Что способствует развитию диалогической речи дошкольника


Понятие и особенности диалогической речи

Основные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.

Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.

Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи.

  • Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить. Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора. Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
  • Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
  • Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
  • Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
  • Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.

Шаблоны диалогической речи

Обычно диалогическая речь по своему характеру непроизвольна и реактивна. Люди часто используют в ней различные шаблоны и принятые клише, в речи людей звучат устойчивые стереотипы. Человек в процессе общения использует собственные формулы общения, которые он привык использовать в данной конкретной ситуации по отношению к текущей теме разговора. Множество речевых клише позволяют облегчить процесс общения.

Диалогическая речь может рождаться в силу как внутренних, так и внешних причин.

Обычно в процессе диалога люди не склонны использовать сложные предложения.

Они часто внедряют в свою речь сокращения, неправильные словообразования, нарушают существующие синтаксические нормы. Диалогическая речь позволяет ребенку учиться произвольно формулировать свои мысли, он начинает следить за логикой своей речи. Так зарождаются навыки монологической речи.

Для того чтобы участвовать в диалоге, нужно обладать множеством сложных речевых навыков: ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.

Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников

Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям говорить связно.

Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.

Ситуативные диалоги младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, развитие речи у детей 3-4 лет находится на том этапе, что их диалогическая речь ограничивается краткими репликами в рамках ситуации.

В песочнице, в детском саду они могут «обсуждать» вылепленный куличик или игрушку. Начало разговора обычно отличается непроизвольностью и спровоцировано ситуацией: понравилось или не понравилось «изделие песочного зодчества», желание поиграть вместе с куклой, объединить усилия в катании машинки.

В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.

Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.

Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.

Речевая диалоговая активность 5-летних детей

5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.

Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.

Содержательность диалогов старших дошкольников

Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях и благодаря развитию связной речи.

Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.

Основные диалогические навыки старшего дошкольника:

  • слушает собеседника, демонстрируя интерес;
  • при высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
  • рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
  • дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
  • правильно формулирует и задает вопросы.

Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.

При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:

  • универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
  • высокий уровень выразительности интонаций;
  • употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
  • мысли формулируются связно и последовательно;
  • диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста

План:

  1. Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и ее значение.
  2. Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам.
  3. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.
  4. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.
  5. Практическое задание.

1. Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и ее значение.

Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Выражением и следствием недостаточной самостоятельности преддошкольника, переплетения его деятельности с деятельностью взрослого является диалогический характер речи – ответы на вопросы взрослого и вопросы к взрослым. При этом диалог всегда строится в связи какой-либо конкретной ситуацией. Это обуславливает развитие особой формы диалогической речи – ситуативной, содержание которой может быть понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок.

Таким образом, наиболее простой разновидностью устной речи является диалог — разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-то вопросы. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа – своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя речи, обогащения словаря. В недрах диалога начинает формироваться связность монологической речи. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению сначала выполняет, прежде всего, взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого; в монологической речи горящий, последовательно высказывая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог – первая школа развития связной монологической речи ребенка (и вообще активизации его речи).

2. Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседник5ом; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения:
  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым или незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  1. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
  2. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
  3. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  4. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Задача формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения: побуждать ребенка обращаться к взрослым и детям по различным поводам, формировать умение задавать вопросы, выражать свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел. Развивать способность внимательно слушать речь окружающих, выполнять их требования, выраженные в словесной форме, отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Обучение на занятиях должно быть направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.

Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка в данной возрастной группе. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает воспитатель. «Мальчик поливает цветы из лейки», — рассказывает малыш, рассматривая книгу. «А откуда в лейке вода?» — интересуется педагог и поясняет: — Сначала мальчик набрал в лейку воды, а потом стал поливать цветы». Затем он предлагает ребенку самому рассказать о том, как мальчик налил в лейку воды и стал поливать цветы.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста развитию навыков разговорной речи уделяется самое пристальное внимание. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывает ребенку о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?) Детей учат:

— понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

— задавать вопросы самого разного характера;

— активно включаться в разговор;

— принимать участие в драматизациях;

— объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т.п.

Формирование навыков диалогической речи наиболее эффективно осуществляется на занятиях по описанию предметов и рассматриванию картин. При повторном рассказывании воспитателя об игрушке (предмете) дети активно договаривают незаконченные им фразы (Мяч большой и синий. Это…- «Резиновый мяч». – «Если ударить мячом об пол…» — «Он подпрыгнет» и т.п). Ведущим приемом при рассматривании картин являются вопросы воспитателя. Они должны помочь детям уяснить общий смысл картины, стимулировать ребенка к целенаправленному описанию предметов и явлений. Кроме того, при рассматривании картин нужны такие вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь.

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают учить диалогической речи, приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит детей отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребенка за активность и сообразительность и тотчас же дает образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро! и т.д.), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомым людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Формированию навыков диалогической речи способствуют пересказы литературных произведений, беседы по содержанию прочитанного. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая у воспитанников интонационную выразительность речи, педагог одновременно облегчает им запоминание текста.

В старшей и подготовительной группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

В данном возрасте применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со сверстниками, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания. Большое место также занимает формирование культуры общения.

В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправит товарища, переспросить или расспросить собеседника. Продолжают учить детей последовательно и выразительно рассказывать небольшие сказки, рассказы без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

Таким образом, задачи и содержание требований к диалогической речи дошкольников на каждом этапе усложняются и обусловлены возрастными особенностями детей, возможностями их познавательной деятельности, характером общения с окружающими.

3. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слушать взрослого, участвовать в диалоге с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания, суждения, оценивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т.д. При этом необходимо умение более или менее длительно удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы.

Известно, что беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседы – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако, необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 — 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно подобранное содержание разговора. Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

Е.А.Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:

  1. беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности;
  2. беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей;
  3. беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Каждая из названных типов бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера и этические.

Остановимся на характеристике и особенностях проведения этих бесед.

Вводные или предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т.д.в ходе предварительной беседы воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, полученные ими в процессе обучения, на занятиях и в повседневной жизни.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим…увидим…проверим…»).

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

Содержание и характер системы знаний в тех или иных областях действительности определяется программой обучения. Организация процесса обучения – последовательность развертывания содержания, отбор методов – направлена на усвоение детьми соответствующих знаний (представлений о предмете или явлении, свойствах и качествах, состоянии, проявлениях и т.д.), на освоение связей, функционирующих в данной области действительности. Все это подводит детей к заключительному обобщению знаний, формированию системы представлений или элементарных понятий.

Решающее значение в заключительном обобщении принадлежит итоговой беседе эвристического характера.

В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями воспитателя, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях. Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети подводятся, приходят к обобщающим суждениям о сущности явлений, их характере и взаимосвязи.

В ходе беседы воспитатель использует разнообразные приемы. Для воспроизведения в памяти детей представлений о предметах и явлениях, знания о которых систематизируются и обобщаются в ходе беседы, может быть проведено рассматривание картин или других наглядных материалов. При воспроизведении знаний о других фактах используются разнообразные вопросы констатирующего характера. Вычленение связей обеспечивается анализом, сопоставлением и сравнением, а также моделированием или использованием готовых моделей. В процессе анализа, направленного на установление связей, воспитатель использует поисковые, проблемные вопросы, задания на сравнение и т.д. В заключение даются задания на обобщающее суждение.

Беседа может строиться как индуктивная или дедуктивная. В первом случае беседа начинается с воспроизведения фактов, затем проводится их анализ, установление связей и обобщение.

При наличии достаточной обобщенности знаний из той или иной области действительности можно использовать дедуктивную логику беседы (она характерна для процесса «подведение под понятие»). В этом случае беседа начинается сразу с соотнесения рассматриваемых явлений к группе – к понятию, что обосновывается выделением существенных признаков этого понятия. Заключительное суждение утверждает включенность нового знания в уже сложившуюся у детей систему.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями.

Цель её – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению. Он дает возможность детям наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие («О нашем детском саде», «О зимующих птицах», и т.п.). Широко применяются в детском саду беседы на нравственные темы. Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. В первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обоснованно, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными (А.П.Усова, Е.А.Флерина, Е.И.Радина, Э.И. Залкинд, Э.П.Короткова, Н.М.Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры, изменилось. Картинки, книги, кинофильмы детские передачи, компьютерные игры и т.д. расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы.

В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Начало беседы. Цель его – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это осуществляется различными методами: вопросы-напоминания, загадки, чтение отрывков из произведений художественной литературы, показ картин, фотографий, предметов. В начале беседы формулируется тема, цель предстоящего разговора, обосновывается ее важность, объясняется детям мотив выбора данной темы.

Основная часть беседы. Она может быть разделена на этапы или микротемы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Готовя беседу воспитателю необходимо наметить ее этапы, выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной образной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Желательно, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на протяжении всей беседы, но и нарастал к концу.

Окончание беседы — кратко по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Хороший вариант окончания – пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия- беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон?).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

4. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач:

  1. на вербальной основе,
  2. на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя.

В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; поговорить с кем-либо на определенную тему, проанализировать и оценить поведение персонажа в той или иной ситуации.

Отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей.

5. Практическое задание.

Беседа о лете.

(Средняя группа)

Цель: систематизировать знания детей о лете (летом солнечно и тепло, много травы и цветов, созревают ягоды, фрукты; в парках, в лесу, на лугу много насекомых, птиц); закрепить умения различать и называть растения и животных, известных детям; оживить эстетические впечатления детей о летней природе; развивать умение участвовать в диалоге со взрослым, со сверстниками.

Материал: картина «Лето», картинки с изображением растений и животных; фотографии с изображением летнего отдыха, принесенные детьми.

Ход беседы: Предложить посмотреть на картину и сказать, о чем художник нарисовал картину. Воспитатель, беседуя с детьми, задает вопросы:

  • Теплый или холодный день изображен?
  • Как узнали?
  • Как одеты дети?
  • Почему так легко одеты?
  • Что делают дети?
  • Как вы сами играли летом?
  • Какие видели цветы?
  • Каких видели бабочек, жуков, птиц?
  • Куда ходили на прогулки? (Рассматривание фотографий, принесенных детьми). Что видели? Чем занимались?

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии детей, активизирует детей с затруднениями в общении («Спроси у Саши, где он отдыхал прошлым летом?», «Спроси у Кати, кто вместе с ней на фотографии», «Расскажи, где и с кем ты на фотографии» и т.д.). Затем спрашивает у детей: «За что вы любите лето?»

Речевая ситуация

(подготовительная группа)

Тема: «Добро пожаловать»

Цель: познакомить детей с вежливым приглашением, учить детей принимать гостей, усвоить правила речевого поведения в данной ситуации, воспитывать у детей чувство такта, вежливость.

Ход:

  • Вы любите ходить в гости? Кто вас к себе приглашает? Какие слова обычно при этом говорят? А вот как Братец Кролик Приглашал в гости Братца Лиса(героя сказки Дж.Харриса):

— Я видел вчера Братца Медведя,- сказал Лис. — Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой не ладим, «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскреб лапкой за ухом – вроде как от радости,- встал и говорит:

— Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

— Я с удовольствием, — сказал лис.

— Ну, я буду ждать, — сказал Кролик.

  • Как вы думаете, приятно ли получить такое приглашение? Будут ли рады хозяева, если к ним в гости придет Братец Лис? Почему? Объясните. С каких слов чаще всего начинается приглашение? Выберите:

— Приходи ко мне завтра…

— Приходите, пожалуйста, ко мне в гости…

— Я приглашаю вас к себе на чашку чая…

  • Когда мы приглашаем кого-либо, мы часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Например, в гости, на чашку чая, послушать новые записи, поиграть в шахматы, на день рождения.

Вспомните, как Муха-Цокотуха приглашала к себе гостей. Рада ли она им? Чем Муха-Цокотуха угощала своих гостей? С какими добрыми словами она обращалась к ним? (Дети вспоминают отрывки из произведения).

  • Представьте себе, что у вас завтра – день рождения. Пригласите ли вы кого-нибудь из ребят к себе в гости? Покажите, как. (Варианты детей.)
  • Друг принял твое приглашение и пришел поиграть в новую игру. А тебе самому в этот момент очень хочется поиграть. Что ты скажешь другу?

Как поступишь: предложишь ему поиграть первому или сам будешь играть, а друг будет только смотреть? Как объяснишь ему свое поведение? (Варианты детей. Обсуждение).

  • Представьте себе, что ваш товарищ – домосед, он любит полежать на диване, посмотреть телевизор. Вы хотите пригласить его на стадион, Постарайтесь убедить его принять ваше приглашение. (Варианты детей. Обсуждение.)

Литература:

  1. Занятия по развитию речи в детском саду. Ушакова О.С. – М., Просвещение, 1993.
  2. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Бородич А.М. –М., Просвещение, 1981.
  3. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Алексеева М.М., Яшина В.И. – М., Асаdеm А, 2000 г.
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Сохин Ф.А. –М., 1984.
  5. Речевые уроки. Ладыженская Т.А. и др. – М., Просвещение, 1995.
  6. Учусь говорить. Гербова В.В. –М., Просвещение, 2000.

Условия развития связной диалогической речи дошкольников

Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения.

Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.

Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.

В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.

Беседа как средство формирования навыков диалога

Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:

  • Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
  • Найти подходящее время. Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
  • Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия. Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
  • Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
  • Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.

Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.

Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.

В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:

  • способность проявлять инициативу;
  • умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
  • навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
  • проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
  • умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.

Развитие диалогической речи в сюжетно ролевой игре

В развитии навыка диалогической речи велико влияние сюжетно ролевой игры. Данная игровая форма предполагает распределение ролей и создание сюжета, а также соблюдение правил.

Многие игры предполагают диалоговое общение как основное условие. Дошкольники многократно прокручивают сюжеты «продавец – покупатель», «прием у доктора», «дочки – матери». Диалоги в играх помогают детям незаметно развивать необходимое умение и совершенствовать его.

Хорошо развитая языковая функция — основа продуктивных взаимоотношений людей в любом возрасте. Малыши еще только учатся коммуникации, но старшие дошкольники уже должны владеть навыками вести структурированную и информативную беседу, так как в самое ближайшее время их усилия сместятся на школьное обучение, а диалогическая речь будет использоваться как развитое средство любого взаимодействия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]