Как поддержать увлечение ребенка географией? Ася Ванякина, известный блогер (ozero_chad) и автор книги «Айсберг на ковре» придумала для своего сына Оси немало географических игр. Некоторые из них подробно описаны в книжке, которая пригодится всем мамам, заинтересованным в развитии своих детей. Вот что можно сделать с картой мира, которая однажды оказалась на полу…
Наши географические игры начались с большой карты мира в период увлечения Осей историей «Титаника». Ему тогда было три с половиной года, и однажды он попросил меня показать на карте, откуда и куда плыл «Титаник», ну и заодно — где он затонул. Мы слепили из пластилина маленький лайнер и огромный айсберг, и Ося долго разыгрывал историю плавания «Титаника». И в этой истории легендарному кораблю удавалось ловко увернуться от ледяной горы и счастливо доплыть до Америки.
С тех пор карта мира больше не висела у нас на стене — она лежала на полу, а Ося совершал разные путешествия с помощью маленьких пластилиновых корабликов. Мы часто играли в Колумба и Магеллана — плавали их маршрутами и обсуждали все, что нам попадалось по дороге. Я и не заметила, как Ося запомнил названия материков и океанов.
Откуда к нам пришла еда
Оказывается, привычные нам продукты происходят из самых далеких мест. Огурцы, к которым мы так привыкли и выращиваем на даче, произошли от диких растений далекой Индии, а яблоки когда-то давно росли только в Центральной Азии. А чтобы поесть жареной картошки, несколько сот лет назад пришлось бы плыть в Южную Америку. Предлагаем всей семьей поиграть в игру «Откуда к нам пришла еда».
Вам понадобятся:
- ламинированная карта мира
- бумажный скотч и ножницы
- глина, чтобы сделать игральный кубик
- фломастер или наклейки в виде кружочков (я использовала самоклеющиеся круглые подкладки для мебели)
- карточки с нарисованными блюдами
- разная еда (помидор, огурец, чай, шоколад, сахар, мука, подсолнечное масло, ваниль, корица, яблоко, лимон, лук)
Цель игры: собрать с разных концов света все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного блюда и вернуться домой. Какие блюда «готовить», вы можете решить сами. В нашей игре у нас было три карточки с едой, по одной на каждого участника:
- чай с лимоном и шоколадом;
- яблочный штрудель;
- салат из помидоров, огурцов, лука и подсолнечного масла.
- Нарисуйте и подпишите на карточках блюда, которые будут участвовать в игре.
- Возьмите карту мира, расстелите ее на полу. С помощью бумажного скотча наметьте маршруты, по которым игроки будут путешествовать за едой (после игры бумажный скотч легко отделится от ламинированной поверхности).
- Чай — из Китая
- Пшеница — из Ирана
- Сахар — из Индии и Юго-Восточной Азии
- Шоколад — с берегов Мексиканского залива
- Помидор — из Перу в Южной Америке
- Огурец — из Индии
- Подсолнечное масло — из Северной Америки
- Лимон — из Индии
- Яблоко — из Центральной Азии
- Ваниль — из Мексики
- Корица — из Китая
- Репчатый лук — из Средней Азии
Если вы хотите, придумайте другие блюда, и привозите для них рис из Китая, макароны из Италии, бананы из Малайзии, оливки из Греции, гранат из Туниса, апельсины из Южного Китая, груши с гор Кавказа и т.д.
Кстати, в популярной аудиоэнциклопедии с Чевостиком и дядей Кузей есть целая аудиокнига про историю разных овощей и фруктов — «Путешествия растений». (Ольга Жаховская, Наталья Манушкина. Путешествия растений. М. : Детсткое издательство «Елена», 2005.)
- Сделайте на маршрутах деления, наклеив или нарисовав на бумажном скотче кружочки.
- Для игры вам понадобится игральный кубик. Слепите его из глины и нарисуйте на гранях: 1, 2 и 3 точки для обозначения количества ходов, перечеркнутый ноль, самолет и чайник.
- Если выпал перечеркнутый ноль, то игрок пропускает ход.
- Если выпал самолет, то игрок мгновенно переносится в любую нужную ему точку.
- Если выпал чайник, то игрок возвращается на старт, так как он забыл дома выключить чайник.
- Когда глина высохнет, кубик можно покрасить и покрыть бесцветным лаком для ногтей.
- Если хотите, до начала игры разложите настоящую еду на карте. Другой вариант —нарисовать карточки. В любом случае, ребенку должно быть видно, где какая еда находится.
- В начале игры каждый игрок вытягивает себе карточку с блюдом, для которого он будет собирать ингредиенты. Каждый участник по очереди бросает кубик и ходит. Выберите ваш город в качестве старта, туда же нужно вернуться, когда все ингредиенты будут собраны. Если вашему ребенку пока тяжело даются соревновательные игры, то собирайте вместе продукты для одного и того же блюда. Например, вы можете разделиться: пусть один отправится за помидорами и подсолнечным маслом, а другой — путешествует за огурцами и луком. И тогда в конце игры, когда вернетесь домой, вы соедините добытые ингредиенты, и у вас получится овощной салат.
- По окончании игры вы можете на самом деле приготовить то или иное блюдо вместе с ребенком.
Реклама
Игра с книжными героями
У этой игры может быть множество вариантов: например, можно превратить ее в путешествие за любимыми вашим ребенком литературными и мультипликационными героями.
Вам понадобятся:
- ламинированная карта мира
- бумажный скотч и ножницы
- самоклеющиеся круглые подкладки для мебели
- лист бумаги для карточек
- игральный кубик
- распечатанные фигурки книжных героев
- С помощью бумажного скотча и наклеек в виде кружков проложите маршруты на карте мира от вашего дома в разные точки земного шара, где живут:
- Малыш и Карлсон (Швеция),
- Маугли (Индия),
- Петсон и Финдус (Швеция),
- Русалочка (Дания),
- Чиполлино (Италия),
- Собака Пиф (Франция),
- Медвежонок Паддингтон (Великобритания),
- Мама Му (Швеция),
- Муми-тролли (Финляндия),
- Пеппи Длинныйчулок (Швеция),
- Красная Шапочка (Франция),
- Дюймовочка (Дания),
- Кархлхен (Германия),
- Кротик (Чехия),
- царь Салтан и князь Гвидон (Россия),
- Владимир Красное Солнышко (Украина),
- Тоторо (Япония),
- Золушка (Франция),
- рыбка Немо (Австралия),
- Тату и Пату (Финляндия),
- Карандаш и Самоделкин (Россия),
- Свинка Оливия (США),
- Каролинка (Польша),
- Карик и Валя (Россия),
- пингвиненок Лоло (Антарктида),
- медвежонок Умка (Чукотка, Россия),
- лев Бонифаций (Африка).
- Подготовьте карточки с вопросами так, чтобы ребенку приходилось догадываться, о каком герое идет речь. Например, такие:
- Тебе нужно перенести лошадь из кухни на балкон. Кто тебе сможет в этом помочь? (Пеппи Длинныйчулок)
- Тебе нужно построить башню из кубиков и мясной тефтельки. Кто тебе сможет в этом помочь? (Карлсон)
- Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь? (Красная Шапочка)
- Тебе нужно превратиться в комара. Кто тебе сможет в этом помочь? (князь Гвидон)
- Тебе нужно изобрести машину, которая вынимает из еды то, что ты не любишь. Кто тебе сможет в этом помочь? (Тату и Пату)
- Тебе нужно сшить штанишки. Кто тебе сможет в этом помочь? (Кротик)
- Тебе нужно победить браконьеров Антарктики. Кто тебе сможет в этом помочь? (Лоло)
- Распечатайте изображения нужных книжных героев из интернета, вырежьте их и разложите по карте мира.
- Игра начинается с того, что участники по очереди тянут карточку с заданием, читают, какой вопрос им выпал, и пытаются догадаться, что за книжный герой там загадан. Когда ребенок поймет, о ком идет речь, он должен найти этого персонажа на карте мира. Обсудите с ребенком, как называется страна, в которой живет этот книжный герой, и что в этой стране есть интересного. Например, если игроку выпала Пеппи Длинныйчулок, поговорите о том, сколько еще известных книжных героев живет в Швеции — это и Карлсон, и Эмиль из Леннеберги, и Петсон с Финдусом, и Нильс, который путешествовал с дикими гусями. Детям постарше можно рассказать о могучих викингах, о Карле XII, которого Петр I победил под Полтавой и т.д. Можно вытянуть сразу несколько карточек с заданиями. После того как игроки догадаются, какие персонажи там загаданы, им необходимо проложить наиболее удобный маршрут от одного героя к другому и обратно на старт.
- Когда маршруты будут проложены, нужно кидать кубик, отсчитывать нужное количество ходов и собирать книжных героев из разных частей света. Выигрывает тот, кто соберет больше всего персонажей и первым вернется домой.
Проект «Путешествие по карте»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №110 «Страна чудес» г.Пенза
Автор: воспитатель: Макшанова Т.А.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей старшей группы через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи проекта:
— Формирование представлений детей разновозрастной группы о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, пустыня, саванна, тропические леса, тайга, Австралия, океан), условий жизни их обитателей (животных, растений).
— Развитие способностей детей дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
— Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
— Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
— Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
— Дать возможность детям осознать и применять способы сохранения экологической безопасности .
Ожидаемый результат:
При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
— Повышение познавательной активности детей в разновозрастной группе через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
— У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли, условиях жизни их обитателей. Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
— Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное, речевое развитие.
Формы реализации проекта:
Деятельность педагога:
- беседы
- познавательные рассказы воспитателя
- интегрированные занятия
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
- прослушивание музыкальных произведений
- викторины
- презентации
Деятельность детей:
- речевые игры, описательные рассказы
- дидактические игры с предметными картинками
- подвижные игры
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки
- практические задания
- совместные мероприятия
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный. Определение темы исследования; составление плана работы; выявление предварительных знаний детей по теме проекта; формулирование вопросов для исследований; подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи, репродукции; разработка организованной образовательной деятельности.
2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Работа с детьми:
- Творческая деятельность детей;
- Создание рисунков и аппликаций, пластилинографий;
- Игровая деятельность;
- Оформление уголка природы в группе.
Этапы работы над проектом «Природные зоны земли»
Мероприятия |
1. Беседа «Арктика и Антарктида» Цель: познакомить детей с такими климатическими зонами как Арктика и Антарктида и их особенностями. |
2. Лепка «Весёлые пингвинята» Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке |
3. Презентация «Растения и животные тайги» Цель: Обогащать естественнонаучные представления детей о природе |
4. Рисование «Мы живём в лесу» Цель: Продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками |
5. Беседа «Пустыни нашей планеты» Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями пустыни. |
6. Ручной труд «Милашки черепашки» Цель: Знакомство с особенностями внешнего строения черепахи |
7. Презентация «Саванна» 8. Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями саванны. |
9. Рисование «И ходят по дороге верблюды, носороги» Цель: Учить рисовать «верблюда» передавая в рисунке его строение, характерные особенности. |
10. Презентация «Тропические леса» Цель: Познакомить с тропическими лесами, с климатическими условиями, животными и растениями. |
11. Лепка «Веселые зайчата» |
12. Цель: продолжать учить детей лепить животных |
13.Беседа «Австралия» Цель: Дать общее представление о стране Австралия |
14. Игра-викторина Цель: Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон: Арктика, Жаркие страны, Тропический лес |
15. Оформление выставки-вернисажа детских работ |
Работа с педагогами:
- создание презентации;
Работа с родителями:
- Совместное творчество с детьми;
- Консультации для родителей;
- Оформление уголка природы в группе.
3 этап: заключительный.
- Оформление вернисажа коллективного детского творчества;
- Игра-викторина;
- Просмотр презентации о проведении проекта с участием детей;
Итоги проведенной работы:
По итогам работы было отмечено:
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы нашей земли
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили знания детей о животном и растительном мире различных природных зон. Мы использовали различные формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.