«Природный материал-песок, глина, камни»-конспект НОД по ознакомлению с природой, старшая группаплан-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Почему песок хорошо сыплется?

Задачи: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материалы и оборудование: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Ход:

Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

Посадим дерево

Задачи: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материалы и оборудование: Емкости с песком, глиной, палочки.

Ход:

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).

Ветер

Задачи: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

Где вода?

Задачи: Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить свойства песика и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Волшебный материал

Задачи: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Материалы и оборудование: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Ход:

Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины: дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников, Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней».

Задачи: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени»

, творчество.

Материал: камни и глина (на каждого ребенка)

; в миске сухой песок; ложечка для песка; часы песочные
(на 1 и 10 мин.)
; 1 большая и две средние банки с водой; 2-3 гвоздя, молоток; доски для лепки, поднос для коллективной лепки; фишки для награждения детей за правильные ответы; эмблемы на каждого ребенка в соответствии с названием команды; магнитофон, кассета с записью.

Ход занятия:

1 часть.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель. «Ребята, сегодня мы с вами… (раздается стук в дверь). Интересно, кто это может быть? Все на месте, никого больше не ждем. (Входит Незнайка). Да это Незнайка к нам пришел. Здравствуй, Незнайка!»

Незнайка (расстроено)

.
«Здравствуйте…»
Воспитатель. «Что случилось? Почему ты такой расстроенный? Может, мы тебе чем-нибудь поможем?»

Незнайка. «Да этот Знайка, умный нашелся, говорит, что из этого мусора можно сделать (снимает портфель из-за спины, показывает камни, глину и песок). И что можно из всего этого сделать? (чешет затылок)»

.

Воспитатель. «Ты пришел по адресу, потому что сегодня мы с ребятами будем знакомиться со свойствами песка, глины и камней. Оставайся с нами и сам все узнаешь.

Для начала, мы разделимся на две команды: «Ромашка»

и
«Колокольчики»
. Ребята рассаживайтесь по местам… Но что это? Мы, кажется, попали в какую-то лабораторию. На столе находятся разные материалы и инструменты
(на столе дети видят камни, песок, глину, банки с водой, молоток, гвозди и т.д.)
Давайте представим, что мы работники лаборатории. Я – научный сотрудник, а вы мои помощники (или ассистенты)

.
(Воспитатель предлагает одеть детям фартуки, сам одевает белых халат, очки)
. Сейчас мы будем проводить опыты.

Сядьте поудобнее, лицом к столу, обратите внимание на материалы, лежащие перед вами. Давайте, сравним эти материалы и выделим их свойства. Сначала определим свойства песка, глины, а затем – камня. (Проводится сенсорное обследование материалов: дети рассматривают их, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь, бросают)

.

Песок шуршит при насыпании на стол, при падении куска глины возникает стук. Песок (сухой)

рассыпается, а глина нет; можно изменять форму, т.е. глина пластичная. Песок состоит из мелких крупинок, а глина однородная масса.

Камень и глина.

Во время удара друг о друга камень издает звук, а глина нет. Воспитатель пробует забить гвоздь в камень (камень твердый, поэтому гвоздь не вбивается)

; глина мягкая
(гвоздь легко входит, без использования молотка)
. При надавливании камень не изменяет формы, а глина меняет.

Камень и песок.

Воспитатель. Возьмите камень и горсточку песка. Потрогайте камень и песок, подержите их в руках. Камень какой? Правильно, твердый. А песок рассыпчатый. Если бросить камень на стол, какой звук он издает при ударе, правильно гремит. А песок, если сыпать на стол шуршит. А что тяжелее камень или песок (сравнивая камень и песок проводится опыт)

Опыт: в одну банку с водой насыпается песок, в другую кладутся камни; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материала; затем в большую банку с водой кладутся сразу два материала (камни и песок)

все перемешивается палочкой. Дети наблюдают, что раньше осядет на дно. Дети делают выводы: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.

Дети делают выводы после сравнения всех материалов.

2 часть.

Физминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют итоги соревнования. Команда – победитель делает круг почета, другая ей аплодирует (под музыку)

.

3 часть.

Воспитатель. Дальше мы с вами перейдем в гончарную мастерскую. (Дети садятся на свои места)

. Воспитатель уточняет в беседе с ними, как и для чего люди используют природные материалы
(песок, глину и камни)
.

Камни – при строительстве домов (фундамент)

, дорог.

Глина – при изготовлении кирпичей, глиняной посуды, поделок (в народно-прикладном искусстве)

, игрушки.

Песок – при строительстве (приготовление раствора, который скрепляет кирпичи между собой)

.

«Давным-давно для определения времени люди пользовались песочными часами и выглядели они так (демонстрация песочных часов)»

. Дети в течение минуты наблюдают движение песка. Затем выставляются другие песочные часы
(на 10 минут)
; предлагается за 10 минут слепить любую игрушку. Воспитатель, Незнайка с детьми за это время тоже изготавливают игрушку из глины. По прошествии 10 минут воспитатель обращает внимание детей на время: «10 минут – это довольно много, все вместе успели сделать много разных поделок.

Далее воспитатель предлагает вспомнить, что нового они (дети и Незнайка)

узнали на занятии.
(Ответы детей)
.

Воспитатель обращается к Незнайке: «Ну, что Незнайка, интересно тебе было у нас на занятии?»

Незнайка: «Да, очень. Я столько много узнал нового и интересного. И пусть теперь Знайка не думает, что он самый умный. Ну, я пошел. Спасибо вам! До свидания.

Дети и воспитатель: «До свидания»

.

Воспитатель: «Ребята, давайте помоем руки и будем отдыхать»

.

Воспитатель: Гришанина Л.М

ГБОУ СОШ №2 СП детский сад «Теремок»

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]