Воспитание любви к истории и культуре малой Родины.


Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций. Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины, как эффективного средства формирования патриотической воспитанности.

Ключевые слова:малая родина, патриотическое воспитание, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

Abstract.
The article is devoted to analysis of domestic research in the field of Patriotic education of children of preschool age. The specifics of education in pre-school children a sense of patriotism in the material folk culture. Reveals the spiritual and moral potential of the homeland in the Patriotic education of children of preschool educational institutions. Recommendations to familiarize young children with the elements of the homeland, as an effective means for the formation of Patriotic education.
Keywords:
small motherland, patriotism, preschooler, patriotism, popular culture, educational organization.
Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому. В настоящее время все чаще в данном направлении патриотизм приобретает статус высшей ценности, ассимилирующий в себе нравственные, духовные, исторические и многие другие элементы. Патриотизм есть воплощение любви к стране и Отечеству, наличие тесной связи с историей и культурой нации, достижениями и неудачами – все это составляет духовно-нравственную основу личности, что, в свою очередь, формирует в ней позицию гражданина и необходимость участия в жизни и судьбе своей Отчизны.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания.

Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству [6, с.134-135].

Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8, с. 53].

Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо.

Патриотизм – широкое понятие, вбирающее в себя такие смысловые характеристики, как: привязанность к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку; защита интересов Отечества и его независимости; наличие гражданских чувств; верность Отчизне; гордость за культурные и социальные достижения; наличие прочных знаний об историческом прошлом страны; соблюдение традиций; посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины [4, с. 20].

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине [9, с. 11-12].

Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, работа в дошкольной образовательной организации, школе, коллективе.

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения. В настоящее время данный вопрос нашел отклик у большинства педагогов и является, как никогда актуальным. С чего же начинается становление этих представлений? Естественно оно начинается через знакомство с произведениями искусства, музыкой, окружающей природной, действительностью и родными местами населенного пункта.

На дальнейших ступенях развития знания расширяются и обогащаются, совершенствуются, складываясь при этом в единый образ и представления о месте проживания дошкольника. Использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера имеет немаловажное значение в работе патриотической направленности. Особенно важен материал, связанный с той местностью, где расположено дошкольное учреждение. Нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо знакомить с достижениями родного края. Весь собранный материал и сведения краеведческой направленности, должен быть понятен и близок детям, адаптирован к данному возрасту, что в свою очередь, вызовет у них познавательный интерес.

Воспитание обращается к особенностям быта и культуры и благодаря этому дошкольники осмысливают неотъемлемость своей жизни в культурно-природной среде, осознают степень ответственности за ее сохранение и приумножение ценностей. Главной задачей для педагога при работе в патриотическом направлении показ сложности исторического пути малой родины и хронологическое выделение всех лучших передовых явлений в родном крае.

Каждый уголок нашей страны имеет характерные черты исторического развития, неповторимые черты культуры и природы. Все это определяет в каждом человеке привязанность к родному краю и заинтересованность к его истории и судьбе. В работе воспитателя главным становится знакомство с малой родиной, с его историей, культурой и помощь в нахождении взаимосвязи с окружающей действительностью и жизнью общества. Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к краю и Родине.

Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране» [7, с. 74-76].

Одной из важнейших задач системы дошкольного образования в патриотическом воспитании является работа с равнодушием среди детей. Из практики можно увидеть, что наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Поэтому разработка методик патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях в настоящее время получает первостепенное значение. Для успешного формирования патриотизма детям необходимо дать основные знания о Родине, стране, народе, истории, культуре. Патриотическое воспитание несет духовно-нравственный аспект становления мировоззрения, что в свою очередь дает возможность взращивать любящее сердце. Важно чтобы патриотическое воспитание имело духовно-нравственную природу. Воспитание патриота, знающего историю своего края и страны, любящего свое Отечество не может быть реализовано без освоения народной культуры и познания духовных ценностей своего народа [1, с. 10-13].

В последнее время значительно возросла роль народной культуры, как источника патриотических чувств у дошкольников. Народное искусство, как и искусство в целом, многофункционально и одна из этих функций – воспитательная. Народное искусство обладает большой воспитательной возможностью. Через ее призму открываются истоки духовного существования народа, освящаются нравственные и эстетические ценности, что является также частью истории края. Для успешного формирования жизненных ценностей и идеалов детям необходимо предоставлять возможность знать истоки искусства и национальной культуры [2, с. 104].

Хотелось бы отметить, что в настоящее время в нашу жизнь активно проникают элементы зарубежной культуры. Этот фактор имеет также большое значение. Непреднамеренное смешение культур приводит к серьезным проблемам. Важно не только не забывать истоки своей культуры, при многообразии и внедрении иных культур, а наоборот, возрождать и развивать полузабытые пласты местной народной культуры, которая будет способствовать самоидентификации коренного населения нашей сраны и проживающих на нашей территории национальностей. Педагогу при подготовке к работе в направлении патриотического воспитания необходимо учитывать данный фактор и хорошо разбираться в особенностях родного края, страны, чтобы не вызвать смешивания информации.

Национальная культура также является важной частью патриотического воспитания. Ее вхождение в жизнь ребенка происходит через родителей и дошкольную организацию. Из этого исходит вывод о том, что чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной. Большое значение при воспитании интереса и любви к родному краю оказывает близкое окружение ребенка. Постепенно дошкольники знакомятся с детским садом, улицей, на которой они проживают, населенным пунктом и в результате со страной. Родители играют важную роль при знакомстве с родным краем. Совместно с ребенком можно провести небольшую экскурсию, даже если вы просто идете в магазин, бассейн, на прогулку. Также выезд за город на природу или в деревню может стать увлекательным путешествием по миру природы родного края, где можно указать на характерные особенности местности.

Особенности каждой территории можно выявить в различных видах искусства: песня, танцы, устное народное творчество и изобразительное искусство. Народное искусство, с малых лет окружающее малыша, должно воздействовать на него в комплексе. При таком подходе природа народного творчества раскрывается во всем своем многообразии, эмоционально воздействует и увлекает ребенка. Важно дать понять дошкольнику, что каждый человек является частью своего народа, что у каждого есть Родина [3, с. 81-82].

Дошкольная образовательная организация является той ступенью, которая закладывает духовно-нравственный потенциал в душу ребенка. Ее целью является воспитание личности имеющую активную жизненную позицию, творческий потенциал, имеющая способность самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Только через активное включение ребенка в культуру народа можно осуществить полноценное раскрытие его личности – непосредственное проживание в культуре и традициях.

В последнее время по патриотическому воспитанию дошкольников выходит большое количество литературы. Часто в ней затрагиваются только отдельные стороны исторического воспитания, к сожалению, в определенных видах деятельности не прослеживается система, которая могла бы отражать все существо заявленного феномена. Чувство патриотизма многообразно по своему содержанию. Сюда можно отнести и любовь к малой родине, и гордость за народ своей страны, и ощущение неразрывности с миром, а также желание сохранить и преумножать богатство своей Родины. При ознакомлении дошкольников с родным краем реализуются такие задачи, как воспитание любви к своему краю, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за родной край, формирование бережного отношения к природе края. Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у дошкольников формируются не только патриотические чувства, но и выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности. Он обязан продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор материала о представляемой местности дает возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит родной край [5, с. 133].

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми. Дети младшего дошкольного возраста должны познакомиться с названиями своей улицы, улицы на которой располагается детский сад. Детей старше необходимо знакомить с объектами, расположенными на соседних улицах. Количество объектов при знакомстве старших дошкольников, более разнообразен – район, местность города или населенного пункта в целом, его достопримечательности, места, имеющие историческое значение и памятники. Детей знакомят с ними, объясняют, в честь кого они возведены. Для создания полной картины необходимо проведение экскурсий (по улице, городу, на природе), наблюдение за трудом взрослых, где происходит понимание, что труд важен. Также большое значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами края.

Приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы.

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.

Литература:

1. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – С. 10-13.

2. Гусев Д.А., Соколова В.Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 184 с.

3. Гусев Д.А., Зайкин М.И. От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 80-83.

4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

5. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985. – 268 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский , 2001. – 416 с.

7. Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, 1994. – 232 с.

8. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 1991. – 112 с.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.

Формирование у дошкольников 4-7 лет интереса к малой Родине

Использование практико-ориентированной модели взаимодействий воспитателя с детьми, родителями и социальными партнерами при формировании у детей 4-7 лет интереса к малой Родине.
Автор: Коржева Марина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №172» г.о.Самара, Самарская область Данный материал будет интересен воспитателям,старшим воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций, заинтересованных в воспитании достойных граждан своей страны.Материал содержит практико-ориентированную образовательную модель, которую можно использовать в любой возрастной группе, начиная со средней группыЦель: Поиск новых методов и приемов патриотического воспитания детей дошкольного возраста при сотрудничестве с родителями и социальными партнерами. «Использование практико-ориентированной модели взаимодействий воспитателя с детьми, родителями и социальными партнерами при формировании у детей 4-7 лет интереса к малой Родине.»
В современном обществе важной задачей является формирование у детей культурных ценностей, духовно-нравственных основ личности, патриотизма, развитие эмоциональности, чувств, мышления. Дошкольный период жизни детей самый благоприятный период для эмоционально-психологического взаимодействия с ребенком. Все образы восприятия действительности очень яркие, сильные, остаются в памяти не на день-два, а на всю жизнь. Воспитание патриотизма – одна из главных задач в работе с дошкольниками. Ориентируясь на
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
, необходимо организовать процесс развития детей так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации воспитания и обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса воспитанников, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволяет детям адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески. Мы желаем воспитать у наших детей любовь к Родине, а оказывается, не можем воспитать у ребенка любовь к самому близкому к родному дому, семье, детскому саду. А это является основой основ нравственно-патриотического воспитания и самая важная ступень в развитии личности. Ребенок дошкольного возраста должен осознать себя членом семьи, важной частью малой Родины, затем Гражданином своей страны, а только потом – жителем нашей планеты. Решать эту проблему надо от простого к сложному. Наряду с этим мы должны учитывать, что в современных семьях складывается неоднозначная ситуация в семье: родители, обеспечивая семью материальными благами, всё меньше времени проводят со своими детьми. Растет количество неполных семей. Детский сад становится для родителей решением всех проблем. В этой ситуации детям всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому жизненно необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционального образа отчего дома, детского сада, малой Родины. Необходимо научить детей не только брать от окружающего мира, но и отдавать ему часть своего душевного тепла. Я в своей работе использую метод проектов как практико – ориентированный подход к образовательной системе в целом. Придерживаясь китайской народной пословицы «Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.» Я всерьёз задумалась над качеством работы по направлению познавательное развитие в контексте формирования у дошкольников гражданской позиции, приобщение к традициям, истории родного края. Для этого была разработана система взаимодействия с социальными партнёрами, с представленными учреждениями были заключены договора о социальном партнерстве на учебный год. Разработан план совместных мероприятий. С января 2014 года наш детский сад является городской проектной площадкой по теме «Конструирование образовательных ситуаций для формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий». Нас это заинтересовало, и мы решили использовать элементы для работы в средней группе.
Цель:
формирование духовно-нравственного отношения и интереса к малой Родине. Реализация задач начинается с 4-х летнего возраста, когда у ребёнка образ Родины ассоциируется с образом дома, мамы, близких родных. Ежегодно задачи усложняются, новыми понятиями и представлениями. Были поставлены следующие задачи *Формировать у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом. *Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. *Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился. *Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. *Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. *Формировать чувство художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. *Защищать и соблюдать права детей на игру, досуг, уважать право на собственность и свою территорию. *Способствовать активному взаимодействию семей воспитанников, социальных партнеров в совместную работу с ребенком и детским садом. *Воспитывать у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества. Был разработан календарно – тематический план работы, согласно которому ежемесячно проходит неделя краеведения, темы представлены в таблице. Месяц Тема Сентябрь «Улицы моего города» Октябрь «Знаменитые люди нашего города» Ноябрь «Трудовые будни Самары» Декабрь «Самара театральная» Январь «Народы Поволжья» Февраль «Защитники отечества» Март «Писатели детям о Родине» Апрель «Самара космическая» Май «В Самаре тыл был фронтом Июнь «Красная книга Жигулей» Июль «Живу на Волге» Август «Самарская ярмарка» Работа над темой ведётся через практико — ориентированное взаимодействие: информационные, исследовательские, игровые.
Мы ожидали получить следующие результаты:
• Расширение знаний детей и родителей о родном городе, его культуре, формирование на этой основе духовно-нравственного и личностного отношения к окружающей действительности. • Расширение связей детского сада с социальным пространством. • Улучшение качества работы по взаимодействию с родителями, активизация роли родителей как участников педагогического процесса воспитания детей.
Работу мы начали со среднего возраста. Детям и родителям мы предложили совместно изготовить альбомы: •Наша семья •Мой питомец •Мой дом •Улицы нашего города, на которых мы живем •Наш любимый детский сад •Праздники в детском саду и дома Для информирования родителей и детей были подготовлены папки-передвижки, презентации, видеофильмы: •Природа родного города •Растительный и животный мир Самарской области Также были проведена выставка: •Игрушки народов Поволжья Все собранные материалы мы поместили в наш мини-музей. Ребята с огромным интересом занимаются, играют в нем. Родителям рекомендовали больше времени уделять в вопросах образования рассказам, беседам о родном крае, городе, семье. Предложили им вместе с детьми посетить детскую библиотеку, где ознакомиться с литературой о нашем городе, области. Дети были активно включены в совместную деятельность, так как задания им давались на дом, чтобы вместе с родителями они подготовили информацию: полезную и интересную. Детям очень нравились наши занятия. Они с удовольствием делились информацией о своих родителях, семейных традициях, о домашних животных. С увлечением рассказывали и слушали об улицах, на которых живут. В беседах о детском саде узнали, что являются равноправными членами коллектива, вносящими каждый день свою частичку тепла, радости. Стали понимать, что необходимо уважать труд взрослых. Особенно детям нравились мультимедийные игры, видеофильмы. С целью выявления результатов нашей совместной работы детям был предложен ряд вопросов. Дети знают ФИО, название города, улицы, дом. Правильно называют членов семьи, с любовью о них отзываются, любят детский сад и с удовольствием в него идут. Работа в старшем возрасте продолжается. Цель:
формирование духовно-нравственного отношения и интереса детей к малой Родине через включение социальных партнёров
Задачи:
— сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края; — спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ; — ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями
Пути Реализации :
1. Занятия; 2. создание мини-музея; 3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые; 4. Чтение художественной литературы, фольклора. Знакомство с писателями Самарской области; 5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды; 6. конструирование макетов, схем; 7. просмотр д/фильмов, слайдов; 8. Виртуальные экскурсии согласно теме.
Были предложены к изготовлению
1.Альбомы •«Наш город» •«Родословное древо» •«Народы Поволжья» •«Россия» (города и народы) •«Мой второй дом-детский сад» •«Самара космическая» •«Самара театральная» •«Самара – ковала победу» Папки-передвижки: *Достопримечательности нашего города *Праздники нашего города *Заповедник и национальный парк Самарской области Изготавливали макеты: *Детский сад *Мой дом *Монумент Славы Создаем коллекцию рисунков, творческих работ детей и родителей Оформляем стенды, газеты, используя фотографии, иллюстрации
Разрабатываем электронные пособия:
*Народные традиции *Декоративно-прикладное искусство *Достопримечательности города *Сельская жизнь
Результаты работы *Дети знакомы с памятными местами и датами города *Дети знают почетных жителей Самары *Дети могут отвечать на вопросы: «Почему так названа улица?», «Какие знаменитые писатели жили в нашем городе?» Вашему вниманию представлена небольшая часть нашей работы….. Работа по данному направлению позволяет: * Сделать процесс формирования гражданской позиции дошкольника в рамках практико-ориентированного подхода познавательным творческим процессом, в котором образовательная деятельность для воспитанников является успешной, а знания — востребованными. * Повышать педагогическую компетентность родителей, готовность к тесному сотрудничеству. * Педагогам ДОУ транслировать опыт работы на районных и городских семинарах, опубликовывать опыт работы в печатных сборниках СИПКРО, ЦРО, на сайтах информационной системы интернет, создавать авторские программы. Краеведение очень тесно связано с патриотическим воспитанием детей в ДОУ и желательно проводить занятия по краеведению параллельно с занятиями по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию. Но не стоит акцентировать внимание детей на каких-то сюиминутных событиях и явлениях, направляя их внимание на вечные ценности и устоявшиеся трактовки событий. Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю свою жизнь. Ознакомление детей с родным краем – большая долговременная работа по всестороннему развитию детей. Системный, творческий, современный( с использованием ИКТ) подход к воспитанию, позволяет провести через все разделы образовательной деятельности детей. Чувство любви к своему родному краю будет расти на примере родителей, других социальных институтов. Со временем эти чувства будут сохраняться и преумножаться, формируя духовно-нравственную, любящую Отчизну личность.

Рекомендуем посмотреть:


Welcome to Annovka! Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет «Что в имени тебе моем…» Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Об учителях духовных для детей

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия

Консультация для воспитателей ДОУ Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ

Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ

консультация для воспитателей

Составитель: Бабикова. Л. В.

воспитатель

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

  • люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
  • в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
  • здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях; — в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
  • здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
  • каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам» Родина…, Отечество… В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких.

В дошкольный период детства происходит становлении личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родители. Через формирование доброжелательности отношения ребенка к его родственникам, мы педагоги имеем уникальную возможность привить детям лучшие нравственно-патриотические качества. Активное взаимодействие5 семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку и его внутреннему миру.

Родной дом – это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, дом где он живет его первых друзей. Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже его родная улица, детский сад, родной город (село), позже не только малая родина (родной край), но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой является ребенок, и, наконец, планета Земля. Развитие любви, привязанности к родному дому в его значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значении имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни членов семьи. (Дедушки, бабушки, участников ВОВ, их фронтовых подвигов). Необходимо формировать детей такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что его родители, его бабушка, дедушка победили, потому что любят свою Отчизну, Родину и чтят память о героях отдавших жизнь за счастливую жизнь людей. Имена героев увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В детских садах эта работа проводится в процессе экскурсий, целевых прогулок, рассматривание фотографии городов, конкурс рисунков, оформлении уголка по патриотическому воспитанию.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государства.

Воспитывая любовь к семье, мы тем самым прививаем любовь к Родине, поэтому очень важно, чтобы дети увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли они, что дедушки и бабушки получили медали, знают ли дети, знаменитых своих предков и т.д.) Показать детям, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств. Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также способствует воспитанию любви к своей стране.

Нравственное развитие, формируя любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для всех (воспитатели воспитывают детей, учителя их учат, врачи лечат больных и т.д.);
  • Везде соблюдается традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  • Люди берегут природу;
  • Есть общие профессиональные и общественные праздники.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным и вызывает у родителей недоумение. Привлечение семьи к нравственно – патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку.

Необходимо отметить, что резко в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких знаний.

  • Корни каждого – в истории и традиции семьи своего народа; Семья ячейка общества, хранительница традиций;
  • Счастье семьи – счастье благополучие всего народа общества государства,
  • Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, знакомство с достопримечательностями и т.д. Итоги таких экскурсий находят свое отражение в конкурсах (выставках рисунках), фотовыставках.

Безусловно, все это приобщает ребенка к истории своего края, города, своего народа и воспитание любви к Родине.

С целью формирования интереса к своей семье, бережному отношению к членам своей семьи, в группе можно оформить консультации на темы:

  • «Сказка, как средство патриотического воспитания»,
  • «Знакомство с родным городом»,
  • «Крепкая семья — сильная Россия»,
  • «Направленность ребенка на мир семьи».

Проводить беседы с детьми «Отдыхаем всей семьей», «Моя семья», «Моя Родина – Россия». Проводить анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания детей. Так же предложить родителям изобразить семейное древо, семьи каждого ребенка на закрепление знаний детей о своей родословной. Организовать выставку детских рисунков «Моя любимая семья», «Государственные символы России».

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Доводить до сознания родителей то, что в вашей семье под вашим руководством растет будущий гражданин. «Все, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» — эту мысль, заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе в нравственно – патриотическом воспитании с детьми и родителями.

Актуальность, цели и задачи патриотического воспитания детей. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Ценностно — ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то.

Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Любовь к родному городу воспитываем с детства

Автор: Мыслывец Юлия Владимировна

Любовь к родному городу воспитываем с детства.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Воспитывать любовь к родному краю (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими доступными объектами, которые окружают ребенка.

Прекрасна Ефремовская земля. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос я ставила перед собой не один раз, работая с детьми.

Собрав ребят своей группы, стала им рассказывать о возникновении Ефремова. С интересом воспитанники слушали рассказ об истории возникновения нашего города, а когда на слайдах увидели фотографии, сделанные в разные годы, дружно, наперебой начали называть места, изображенные на фотографиях – там был и старый железнодорожный вокзал, и церковь, и площадь, и многое другое. С ребятами мы создали коллаж «Из прошлого в настоящее»

Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, я понимала, что эта информация трогает детские сердца.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Родители с детьми в моей группе создали своё «Дерево семьи» и «Герб семьи».

Дорогие родители расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Во время прогулки расскажите ребенку о том, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Давайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, банка и пр. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству улицы, озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, правильное поведение в общественных местах, учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Проведите экскурсию по городу, чтобы дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе, составляйте рассказы вместе с детьми о своих профессиях. А как загорятся интересом глаза других деток, когда ваш ребенок, придя в детский сад, расскажет им о том что он видел и нарисует.

Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал… ” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Мыслывец Юлия Владимировна воспитатель МКОУ «СШ№9» структурное дошкольное подразделение Тульская область г.Ефремов
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]