на настроения которые должны походкой изобразить участники. Например: усталый обессиленный человек, совершенно счастливый человек, очень пугливый, лунатик во сне, нечистый на руку и т.д. Каждый вид походки лучше не затягивать более 15-20 сек.

«Воздушный шар»

Цель: командная, развитие логики, ораторского искусства, способности выбирать приоритеты и отстаивать свою точку зрения. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: бумага, ручки или фломастеры. Количество участников: не ограничено. Время проведения: до 2 часов.

Описание игры: Все участники делятся на равные команды от 5 до 9 человек в каждой. Ведущий дает задание. Каждая команда должна написать 10 проблем по теме, выбранной ведущим (экология, демократия, права детей и т.д.). Время на написание проблем -10-15 минут. Каждая команда зачитывает список написанных проблем. Затем ведущий рассказывает о том, что где-то в далекой-далекой стране живет волшебник, который может решить все эти проблемы. Но он о них не знает. Добраться к волшебнику можно только на воздушном шаре. Каждая команда получает шар, все члены команды садятся в корзину шара и грузят в нее мешки с проблемами (1 мешок- 1 проблема). Во время полета каждую команду подстерегают всевозможные неприятности (испортилась горелка шара, попали в циклон, птицы поклевали обшивку и т.д.). При каждой неприятности команда в короткий срок должна решить – какую из проблем они смогут решить сами, без помощи волшебника, какая из них не является самой важной. После того, как проблема будет выброшена, шар может двигаться дальше. Команды должны не просто выбросить проблему, но и обосновать свой выбор. Время на принятие решения минимально – до 2 минут. В конце игры у каждой из команд остается по 1-2 проблеме, которые, по их мнению, являются действительно самыми важными. Ведущий должен следить за тем, чтобы мнение всех игроков команды учитывалось при принятии решения. После игры можно провести обсуждение хода игры и ее результатов.

«Пересадка сердца»

Цель: командная игра, развивает логическое мышление, ораторское искусство, пополняет словарный запас, воспитывает чувство сопричастности и участия. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: бумага для записей, ручки или фломастеры, распечатка условий игры. Количество участников: не ограничено. Время проведения: до 2 часов.

Описание игры: Все участники делятся на команды по 7-9 человек в каждой. Количество участников игры в каждой команде может меняться в зависимости от общего количества игроков, в связи с тем, что команд должно быть не меньше трех. Каждой команде ведущий выдает список пациентов (список у всех команд одинаковый), которым требуется срочная операция по пересадке сердца. Проблема в том, что донорское сердце одно. Каждая из команд выбирает одного пациента, которому операция, по их мнению, необходима больше всего. Список состоит из пяти пациентов, разных по социальному статусу, значимости для страны и общества (например: премьер-министр, Нобелевский лауреат, простой рабочий, олимпийский чемпион, многодетная мать и т.д.) Команды должны прийти к консенсусу в выборе пациента и аргументировать свой выбор. Главное условие – остальные пациенты умрут. Время на обсуждение – 30-40 минут. Правильного решения эта проблема не имеет. Любая человеческая жизнь бесценна. После игры можно провести обсуждение хода игры и ее результатов.

Ход игры: Расскажи, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра 7

«Подскажи словечко»

Цель:

развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Мама спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра 8

«Назови цвет»

Цель:

подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей
.
Ход игры:

Взрослый, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, называет существительное, подходящее к данному прилагательному: Красный — мак, огонь, флаг. Оранжевый — апельсин, морковь, заря. Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа. Зелёный — огурец, трава, лес. Голубой — небо, лёд, незабудки. Синий — колокольчик, море, небо. Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра 9

«Четвёртый лишний»

Цель:

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:

взрослый называет ребёнку, четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

— голубой, красный, зелёный, спелый. — кабачок, огурец, тыква, лимон. -пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. – вторник, май, суббота. – самолёт, ворона, страус. – дом, избушка, школа.

Дидактическая игра 10

«Один – много»

Цель

: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:

взрослый называет имена существительные в единственном числе. А ребёнок называет существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра 11

«Назови ласково»

Цель:

закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции ребёнка.

Ход игры:

мама называет первое слово (например, шар, а ребёнок, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка
.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра 12

«Закончи предложение»
II
Цель

: развивать у детей умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]