Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы


Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

Елена Акишина

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

Аннотация

Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада. В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.

«Забавный счёт»

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Времена года»

Цель: закрепить знания о времени года.

Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.

Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года»

. Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе.

«Угадайка»

Цель: упражнять детей в счёте.

Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки.Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

«Найди фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах

Содержание.Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое — либо изображение или фигуру.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга,педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке.Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!»
(или по ширине, высоте)
. Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд
(например, от самой высокой до самой низкой)
.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число.По сигналу: «Числа встаньте по порядку»

, каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его
карточке.
«Расскажи, что видишь»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать,как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу — солнышко, в левом нижнем углу — домик, в правом нижнем углу — дерево, в середине – птицы, и так далее.

«Звездочки»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.

Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате.По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»

— они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются
карточками. Игра продолжается.
«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Оборудование: набор фигур.

Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

.

Содержание.Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить,надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: модель суток, картинки.

Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток.Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

«Кто первый»

Цель: развитие внимания.

Содержание. Воспитатель вывешивает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается,откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Оборудование: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками.

Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим, расположены по 6 рисунков маков и астр. В.говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак)

. Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше? Как доказать, что маков больше? Какое число больше?
(меньше:6 или 7?)
Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, — чем астр?

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета,а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Сколько разных игрушек»

Цель:закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число)

;
карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.
Содержание. Воспитатель ставит на стол три группыпредметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?»

0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому — эти же игрушки — справа налево.В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета?И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а
карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз.Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».
«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Содержание. На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

«Игра с флажками»

Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.

Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук)

.

Содержание. «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц, а другому справа -10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц (цветов и сколько их всего)

. «Поровну ли
картинок птиц и видов цветов? По сколько их?»
«С Мальвинами»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование: набор из 5 Мальвин.

Содержание.Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5)

. Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число?Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

«Домики»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование:5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало,значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка — по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание.Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот — другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части?Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.».

Аналогично: с кругом.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

«Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить счет и порядковые числительные;развивать представления: «высокая»

,
«низкая»
,
«толстая»
,
«худая»
,
«самая толстая»
;
«самая худая»
,
«слева»
,
«справа»
,
«левее»
,
«правее»
,
«между»
. Научить ребенка рассуждать.

Содержание. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут девочек, а затем ответить на вопросы.

«Как зовут девочек?»

В одном городе жили-были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на
картинку, возьми палочку (указку)
и покажи, кого, как зовут,если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей.Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя.А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы
«Кто где стоит?»
«Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Содержание.Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1»

. Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает:
«Я больше тебя на 1»
). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

«Заполни прямоугольник»

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Оборудование: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Содержание. Первый игрок кладет в прямоугольники, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки прямоугольника так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева)

и по вертикали
(снизу и сверху)
были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами
(ролями)
. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест
(клеточек)
прямоугольника.

Занятия математикой с детьми в подготовительной группе

Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:

  • в образование дошкольника включены предметы, в которых присутствует математика;
  • дополнительное образование делает изучение предметов более понятным;
  • дети до школы уже имеют представление о геометрических фигурах;
  • раннее преподавание математики усиливает детские познания.

Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним.

Приучение к дисциплине

Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.

Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.

Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.

Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.

Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем.

Задачи и цели обучения математике

Общеобразовательные цели:

  • усвоение арифметических действий;
  • начальное математическое развитие, умение сравнивать, наблюдать, анализировать;
  • уяснение терминов и символов;
  • изучение устной и письменной математики;
  • овладение математическими сведениями, необходимыми для обучения в начальной школе.

Воспитательные цели:

  • воспитание интереса к обучению у детей;
  • развитие математических способностей;
  • эстетическое воспитание;
  • распознавание психологических особенностей.

Практические цели:

  • формирование умения пользоваться математическими инструментами;
  • формирование трудовых навыков.

Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.

Пример изучения арифметических действий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]