Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками
Содержание
Каждому родителю очень важно, чтоб в детском саду ребенок не только проводил время, когда взрослые заняты, но и развивался. Для этого сделаем нестандартное оборудование по физкультуре и наши дети достигнут высоких результатов.
Именно до школьном возрасте в ребенка формируется все жизненно важные процессы в организме. Поэтому занятия физкультурой и детские развивающие игры — имеют большое значения в детском саду. В этой статье вы найдете полезные советы как создать оригинальные предметы для развития детей. Самое главное, что они создаются своими руками из подручных средств, которые найдутся в каждом доме и совершенно безопасны. А самое главное, если вы находчивый и активный родитель, то даже сможете изготовить такие шедевры для развития малыша дома или на даче.
1. Дорожка для профилактики плоскостопия. Делается она очень просто из всего, что вы сможете найти. Например, из лотков для яиц (для лучшего восприятия каждый лоток закрашен в отдельный цвет), либо пластиковых крышечек. Также для таких дорожек можно использовать и другие материалы: жгуты, бусинки, пуговки и прочее.
2. Для профилактики координации. Можно соорудить балансир из дерева.
3. Чтоб развивать мелкую моторику. Изготовляют различные палочки-моталки. Это обычные деревянные палочки, куда привязывают один конец веревки или ленты, а с противоположной стороны какую либо безделушку.
4. Для развития ловкости. Можно построить две башенки из стойкого материала и кружки из пластмассовых коробочек от киндеров. Либо изготовить мячики из носков с песком и пластиковые мишени. Главная задача малыша попасть в цель, можно усложнить задания по цветовому назначению. Можно использовать пластиковые бутылки (сделать из них кегли) и те же мешочки с песком для бросков по кеглям.
5. Чтоб развить дыхание изготавливаются бутылочки с трубочкой внутри. В бутылке помещен пенопласт. Когда ребенок будет дуть в трубочку, пенопласт будет подниматься. Либо настольное футбольное поле, для сдувания бумажных шариков в ворота противника.
6. Чтоб развить ловкость и синхронизировать движения используют игру «Поймай мячик». Изготавливают из пластиковой бутылки и мячика (основы от киндера) на шнурочке.
7. Для профилактики нарушения зрения — зрительная дорожка.
8. Для физических упражнений: гантели из пластиковых бутылок, скакалки из бутылочек с под йогурта и шнурков и металлическая дужка.
Нестандартное оборудование по физкультуре при правильном подходе поможет ребенку еще в детском садике развиваться и расти. Сделайте его своими руками и внесите вклад в будущее своих детей.
Видео:
У вас нет прав для отправки комментариев
be-missis.ru
Нетрадиционное физкультурное оборудование (своими руками)
«Волшебный коврик»
Данное оборудование изготовлено из пластиковых бутылок с пробками на основе драповой ткани.
Предназначено для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяется для физических упражнений, в ходе просыпательной гимнастики, совместных спортивных мероприятий с родителями.
«Следочки и ладошки»
Данное оборудование изготовлено из кусков линолеума.
Используется для занятий и развлечений на воздухе, для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.
«Ветерок в бутылке»
Данное пособие изготовлено из пластиковой бутылки, цветной бумаги, соломки для коктейля.
Используется для дыхательных упражнений. Развивает органы дыхания.
«Султанчики»
Изготовлены из палочек и цветных ленточек, тесемок.
Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.
«Бильбоке»
Изготовлено из пластиковых бутылок, лески, капсул «киндер-сюрприза», для украшения: цветная клейкая бумага.
Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.
«Спортивные кубики»
Изготовлено из пластмассовых кубиков, бумаги с силуэтами человека, выполняющего различные упражнения.
Предназначено для использования в самостоятельной игровой деятельности, организованной образовательной деятельности, для работы дома с родителями. Способствует укреплению мышц тела, развитию общеразвивающих упражнений, внимания, координации движений, быстроты реакции.
«Шустрый мышонок»
Изготовлено из мяча, коврика, приклеенного к деревянной основе, пружины, игрушки-мышонка.
Предназначено для попадания в цель для игры индивидуально, парами, командой. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.
Эспандер
Изготовлен из пятилитровых пластиковых канистр и бельевой резинки.
Предназначен для развития силы.
Гантели
Изготовлены из пластиковых бутылок, цветного скотча и песка (или другого материала для их наполнения).
Предназначены для развития силы.
Разноцветные шарики
Изготовлены из маленьких пластиковых бутылок, наполнены цветным дождиком, фантиками от конфет и др.
Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики, используется как предметы-заместители при сюжетно-ролевых играх.
Тоннель
Изготовлен из алюминиевого обруча и плотной ткани.
Предназначен для пролезания. Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх.
Ходунки
Изготовлены из деревянных брусков, которые покрашены, и бельевой веревки.
Предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности.
Спортивные мешочки
Изготовлены из плотной ткани и наполнены фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.)
Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.
dohcolonoc.ru
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Cмотрите так же… |
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 |
Спортивные упражнения |
Индивидуальная работа с ребенком |
Обучение катанию на коньках |
Катание на роликовых коньках |
Обучение дошкольников ходьбе на лыжах. |
Техника ходьбы на лыжах |
Задачи обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах |
Обучение ходьбе на лыжах |
Физкультурные занятия в ДОУ. |
Гигиенические требования |
Подготовка педагога к проведению занятия |
Медико-педагогический контроль |
Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования. |
Общая и моторная плотность занятия |
Организация и содержание физкультурных занятий на воздухе. |
Структура занятия на воздухе и продолжительность |
Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. |
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. |
Утренняя гимнастика в ДОУ. |
Гимнастика после сна |
Физкультминутки |
Виды физкультминуток |
Рекомендации по проведению физкультминуток |
Примеры физкультминуток |
Формы активного отдыха в ДОУ. Физкультурные праздники и досуги. |
Ведущий праздника |
Каникулы и дни здоровья в ДОУ. |
Педагогические требования к организации каникул в детском саду |
Простейший туризм. |
Методика организации туристических прогулок |
Содержание туристических прогулок |
Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей |
Физкультурное оборудование. |
Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ. |
Примерное распределение основных движений |
План-конспект физкультурного занятия |
Правила записи физических упражнений |
Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) |
Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова М.А.) |
Ребенок раннего возраста |
Ребенок старшего возраста |
Организация секционно-кружковой работы с детьми по физическому воспитанию. |
Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников: с учетом состояния здоровья; с учетом уровня физической подготовленности; с учетом характера двигательной активности. |
Должностные обязанности руководителя физического воспитания |
Основные качества, умения и способности специалиста по физ культуре |
Оформление методкабинета |
All Pages |
Page 34 of 47
Физкультурное оборудование. (Значение, виды, требования к физкультурному оборудованию; рациональное размещение, варианты использования; приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования; хранение физкультурного инвентаря; нетрадиционное физкультурное оборудование).
Важную роль в повышении эффективности физического воспитания играет физкультурное оборудование: инвентарь, пособия, игрушки. Оно подбирается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему на основе медико-педагогических исследований.
Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений, например, при обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др.
Физкультурное оборудование подбирается на основе возрастных особенностей, физической подготовленности детей, при этом задания постепенно усложняются.
Так, упражнения в лазании вначале проводятся на наклонных лесенках-стремянках, невысоких вертикальных лесенках, затем на гимнастических стенках, веревочных лестницах, по шесту, канату и т.д.
Для упражнений в равновесии используются длинные шнуры, набор досок разной длины и ширины, дощечки-кирпичики, наклонные доски, гимнастические скамейки разной высоты; на участках — пеньки, бревна разновысокие и т.д.
Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движений.
Разнообразное оборудование можно использовать для закрепления и совершенствования основных движений:
мостик-качалка — ходьба по ребристой поверхности, ползание, подлезание, раскачивание;
обруч — катание, выполнение 6 общеразвивающих упражнений, метание (вертикально подвешенный или положенный на пол);
рейки — удобные для укрепления горизонтальной струны, на которую помещаются шарики, укрепленные на вертикальных струнах, для тренировки ребенка при обучении игры в теннис;
шнуры — подвешенные на разной высоте, применяются для выполнения упражнений подпрыгивания, перешагивания, подлезания, подползания и др.
Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу.
Для выполнения общеразвивающих упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др., что повышает их влияние на организм.
Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др.
Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.).
Упражнения с использованием физкультурного оборудования развивают психофизические качества: ловкость — при пробегании между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс,ринго, щитобол и др.; силу — при перетягивании каната, упражнениях на перекладине и т.д.
Важную роль в развитии глазомера, координации движений играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом.
Использование мячей разного размера существенно повышает психофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, оздоровление организма. Наряду с овладением ребенком «школой мяча», которая способствует разностороннему его развитию, снятию мышечных зажимов, корректирует психофизическое и эмоциональное состояние, в последние годы в дошкольных учреждениях появились специальные реабилитационные мячи: хоппы, фитбол и др. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма.
Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования.
Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т.д.
Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие:
1) раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем; спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели;
2) скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить «поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка;
3) выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина;
4) взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, пролезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин;
5) взобраться на конструкцию; перевороты вперед и назад, обернув перекладину подолом юбки; перевороты вперед и назад, забросив одну ногу на перекладину; многократные перевороты, занося ноги над головой, — вращающаяся конструкция;
6) висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками, — п-образные лестницы;
7) хождение по воде; передвижение ползком; ползание крокодилом; брызгание водой; болтать ногами, лежа грудью или держась руками за бортик; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн;
взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь;
9) прятаться, сидя на корточках, проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);
10) перепрыгивание; ползанье, хождение боком, хождение прямо — бревно;
11) пролезать между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница.
Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных конструкций; роликовые коньки; ракетки для настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи или резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др.
В физкультурном зале размещают крупное оборудование: гимнастическую стенку, приставные лестницы (с зацепом), гимнастические скамейки, скаты, доски и т.д. Важно, чтобы у детей был свободный доступ к снарядам и необходимое пространство для проведения подвижных игр.
Мелкие физкультурные пособия (мячи, мелкие кегли и т.д., подвески для обручей, подставки для палок и обручей) и трибуны дляигр хранятся во встроенных шкафах или специально отведенном вблизи зала помещении.
В групповых комнатах дошкольного учреждения выделяется физкультурная зона, где располагается мелкий инвентарь, атрибуты, игрушки, обручи, скакалки, шнуры и другие пособия, активизирующие самостоятельную двигательную активность ребенка.
На физкультурной площадке оборудуют задернованное поле для проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, щиты для отбивания мяча, полосы препятствий, зону для спортивных игр.
Для игр с мячом (бадминтон, малый теннис) делается совместная площадка.
Стойки имеют приспособление для опускания сетки. К стенке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с колесиками. Стойки могут состоять из труб разного размера, диаметра (4 и 5; 6 и7 см), они выдвигаются одна из другой или крепятся на шарнирах. Высота сетки в верхнем положении определяется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс10 см, для игры в бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3—5 см от земли.
Для игры в баскетбол площадка делается наполовину меньше по сравнению со взрослой. У боковой линии надо иметь несколько щитов с кольцами на разной высоте для обучения детей элементам игры. Здесь же можно установить вертобол, щитобол, ринго.
Теннисные столы делаются раскладными, с помощью ножек регулируется их высота. Крышка состоит из двух щитов, соединенных рояльными петлями, ножки стола объединяются между собой попарно и делаются откидными. Ракетки должны иметь массу 120—130 г.
Для обучения плаванию строят или приобретают надувные плескательные и плавательные бассейны.
В зимнее время устраивают снежные валы, лабиринты, полосы препятствий, снежные дорожки (хорошо, если они цветные), горки, снежную крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др.
Оборудуется каток, прокладывается лыжня, отводится место для игры в хоккей.
На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Физкультурное оборудование делается прочным, безопасным для ребенка, ярким и эстетичным.
Для занятий физкультурой может применяться нетрадиционное оборудование.Например:
Тоннели — на обруч набита ткань, другой конец — свободный
Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.
Пеньки —: натуральные срезы разной высоты
Цель использования: закрепление основных видов движения: прыжки, ходьба, бег
Блог Ишимовой Елены: Нетрадиционное физкультурное оборудование
Еще одно мероприятие Месячника здоровья в нашем детском саду — конкурс нестандартного физкультурного оборудования. Достаточно было представить одно, но обнаружив массу интересных идей в интернете, захотелось много! Поэтому, ничего не изобретая, мы повторили уже существующий опыт. Опробовав на детях наши тренажеры, соглашусь, что красочные многофункциональные пособия вызывают у детей восторг! Обогащают двигательный опыт, позволяют разнообразить движения в новой, более интересной форме, развивать чувство формы и цвета, воображение и творчество. Благодаря им у детей повысился интерес к физкультуре, а во время зарядки к нам присоединяются все дети! Представляем вам нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное из подручных (или простых) материалов своими руками и с помощью родителей.
Театр «Друзья Мойдодыра»
, который будет помогать закреплять детям гигиенические навыки: Мыло, Губка, Полотенце, Носовой Платок и Микроб. Уже подготовлен сценарий развлечения для детей при участии родителей. Ссылку не сохранила, к сожалению.
» Попади в чашу»
— пособие для развития моторики рук и глазомера, закрепления знаний основных цветов. Изготовлено из картона, ламинированного скотчем, пластиковых бутылок и цветной самоклейки. Вязаные мячики — тактильные (мягкие и «хрустящие»). ссылка
«Ловишки»
— для развития ловкости, внимания, быстроты реакции и глазомера.ссылка
Пособие
«Сдуй бабочку с цветка»
способствует увеличению объема дыхания, развивает умение выполнять плавный длительный выдох. Материал: диски, самоклейка, изолента, цветная бумага. ссылка
Пособие
«Разноцветные змейки»
. Цель: профилактика плоскостопия у детей, развитие мелкой моторики рук, формирование математических навыков. Материал: крышки, веревка.ссылка
Тактильные мешочки
из тканей разной фактуры, наполненные орехами, тыквенными семечками, макаронами и крупой.
«Мягкий бильярд»
и
«Волшебное покрывало»
покажу в следующий раз. А сейчас предлагаю посмотреть нетрадиционные физкультурные пособия, представленные на конкурсе другими группами.
Мягкие напольные шашки, мешочки для метания с песком, массажные пуговичные коврики, «Гольф будущего», «Твистер 0+» с левыми и правыми отпечатками, Слоник-кольцеброс для прокатывания мяча, Змейка, вязаный Жирафик-кольцеброс с корзиной для метания мячей, тактильный коврик для отрабатывания наклонов вперед.
Мягкие классики, «ловишки» и «моталочки»для развития моторики рук, косички для выполнения упражнений, «лыжи» (для двух человек одновременно), ходули, ячейка для метания самым маленьким, тренажер для формирования осанки, массажные перчатки,
Тренажер для прыжков в длину, и коврик для растяжки мыщц спины и ног (сесть на берег-подушку, раздвинуть в стороны ноги и тянуться за рыбками, прикрепленными на контактную ленту)…
Проделана большая работа педагогов и родителей деток.
Первое место мы разделили с педагогами групп «Красная шапочка» и «Петушок»! УРА!!
ks337.blogspot.com
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок | 1 | |
Коврик массажный со следочками | 10 | ||
Шнур короткий (плетеный) | Длина 75 см | 5 | |
Для прыжков | Обруч малый | Диаметр 55-65 см | 5 |
Скакалка короткая | Длина 100-120 см | 5 | |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 3 | |
Кольцеброс (набор) | 2 | ||
Мешочек малый с грузом | Масса 150-200 г | 5 | |
Мяч большой | Диаметр 18-20 см | 5 | |
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | 2 | |
Мяч для мини-баскетбола | Масса 0,5 кг | 2 | |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 350 г, 500 г, 1 кг | 1 | |
Мяч-массажер | 2 | ||
Обруч большой | Диаметр 100 см | 2 | |
Серсо (набор) | 2 | ||
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) | 1 | |
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские | 10 | |
Кольцо малое | Диаметр 13 см | 10 | |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 10 | |
Мяч средний | Диаметр 10-12 см | 10 | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 80 см | 10 |
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.
Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках
Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.
Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.
Оборудование для физкультурного зала
Примерный набор оборудования для физкультурного зала
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансиры разного типа | 2 | |
Бревно гимнастическое напольное | Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см | 2 | |
Доска гладкая с зацепами | Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см | 2 | |
Доска с ребристой поверхностью | Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см | 2 | |
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) | Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см | 1 | |
Дорожка-змейка (канат) | Длина 200 см Диаметр 6 см | 2 | |
Коврик массажный | 75 х 70 см | 5 | |
Куб деревянный малый | Ребро 20 см | 5 | |
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов) | 3 | ||
Скамейка гимнастическая | Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см | 3 | |
Для прыжков | Батут детский | Диаметр 100-120 см | 2 |
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы | 2 | ||
Диск плоский | Диаметр 23 см Высота 3 см | 10 | |
Дорожка-мат | Длина 180 см | 1 | |
Козел гимнастический | Высота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см | 1 | |
Конус с отверстиями | 10 | ||
Мат гимнастический складной | Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см | 1 | |
Мат с разметками | Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м | 2 | |
Скакалка короткая | Длина 120-150 см | 5 | |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 2 | |
Кольцеброс (набор) | 2 | ||
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 5 | |
Мишень навесная | Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см | 2 | |
Мяч средний | 10-12 см | 10 | |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,5 кг, 1,0 кг | по 10 | |
Мяч для мини-баскетбола | 18-20 см | 5 | |
Мяч для массажа | Диаметр 6-7 см, 10 см | по 5 | |
Комплект для детских спортивных игр (сумка) | 1 | ||
Для ползания и лазанья | Дуга большая | Высота 50 см, Ширина 50 см | 5 |
Дуга малая | Высота 30-40 см, Ширина 50 см | 5 | |
Канат с узлами | Длина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см | 1 | |
Канат гладкий | 270-300 см | 2 | |
Лестница деревянная с зацепами | Длина 240 см, Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см | 1 | |
Лабиринт игровой (6 секций) | 1 | ||
Лестница веревочная | Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см | 2 | |
Стенка гимнастическая деревянная | Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см | 1 | |
Для общеразвивающих упражнений | Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск «Здоровье», гантели, гири | По 10 | |
Кольцо плоское | Диаметр 18 см | 10 | |
Кольцо мягкое | Диаметр 13 см | 10 | |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 20 | |
Массажеры разные: «Колибри», мяч-массажер, «Кольцо» | По 5 | ||
Мяч малый | 6-8 см | 10 | |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,3 кг, | 10 | |
Обруч малый | Диаметр 54-60 см | 10 | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | 10 | |
Ролик гимнастический | 10 |
Общие принципы размещения материалов
В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям проявлять свою двигательную активность.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. д.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.
Желательно иметь передвижной «Физкультурный уголок» — тележку с разными пособиями: плоские обручи, резиновые кольца, геометрические фигуры и т. д.
Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала желательно всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.
Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.
Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий желательно иметь дополнительную комнату, расположенную недалеко от физкультурного зала, что позволит освободить место для двигательной активности детей.
При наличии свободного помещения необходимо создать тренажерный зал, где будут расположены детские тренажеры сложного и простейшего типа.
Для подвижных игр в зале необходимо иметь физкультурный передвижной уголок, лабиринт игровой, «Парашют», мини-стадион.
[1] Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О прихолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений.
[2] Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений.
[3] Приказ Минобразования РФ от 22 августа 1996 года № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»
[4] Н.Я.Михайленко. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
[5] Параметры размера и степени готовности игрушки как существенные для определения возрастной адресованности были предложены в работе С.Л.Новоселовой и др. «Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек». М., 1987.
[6] Подробнее об этом см.: Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Онега, 1994.
[7] Для рисования гуашью могут использоваться палитры разной конструкции (подставки, в которые вставляются 8 – 10 розеток для краски, и др.), но опыт показывает, что для работы с детьми дошкольного возраста в качестве идеальной палитры может использоваться белая керамическая плитка.
[8] Использование для промывания кистей сразу двух банок разного размера (0,5л – для промывания кисти «по черному», а 0,25л – для ополаскивания) позволяет детям в процессе рисования не менять воду.
[9] Здесь мы имеем в виду материалы, поступающие в свободное распоряжение детей, которые могут быть использованы и на обучающих занятиях, но не вторгаемся в сферу последних со специальным «раздаточным материалом», разработанным в рамках каждой образовательной программы.
Делаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками!
Здоровье детей всегда должно быть на первом месте. И всем известно, что ничто так не укрепляет его, как занятия физической культурой. Поэтому любовь к ней надо прививать с самого маленького возраста. Чтобы как-то заставить детей больше и, главное, с пользой двигаться, надо их заинтересовать. Нетрадиционное физкультурное оборудование как раз поможет им взглянуть на спорт с другой стороны и превратить занятия в веселую игру. Это значительно разнообразит жизнь ребенка. К тому же можно сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками.
Что это такое
Для детей очень важны различные упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику. Это, кроме всего, положительно влияет на их психику и снижает заболеваемость. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, как раз делает акцент на такие упражнения.
Большой плюс в том, что с помощью такого снаряжения можно проводить игры разного характера:
- тренировочного;
- развлекательного;
- состязательного.
В принципе, если подключить фантазию, то можно подготовить даже специальный спектакль с интерактивными вставками (например, как победить Кощея с помощью занятий физической культуры).
Как сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками в детском саду и дома
Делается такое снаряжение очень легко. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками изготовляется из подручных средств: бутылок, крышечек, веревок, упаковок от киндер сюрпризов и других вещей, которых можно найти в каждом доме.
На изготовление уходит не так уж и много времени. Можно также подключить детей, чтобы они помогали. Им будет очень интересно. При создании изделий стоит попробовать подключить фантазию и придумать что-то свое. Здесь нет никаких ограничений. Но, конечно, можно воспользоваться и уже известными наработками в этой сфере.
Бильбоке
Всем известна игра, где привязанный к палочке шарик нужно забросить в специальную чашу. Это и есть бильбоке. Изготовить такое нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками из подручных средств проще простого. Для этого понадобится:
- пластиковая бутылка с крышкой;
- шерстяная нитка;
- упаковка от «Киндер-сюрприза»;
- украшения.
Для начала нужно отрезать донышко от пластиковой тары. Желательно это делать так, чтобы не оставалось заостренных концов. В желтом яйце от киндера с помощью шила проделывается отверстие, куда продевается нитка. Чтобы она не выскакивала, на ее конце завязывают узел. Второй конец веревки продевают сквозь горлышко и закручивают вместе с крышкой. Для того чтобы сделать бильбоке более красочным и привлекательным, его надо обклеить яркой лентой. Можно использовать распечатанные картинки, блёстки и бисер.
Игры с бильбоке помогают развивать реакцию и координацию движений.
Мешочек
Казалось бы, как его использовать? Но ему можно найти массу применений. Например, мешочки можно класть на голову, чтобы дети постоянно держали осанку. Так как проблемы с искривлениями позвоночника становятся все более распространенными, то такие упражнения будут очень полезными. Сшить мешочек можно из обычной плотной ткани. Наполнителем послужит соль или песок.
Волшебная бутылочка
Очень простое изделие. Для его создания понадобится прозрачная пластиковая бутылка, трубочка от коктейля, конфетти или фольга.
В крышке надо проделать отверстие. Туда будет просовывать трубочка. В саму бутылку помещают мелкое конфетти, порезанную фольгу или крупные блестки.
Ребенок должен вдыхать через нос, а выдыхать через рот в трубочку. Так он осваивает правильную технику дыхания и следит за веселым «фейерверком» внутри бутылочки.
Воздушный футбол
Очень интересная и простая игра. На создание такого нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками не нужно много материалов. Понадобится всего большая крышка от коробки (или просто картон), пластиковый стаканчик, цветная бумага, клей, трубочки и маленький шарик.
Делается он также просто. Крышку от коробки (если ее нет, то можно просто сделать бортики из картона) обклеивают зеленой бумагой с внутренней стороны. Так получится подобие поля. Ворота можно сделать из половинок пластикового стаканчика. Забивают голы на таком поле с помощью трубочек. Надо потоком воздуха загнать шарик в импровизированные ворота.
Тоннель
С помощью него можно устроить целую полосу препятствий. Для создания тоннеля нужен большой кусок ткани и толстая проволока. Сначала сшивается полотно. Затем сверху прикрепляется еще несколько маленьких полосок поперек тоннеля. Они будут скрывать проволоку, чтобы дети не поранились.
Звериные гонки
С помощью обычной ленты, красивой палочки и мягкой игрушки можно сделать увлекательную игру, которая поможет развивать мелкую моторику рук ребенка. С одного конца привязывается мягкая игрушка, а другой конец — к ручке. Важно, чтобы ленты все были одного размера. Задача проста: надо крутить ручку, наматывая на нее веревочку. Так игрушечный зверь потихоньку будет подтягиваться к малышу. Можно устроить целые соревнования.
Робин Гуд
С помощью нетрадиционного оборудования по физкультуре, своими руками можно устроить целый турнир по метанию. Для того чтобы стать настоящим Робин Гудом, не нужен лук и стрелы. Достаточно просто лотка из-под яиц, красок и упаковок от «киндеров». Лоток разукрашиваем так, чтобы он был похож на цель. То есть в центре должен быть маленький квадратик, выкрашенный в красный цвет. Это будет яблочко. Дальше чуть больший желтый круг, а затем зеленый. Вместо стрел метать надо будет упаковки от «киндера». Такая интересная игра помогает развивать координацию движений, точность и ловкость.
fb.ru
Помещение, оборудование для занятий физическими упражнениями
Тема 2.2.4. Помещение, оборудование для занятий физическими упражнениями
Эффективность реализации задач образования дошкольников в области физической культуры во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения, в которых организуется его деятельность.
Помещение
для занятий физическими упражнениями должно быть достаточно просторным, чтобы показатели «воздушного куба» приближались к объему вентиляции. Если помещение имеет небольшие размеры, то количество детей, занимающихся одновременно, должно быть ограничено в соответствии с этими показателями.
Однако в дошкольных учреждениях эти требования не всегда соблюдаются. Это происходит потому, что многие учреждения не имеют стандартных физкультурных залов. Для проведения занятий физическими упражнениями оборудую небольшие по размерам групповые комнаты или подсобные помещения. В них проводить занятия можно только небольшими подгруппами, что не всегда осуществимо из-за необходимости согласования работы специалиста по физической культуре с работой других сотрудников учреждения.
Известно, что на эффективность деятельности ребенка, улучшение его самочувствия влияет рациональная окраска
стен помещения. Выбирая цвет, психологи рекомендуют в помещениях для детей использовать гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. В то же время синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.
Следует особо отметить, что оборудование
, используемое в физическом воспитании дошкольников, обычно окрашено в яркие разнообразные цвета. Таким образом, для того чтобы дети хорошо видели предметы, с которыми они занимаются, целесообразно, чтобы стены и пол в физкультурном зале были однотонными и не яркими.
Иногда пол в физкультурном зале покрыт ковролином с крупным пестрым рисунком. На таком покрытии плохо видна разметка и инвентарь, что не соответствует требованиям к охране зрения ребенка. Использование синтетического покрытия в зале ограничивает выбор средств физического совершенствования дошкольников. Например, при выполнении упражнений в положении «упор, стоя на коленях» наблюдается покраснение кожи детей от соприкосновения с синтетическим ковром. Кроме того, подобное покрытие требует особо тщательной чистки.
Вид физкультурного зала
должен создавать у ребенка настрой на предстоящую деятельность. В связи с этим разрисовывание стен сказочными персонажами делает зал похожим на многие помещения дошкольного учреждения (раздевалки, коридоры и т.д.). использование съемных картинок при однотонно окрашенных стенах дает возможность легко менять тему занятия. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть занавески на окнах физкультурного зала, что не соответствует гигиеническим нормам (пыль, уменьшение освещенности).
В физкультурных залах необходимо предусмотреть ограждение окон. Для этого используются разнообразные решетки, сетки. Для освещения физкультурного зала наиболее целесообразны люминесцентные лампы, защищенные съемными сетками.
В связи с тем, что и в настоящее время отсутствует централизованное обеспечение спортивно-игровым и физкультурным инвентарем и оборудованием,
дошкольным учреждениям приходится брать эту задачу на себя.
Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество
разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех групп (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.
Важно, чтобы размеры оборудования
соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положении стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетке, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно-игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности
детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации:
- Рейки лестниц – достаточной толщины и прочности;
- Узлы соединений разных деталей – надежны, без острых углов и резко выступающих частей;
- Пособия, изготовленные из дерева, — хорошо защищены, отполированы.
Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов
.
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат
, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.
Наличие в комплектах большого разнообразия видов оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий и других форм работы по физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений и игр. Для правильной организации процесса физического воспитания важно соблюдать принцип размещения оборудования по месту использования с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует подразделять физкультурное и спортивно-игровое оборудование для помещений
(физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и
оборудование для участка
(физкультурной площадки, групповых площадок и других игровых зон). Особо выделяется инвентарь
для организации спортивных игр
(баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей) и таких упражнений, как катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах.
Оборудование и инвентарь для физкультурного зала
Как правило, большая часть физкультурно-спортивного оборудования используется в физкультурных залах. Эффективность применения оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов
и
предназначения
. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений – крюков, монорельса и т.п. Крупные
предметы оборудования,
такие как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.
Мелкое физкультурное оборудование
– мячи, мешочки с грузом, кубики, булавы – целесообразно поместить в секционные шкафы, на специальные полки, стеллажи, в выдвижные ящики, расположенные также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игры с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.
Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно
подходить к нему,
самостоятельно
пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставить свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр и занятий, организуемых педагогом или самими детьми.
Современные производственные технологии и материалы позволили изменить облик физкультурного зала. Крупные , «Веско» и т.п.) постоянно предлагают дошкольным учреждениям оборудование, успешно зарекомендовавшее себя в странах Европы и Америки. Сегодня в залах можно встретить батуты, сухие бассейны, парашюты и пр. Часто используют крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы
– модули, способствующие поэтапному развитию обобщенных условных действий, воображаемой ситуации, а также естественным образом обогащающие спектр движений ребенка.
В начале 80-х гг. XX в. в Швейцарии, а затем в Италии, Германии и других странах Западной Европы появились большие яркие разноцветные мячи, имеющие многоцелевую ориентацию воздействия. Новое средство получило название – «фитбол».
Развитие новых оздоровительных технологий послужило толчком для использования специальных гимнастических мячей в практике физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с дошкольниками. Мяч может использоваться и как тренажер, и как предмет для отягощения. В дошкольном учреждении фитболы используются в первую очередь для решения оздоровительных задач. Они позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.
В последнее десятилетие в дошкольных учреждениях стали активно использовать тренажеры
как средство повышения двигательной активности детей. При систематическом использовании тренажеры в дошкольном учреждении являются надежным средством профилактики гиподинамии у детей. Следует отметить, что не всегда тренажеры, разработанные для взрослых, могут быть адаптированы для занятий с детьми.
Насыщение физкультурного зала новым оборудованием не снижает значимости физкультурного инвентаря, хорошо зарекомендовавшего себя на протяжении многих десятилетий практики организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Современный физкультурный зал не может обойтись без гимнастических стенок, скамеек, матов, резиновых мячей разного диаметра, обручей, скакалок и т.п.
Оборудование и инвентарь для занятий на улице
Для полноценного физического развития детей в дошкольном учреждении должна быть хорошо оборудована площадка. Это особенно важно для оптимизации двигательной активности детей в летнее время.
Физкультурная площадка
должна состоять из собственно физкультурной площадки и ряда спортивно-игровых зон:
- Ямы для прыжков;
- Беговой дорожки;
- Дорожки с препятствиями;
- Площадок для игр в городки, мини-футбола, хоккея.
Спортивно-игровые зоны могут непосредственно примыкать к физкультурной площадке или быть размещены на любом другом удобном для этого месте участка. Такое функциональное разделение физкультурных площадок позволяет одновременно организовывать игры и занятия с большим количеством детей разного возраста и физической подготовленности. В зимнее время года на них оборудуются дорожки для скольжения, каток, горки, место для игры в хоккей. По периметру участка детского сада прокладывается лыжня.
Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование – 5-6 пролетов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, горизонтальные на разных уровнях), рукоходы, мишени для метания, устройство для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы – размещается по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров и т.п.
Мелкий инвентарь
для спортивных игр (сетки, ракетки, воланы, мячи, городки и т.п.), пособия для подвижных игр и упражнений (скакалки, обручи, шнуры, кольца, шары и др.) выносятся на участок по мере необходимости.
При наличии достаточно свободного места вокруг физкультурной площадки целесообразно оборудовать беговую дорожку
, ширина которой должна быть не менее 1,5 м. Важно, чтобы на ней был прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит проводить не только беговые упражнения, но и наблюдения за их выполнением на 30-метровой дистанции в привычной для детей обстановке.
Вблизи физкультурной площадки желательно оборудовать полосу препятствий
для старших дошкольников. Такое расположение полосы препятствий позволит широко использовать расположенное на ней оборудование в самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников.
На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые в летнее время могут служить для вхождения, сбегания, а зимой – для скатывания на санках.
Оборудование и инвентарь для бассейна
Для организации занятий по обучению детей плаванию при бассейне обязательно должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания и страховки детей, находящихся в воде. Это спасательные круги, поплавки, разделительные дорожки, длинный шест и др.
Разнообразные пособия и игрушки нужны для наиболее эффективной организации занятий по обучению плаванию, для проведения различных упражнений и игр на воде. К ним относятся:
- Доски из пенопласта;
- Надувные игрушки (круги резиновые, мячи, игрушки в виде рыб, крокодилов, черепах и т.д.);
- Мелкие игрушки из плотной резины (тонущие, для отыскивания под водой);
- Обручи для проведения игр с погружением в воду.
Количество таких пособий и игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Они должны быть красочными, яркими, привлекать детей к занятиям и играм в воде.
Кроме того, в бассейне необходимо иметь приборы, позволяющие контролировать и поддерживать соответствующие санитарно-гигиенические состояние помещения и воды.
Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат
Минимальный набор физкультурно-игрового оборудования необходимо иметь в групповых комнатах. Особенно это важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В группах для детей раннего возраста
, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, два-три пролета гимнастической стенки. Здесь целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр. Хороши для малышей мягкие предметы – различные модули, валики, сегменты, кубы, диски, особенно важны всевозможные игрушки-двигатели – каталки, коляски, машинки, тележки и т.п.
В группах детей более старшего возраста
кроме мелких пособий (мячи, скакалки, шнуры, палки, обручи и т.п.) надо иметь наборы оборудования и инвентаря для организации как подвижных, так и спортивных игр (кегли, кольцебросы, городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис и др.). Эти пособия дети могут выносить на участок для игр и упражнений во время прогулки. При наличии места в групповых, раздевальных комнатах для детей можно установить один-два пролета гимнастической стенки, один из спортивно-игровых комплексов, разместить простейшие тренажеры для самостоятельного пользования детьми. Но при этом не следует забывать, что и за старшими дошкольниками во время игр и упражнений на указанном оборудовании должен быть обеспечен контроль со стороны воспитателя.
Приборы, необходимые для диагностики физического состояния дошкольников
Для объективной оценки физического развития и физической подготовленности в медицинском, методических кабинетах или в физкультурном зале должны быть:
- Ростомер;
- Устройство для оценки осанки;
- Фонендоскоп;
- Прибор для измерения артериального давления (тонометр);
- Спирометр;
- Секундомер;
- Рулетка;
- Сантиметровая лента;
- Портновская измерительная лента;
- Динамометр кистевой;
- Шагомер для определения количества движений;
- Компас.
В последние годы возможности оценки деятельности различных систем организма существенно расширились. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма
для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности.
Устройство дает возможность надежного и удобного беспроводного измерения сердечного ритма, измеряет пульс с точностью электрокардиограммы. Монитор позволяет, не нарушая общего ритма выполняемого упражнения, наблюдать текущий уровень ЧСС. Наблюдение можно выполнять во время прогулки, плавания, катания на лыжах, а также в процессе выполнения других упражнений.
В исследованиях мониторы сердечного ритма используются в связи с тем, что они отличаются простотой применения. Прибор состоит из эластичного пояса, где расположены электроды, измеряющие частоту сердечных сокращений, и монитора (имеющего форму часов). Эластичный пояс крепится в области грудных мышц, а монитор – на запястье.
Следует также отметить, что мониторы сердечного ритма имеют большой ценовой диапазон. Чем дешевле прибор, тем, соответственно, меньше функций он выполняет. При проведении исследований с детьми дошкольного возраста следует в первую очередь учитывать следующее:
- Прибор должен предусматривать перенос данных с монитора на компьютер при помощи инфракрасного порта. Другие варианты считывания информации имеют значительные погрешности при переносе данных;
- Более дорогие модели монитора сердечного ритма предусматривают кодирование передатчика. Незакодированные передатчики нельзя использовать в групповых исследованиях детей дошкольного возраста. В случаях когда в зоне проведения исследования находятся несколько мониторов сердечного ритма на расстоянии ближе 1 метра, незакодированный монитор будет считывать сигналы от других мониторов в этой зоне. Это может явиться причиной неправильных показаний. Даже если один монитор закодирован, а другой нет, показания также могут иметь значительные погрешности.
В исследовании с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать модель бегового компьютера Polar RS200sd с дополнительным устройством POLAR S1, котрое крепится на обувь, обеспечивает контроль над скоростью и дистанцией наряду с измерением пульса. Устройство обеспечивает следующие функции:
- Выведение на монитор скорости и дистанции;
- Задание целевого темпа;
- Показ разницы текущего темпа и заданного целевого;
- Сигнал отклонения от заданного темпа и др.
Исследование реакции организма детей на физическую нагрузку при помощи мониторов сердечного ритма дает возможность получить объективную информацию. Однако это создает определенные сложности в организации образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Поэтому на физкультурном занятии целесообразно проводить оценку функционального состояния детей по вешним признакам утомления или пульсу. В то же время 2-3 раза в год для получения более объективных показателей можно использовать сложные диагностические системы, в частности мониторы сердечного ритма.
В дошкольных учреждениях все чаще можно встретить аппарат биологической обратной связи «БОС – Дыхание».
Они позволяют сделать наглядными процессы, происходящие в организме.
«БОС – Дыхание» позволяет определить разность величин пульса на вдохе и выдохе, которую в настоящее время принято называть дыхательной аритмией сердца (ДАС). Количественно этот параметр измеряется в тех же величинах, что и пульс, т.е. в числе ударов за минуту. Это параметр является универсальным – он отражает качество дыхания, состояние иммунной системы и возможность организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.
Следует также отметить, что ДАС отражает степень координации дыхательной и сердечно — сосудистой систем. При хорошем диафрагмальном дыхании наблюдается увеличение ДАС, и она начинает изменяться в фазе дыхательного цикла. Более того, сознательно изменяя параметры дыхания, можно воздействовать на ЧСС, и в конечном счете на ДАС. Использование аппарата предоставляет возможность индивидуализации оздоровительных программ, т.е. подбор упражнений, необходимых для достижения программируемого оздоровительного эффекта.