Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
Елена Акишина
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
Аннотация
Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада. В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.
«Забавный счёт»
Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.
Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.
Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
«Времена года»
Цель: закрепить знания о времени года.
Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.
Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года»
. Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе.
«Угадайка»
Цель: упражнять детей в счёте.
Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки.Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».
«Найди фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах
Содержание.Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое — либо изображение или фигуру.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Оборудование: 6-8 коробок разного размера.
Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга,педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке.Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!»
(или по ширине, высоте)
. Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд
(например, от самой высокой до самой низкой)
.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число.По сигналу: «Числа встаньте по порядку»
, каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его
карточке.
«Расскажи, что видишь»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать,как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу — солнышко, в левом нижнем углу — домик, в правом нижнем углу — дерево, в середине – птицы, и так далее.
«Звездочки»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.
Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате.По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»
— они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются
карточками. Игра продолжается.
«Где какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
Оборудование: набор фигур.
Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)
.
Содержание.Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить,надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
«Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Оборудование: модель суток, картинки.
Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток.Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
«Кто первый»
Цель: развитие внимания.
Содержание. Воспитатель вывешивает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается,откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим.
«Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
Оборудование: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками.
Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим, расположены по 6 рисунков маков и астр. В.говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак)
. Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше? Как доказать, что маков больше? Какое число больше?
(меньше:6 или 7?)
Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, — чем астр?
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета,а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.
«Сколько разных игрушек»
Цель:закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.
Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число)
;
карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.
Содержание. Воспитатель ставит на стол три группыпредметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?»
0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому — эти же игрушки — справа налево.В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета?И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а
карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз.Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».
«Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Содержание. На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».
«Игра с флажками»
Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.
Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук)
.
Содержание. «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц, а другому справа -10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц (цветов и сколько их всего)
. «Поровну ли
картинок птиц и видов цветов? По сколько их?»
«С Мальвинами»
Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.
Оборудование: набор из 5 Мальвин.
Содержание.Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5)
. Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число?Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».
«Домики»
Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.
Оборудование:5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.
Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало,значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)
«Разделим пополам»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка — по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Содержание.Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот — другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части?Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.».
Аналогично: с кругом.
Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
«Кто больше, а кто меньше?»
Цель: закрепить счет и порядковые числительные;развивать представления: «высокая»
,
«низкая»
,
«толстая»
,
«худая»
,
«самая толстая»
;
«самая худая»
,
«слева»
,
«справа»
,
«левее»
,
«правее»
,
«между»
. Научить ребенка рассуждать.
Содержание. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут девочек, а затем ответить на вопросы.
«Как зовут девочек?»
В одном городе жили-были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на
картинку, возьми палочку (указку)
и покажи, кого, как зовут,если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей.Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя.А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы
«Кто где стоит?»
«Числа, встаньте по порядку»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Содержание.Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1»
. Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает:
«Я больше тебя на 1»
). А что ты скажешь числу 3? и т. д.
«Заполни прямоугольник»
Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.
Оборудование: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Содержание. Первый игрок кладет в прямоугольники, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки прямоугольника так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева)
и по вертикали
(снизу и сверху)
были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами
(ролями)
. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест
(клеточек)
прямоугольника.
Занятия математикой с детьми в подготовительной группе
Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:
- в образование дошкольника включены предметы, в которых присутствует математика;
- дополнительное образование делает изучение предметов более понятным;
- дети до школы уже имеют представление о геометрических фигурах;
- раннее преподавание математики усиливает детские познания.
Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним.
Приучение к дисциплине
Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.
Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.
Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.
Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.
Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем.
Задачи и цели обучения математике
Общеобразовательные цели:
- усвоение арифметических действий;
- начальное математическое развитие, умение сравнивать, наблюдать, анализировать;
- уяснение терминов и символов;
- изучение устной и письменной математики;
- овладение математическими сведениями, необходимыми для обучения в начальной школе.
Воспитательные цели:
- воспитание интереса к обучению у детей;
- развитие математических способностей;
- эстетическое воспитание;
- распознавание психологических особенностей.
Практические цели:
- формирование умения пользоваться математическими инструментами;
- формирование трудовых навыков.
Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.
Пример изучения арифметических действий