Мастер-класс «Морфологический анализ – метод развития творческого воображения»

Обучение дошкольников ТРИЗ – тема очень благодатная. И довольно быстро приносящая свои результаты. По отзывам педагогов и родителей, дети активно включаются в работу, уверенно рассуждают и выдвигают массу идей уже через месяц, после начала занятий.

Подвижный детский ум быстро подстраивается под новые условия и принимает их за норму. А методы ТРИЗ в работе с дошкольниками направленны именно на преобразование привычки мыслить шаблонами.

Сегодня разберем некоторые упражнения по развитию творческого воображения дошкольника.

ТРИЗ – что это за метод и где он используется

ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Некоторые специалисты считают эту теорию самой эффективной для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа.

Теория применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.

Преимущества технологии

Многие люди изучали данную методику и активно применяли ее в своей практике. В итоге они установили следующие преимущества ее использования:

  • выявление сути задачи за счет иного подхода;
  • отход от традиционных способов разрешения проблем;
  • повышение эффективности творческой деятельности;
  • получение знаний и правильная систематизация этих знаний в процессе поиска информации по выбору задачи и направления решения;
  • получение толчка к изобретательской деятельности;
  • правильное определение главных направлений поиска с учетом тех нюансов, которые в обычной ситуации игнорируются;
  • развитие логического, алогического и системного мышлений;
  • развитие нового взгляда на некоторые вещи и явления;
  • расширение кругозора;
  • сокращение времени, затрачиваемого на поиски решения.

Мастер-класс «Морфологический анализ – метод развития творческого воображения»

Мастер-класс «Морфологический анализ – метод развития творческого воображения»

Цель:

распространение опыта по использованию элементов ТРИЗ-РТВ технологий у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности для развития их творческого воображения

Задачи:

— формировать представление педагогов об использовании метода «Морфологический анализ» в работе с детьми по развитию творческого воображения.

— показать на личном примере изготовление и использование таблиц для морфологического анализа.

Оборудование:

картинки с изображением животных, частей тела, заготовки таблиц для морфологического анализа, мультимедийная презентация, буклеты, карандаши, клей (для каждого участника).

Ход мероприятия

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что воспитанник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.

Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ — технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития воображения детей является морфологический анализ.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.

Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно!

Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка и аппликации, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Наиболее эффективной в работе считаю морфологическую таблицу, которую использую в творческих зарисовках с детьми. Такая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта.

Для изготовления таблицы на тему «Фантастическое животное» Вам понадобится:

— таблица, где в зависимости от возраста воспитанников могут быть задействованы 2-4 горизонтали и вертикали;

— картинки животных, их частей тела;

— клей, ножницы;

— карандаши, акварель для рисования.

На горизонтальной оси выкладываем по порядку картинки животных: медведь, заяц, кот, лиса. Затем на вертикальную ось помещаем части тела животных, которые будем комбинировать.

Полученное животное предлагаю Вам нарисовать.

Приведу еще пример. Творческое задание на тему «Фантазийный дом». Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, материал.

Затем размещаем варианты частей дома по горизонтали: окна, двери, дымоход.

Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и комбинируем.

В результате получаются необычные, фантастические дома, с бумажным листом вместо двери, окном и дымоходом в форме звезды оранжевого цвета.

По тому же принципу, мы с воспитанниками выполнили рисунки необычного растения, получили забавные автомобильчики и чудо-игрушки.

Составила заместитель заведующего М.А.Чубакова.

6

Историческая справка

Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).

В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.

В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.

Статья « ТРИЗ – технологии в детском саду»

« ТРИЗ – технологии в детском саду»

ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов — практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Цель:

  • Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики
  • Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Методика ТРИЗ

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача

данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

  • Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ

— не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра «Да-Нетки” или «Угадай, что я загадала”

Например

: воспитатель загадывает слово «Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только » да” или «нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты”, «Машина”, «Роза”, «Гриб”, «Береза”, «Вода”, «Радуга” и т.д.

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо”, «Черное – белое”, «Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра «Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница”, «Волк”, «Цветок”, «Стульчик”, «Таблетка”, «Конфетка”, «Мама”, «Птичка”, «Укол”, «Драка”, «Наказание” и т.д.

Игра «Наоборот” или «перевертыши”

(проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход – вход).

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример «Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе

детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу.

Теперь ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного”.

Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

  • Метод фокальных объектов

(МФО)

– перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные”, «пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например «Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

Метод «Системный анализ”

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

Например: Система «Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, «Для чего они нужны?”, «Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ

(моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).

Игра «Кубики” (на гранях которого изображены фигурки «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких «человечков” дети составляют модели «Борща”, «Океана”, «Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

  • Сделать наоборот.

Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

  • Увеличить – уменьшить

    .

Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

  • Динамика – статика.

Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему «динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему «статика” – переменные свойства в постоянные.

Пример: Компьютер, измененный по приему «динамика”, мог бы изменять форму ( превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему «статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Коллаж из сказок

  • Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка «Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

  • Сказка от стишка (Э. Стефановича)

    — Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.)

  • Спасательные ситуации в сказках.

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – «Крошечка — Хаврошечка” Сказка по – новому – «Хаврошечка злая и ленивая”.

  • Сказки от «живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя клякса?” «Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой.)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды”, «Посуда рассказывает о своем рождении”, «История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап

Можно начать с игровых упражнений типа «Дорисуй”, «Дострой”, «Составь картинку из геометрических фигур”, «На что это похоже?”, «Найди сходства”, «Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые («построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

«Загадалки-узнавалки”

Кто стучит, как в барабан На сосне сидит.(дятел)

Ай, какой я молодец,

Красный, круглый. (помидор)

Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: «Что лишнее?”, «Что вначале, что потом?”, «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: «Логический поезд”, «Большое Лу – Лу”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.

C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума».

Комплекс упражнений «Тренажер ума”:

Тренажер 1.

1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы;

2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).

3. Одно из этих слов лишнее. Какое? — Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?

Тренажер 2. (Упражнения с числами)

1. Как получить числа: 0, 2, 5, пользуясь числами и математическими знаками. 2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, 3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака?

4. Игра «Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ.

Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)

5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками?

Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).

Тренажер 3.

1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву.

Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Текст телеграммы: Срочное сообщение: «Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”

2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга — лист — дерево — липа — чай

Тренажер 4.

Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?

2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).

3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.

4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?

Тренажер 5.

Системность и системный разбор.

1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема — ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема — вода).

2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река — берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город — автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

3. Составь цепочку подсистем для системы «настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа — свет — лампа — стекло и т.д.

Тренажер 6.

Приемы фантазирования.

Прием «Перспективы”

«Посмотри, что получится”. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо.

Прием «увеличения” или «выдумляжа”. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе «выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия? Прием «уменьшения”. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения «тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Принципы ТРИЗ

Технология помогает установить и устранить противоречия. Для этого задачу следует сформулировать так, чтобы все неэффективные пути решения отсеялись. По итогу она должна соответствовать одному из трех нижеперечисленных принципов:

  1. Оставить все, как было.
  2. Убрать ненужное, вредное свойство.
  3. Добавить новое, полезное свойство.

Именно после этого шага обычная задача становится изобретательской. Подобное устранение противоречий называют еще идеальным конечным результатом (об этом чуть позже).

Работа с противоречиями

При противоречии одно из двух понятий или суждений отрицает второе. Метод ТРИЗ предусматривает три вида противоречий. Далее перечислю их по сложности разрешения:

  • Административное противоречие. Оно появляется при попытке изобретателя улучшить систему. Но у него может отсутствовать доступ к ресурсам или быть недостаточно знаний для формирования грамотного подхода. Эта проблема разрешается посредством получения дополнительной информации, поиском необходимых ресурсов или принятием соответствующих административных решений.
  • Техническое противоречие. Появляется, если при улучшении одного параметра системы ухудшается другой.
  • Физическое противоречие. Этот вид упирается в законы физики, потому он является самым сложным в реализации. А парадокс заключается в том, что для улучшения системы какая-то ее часть одновременно должна находиться в разных физических состояниях, а это логически невозможно.

Не столь серьезные противоречия можно разрешить в четырех параметрах – во времени (выбрав другой момент или интервал), в пространстве (переместившись в другое место) или отношении (поменяв смысл), а также за счет ресурсов другой системы. Если ситуация не проясняется или выбранные способы не помогают, можно использовать ТРИЗ.

ТРИЗ: сочинение сказок

Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

Таким образом, все новое вырастает на основе того, что нам уже известно. Обычно доклад по известной нам теме приходится дополнить разве что парой-тройкой новых для нас терминов или трендов. Точно так же в методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Учитель в школе или воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа (1895-1970) «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки», впервые вышедшее в свет почти 100 лет тому назад в 1928 году и актуальное по сегодняшний день [В. Пропп, 2020].

Он выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Таким образом, усвоив типовую структур сказки, каждый может сам варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Итак, как же выглядит стандартная структура большинства сказок по Проппу?

Структура сказок по Проппу:

  • Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
  • Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
  • Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
  • Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
  • Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
  • Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
  • Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
  • Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

  • Кто будет главным героем?
  • Где он живет?
  • Чем занимается?
  • Что любит делать?
  • Кто его друзья и родственники?
  • Кто и зачем решил уехать?
  • Что сказали или запретили герою на прощание?
  • Почему герой решил ослушаться запрета?
  • Что с ним случилось?
  • Как он решил выйти из сложной ситуации?
  • Кто ему помог?
  • Как ему помогли?
  • Кто ему мешал?
  • Как ему мешали?
  • Что спасло героя?
  • Как наказан враг?
  • Чем все закончилось?
  • Какой смысл у этого события?

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:

  • «Волшебная дорожка».
  • «Волшебный треугольник».
  • «Волшебный экран».
  • Метод каталога.
  • Метод типового фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок. Расскажем вкратце про каждую модель и поясним где она применяется чаще всего.

«Волшебная дорожка»

Модель составления сказки «Волшебная дорожка» является одной из самых простых и ее можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Как правило, при таком моделировании используется не очень много персонажей, а главному герою ставится понятная для детского восприятия задача, не обязательно совсем уж сказочная и фантастическая.

Само собой, вопросов для детей будет гораздо меньше, чем описывалось выше, и не обязательно сюжет сказки будет драматически закручен и основан на запретах. Под «Волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно дорожка в физическом плане, по которой идет главный герой. Если персонаж активно преодолевает трудности и делает выводы из общения с окружающими и происходящих событий, он придет к успеху, если нет, сюжет может закончиться поражением главного героя.

В качестве методического примера педагог и психолог с полувековым стажем практической работы предлагает сказку про девочку Леночку, которая красиво пела и мечтала научить красиво петь всех окружающих [В. Миронова, 2009]. Так, для детей можно нарисовать готовую «дорожку», по которой прошла воображаемая девочка Леночка, а детям предложить пофантазировать, кого она могла встретить на своем пути и как именно могла пытаться научить петь всех, кого она встретила.

Детям постарше предлагают составить более сложную сказку про Капризку и Дразнилку, которые на своем пути встречают известных детям сказочных персонажей: Кота в сапогах, Золушку, поросенка Ниф-Нифа и других. Детям предлагается пофантазировать, какие именно капризы и дразнилки подготовили Капризка и Дразнилка для каждого персонажа сказки и как те могли отреагировать в соответствии со своими чертами характера, которые детям хорошо известны по ранее прочитанным сказкам.

Конечно же, сказка должна нести позитивный заряд и учить детей, что капризничать и дразнить других нехорошо. И, конечно, дети постарше могут справиться и с более сложными заданиями.

«Волшебный треугольник»

Модель «Волшебный треугольник» используется для составления сказок так называемого конфликтного типа»: борьба добра и зла, установка и нарушение запретов, сложные ситуации, искусственно создаваемые препятствия. Тут уже требуется полный список вопросов для составления сказки, который мы привели ранее. Естественно, возможны различные вариации и уточнения в зависимости от сюжета.

Применяется данный метод в работе с детьми от 5,5 лет. В этом возрасте можно начать знакомить детей с таким понятием как мотивация или мотив поступка. Проще говоря, если 3-летних малышей не стоит нагружать вопросами, зачем девочка Леночка хотела всех научить красиво петь, то детям 5-6 лет уже стоит предлагать подумать, почему кто-то решил поступить тем или иным образом и как можно реализовать ту или иную цель.

Например, если персонаж должен узнать какую-то тайну, ему нужно разобраться, что к чему, найти тайник, установить истину. Если персонаж желает самоутвердиться, то положительный герой делает это за счет своих достижений, а отрицательный за счет нанесения вреда окружающим.

Прежде чем переходить к практическим занятиям ТРИЗ по сказкам в старшей группе детского садика, рекомендуется напомнить детям наиболее известные сказки с так называемым «конфликтным сюжетом». Например, сказку про Золушку, Кота в сапогах, сказку «Удивительный Волшебник из Страны Оз» или «Волшебник Изумрудного города», являющуюся отечественной адаптацией оригинальной сказки Лаймена Фрэнка Баума, и многие другие. Среди них наверняка найдутся знакомые каждому ребенку, потому что багаж прочитанных и услышанных сказок к 5-6 годам уже достаточно большой.

Такой элемент интертекстуальности в составлении сказок вполне вписывается в современные литературные тренды. Уточним, что интертекстуальность – это отсылки к ранее написанным произведениям литературы и искусства других авторов, обращение к персонажам ранее созданных произведений и интерпретация их характеристик в рамках вновь созданного нового произведения.

«Волшебный экран»

Моделирование сказок при помощи «Волшебного экрана» является если не высшим пилотажем, то уже достаточно сложной задачей для детей, требующей некоторых навыков сформированного творческого мышления. Что, в свою очередь, и дальше формирует навыки творческого подхода в решении задач.

Метод «Волшебного экрана» – это своего рода ретроспекции, на которых построена сказка. Другими словами, нужно продумать не только персонажа с его чертами характера, желаниями и устремлениями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Наши ментальные традиции требуют, чтобы отрицательный герой исправился и стал положительным, что, в принципе, отчасти возможно и в реальности, не только в сказке. Поучительный момент данной методики в том, что дети должны продумать развитие сюжета и понять, что все в этой жизни имеет свои закономерности, логику и причинно-следственные связи. Такой подход развивает творческие способности и логическое мышление.

Метод каталога

Метод каталога применяется в ТРИЗ не только для составления сказок, но и в принципе для составления связного рассказа и развития навыков связной речи. Так, детям даются подсказки в виде картинок из книжки или наводящих вопросов. Для составления сказки ответы на вопросы можно выбирать наугад, просто перевернув страничку книжки.

Например, если воспитатель спрашивает, кто у нас будет главным героем сказки, а на следующей страничке нарисован обычный пень от спиленного дерева, то «главным по сказке» назначается пенек, а потом уже все вместе додумывают, какие ему грозят опасности и кто его будет спасать. «Спасателей» для пенька тоже находят по картинкам и подсказкам на следующих страницах книги.

Метод типовых приемов фантазирования (ТПФ)

Метод типовых приемов фантазирования тоже имеет широкую сферу применения, не только для придумывания сюжетов сказок. Так, с помощью ТПФ можно знакомить детей с различными свойствами предметов. Например, что будет, если Волшебник-Холод заморозит воду.

Для составления сказок данный прием – это просто находка. Можно взять за основу любую из известных сказок и предложить детям пофантазировать, что будет, если в сюжет вмешается, к примеру, Волшебник Уменьшения и уменьшит волка из «Красной шапочки» до размеров щенка. В принципе, дети могут и сами выбрать любую сказку и «запустить» туда любого Волшебника, который сможет влиять на события.

В любом случае, какой бы из методов моделирования сказочных сюжетов ни выбрал педагог, дети уже должны иметь понятие о том, что такое сказка. Таким образом, нет резона применять методику ТРИЗ-сказки для совсем маленьких деток, которые пока не способны воспринимать смысл устной речи и не могут свободно оперировать доступным для их возраста словарным запасом. А вот дети постарше могут сложить сказку даже… просто из двух слов!

Методика Джанни Родари

Как составить сказку, когда в вашем распоряжении всего два слова? Конечно же, просто из двух слов сказку не сложишь. Но если взять их за основу и развивать вокруг них сюжетную линию, может получиться весьма занимательная сказка. Во всяком случае у подопечных итальянского писателя-сказочника Джанни Родари, работавшего некоторое время учителем итальянского языка в школе для детей мигрантов из Германии, получалось очень неплохо. Свои эксперименты с учениками в написании сказок Джанни Родари описал в книге «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

По заданию своего учителя один ученик писал с одной стороны доски одно слово, а второй, не видя того, что написал его товарищ, должен был написать свое слово. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет. Заметим, что это было в 1937-1938 учебном году, т.е. задолго до появления теории решения изобретательских задач. Однако в том, что эта методика во многом перекликается с ТРИЗ и способствует развитию творческого мышления, нет никаких сомнений.

Дети умудрялись написать сказку, имея в своем распоряжении слова «пес» и «шкаф» и даже «свет» и «ботинки» [Д. Родари, 2011]. Кроме того, ученики Джанни Родари могли сложить сказку из слов, где была пропущена одна буква или допущена другая грамматическая ошибка, из заголовков газетных статей и других подсказок.

Помимо экспериментов со словами, Родари практиковал со своими учениками рисунок в «несколько рук», когда каждый по-своему интерпретирует уже сделанный набросок и дорисовывает нечто свое. В итоге мог получиться цветок на куриных ножках, сюрреалистический пейзаж или даже «музыкальный дом», сложенный из кирпичей, издающих различные звуки. Согласитесь, весьма оригинально, когда «над диваном звучит «до-диез», под окном – «фа», а весь пол настроен на «си-бемоль мажор», очень волнующую тональность» [Д. Родари, 2011].

Подобные эксперименты вполне пересекаются с такими методиками ТРИЗ как метод морфологического анализа и метод фокальных объектов. Дети интуитивно комбинировали разные характеристики предмета при создании нового объекта, переносили свойства одного объекта на другой и тоже получали нечто новое. Можно ли считать, что педагогические эксперименты Джанни Родари предвосхитили появление ТРИЗ и использование ТРИЗ в педагогике? Наверное, да. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что на таких уроках дети скучать не будут и запомнят их надолго.

Идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.

Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.

Итак, в основном используются три формулировки ИКР:

  1. Система самостоятельно реализует данную функцию.
  2. Система отсутствует, а ее функции выполняются посредством имеющихся ресурсов.
  3. В функции нет необходимости.

Примеры ТРИЗ задач для школьников и дошкольников

В этой же книги можно найти много интересных вопросов и задач, которые можно обсуждать с малышами. Например:

  • Кого больше мужчин или пап?
  • Чего больше на свете квадратов или четырехугольников?

Многие из тризовских задач можно решать на прогулке или по дороге домой, если невзначай спросить ребенка о том:

  • Почему тает снег или какого цвета вод?
  • Почему деревья сбрасывают листья?
  • Зачем нужны окна домам?

Уверена любой из этих вопросов заставит ребенка рассуждать, а главное мыслить!

Виды ресурсов

Ресурсы – это все то, что полезно и необходимо для достижения требуемого результата. Как мы помним, для достижения ИКР необходимо использовать только те ресурсы, что уже имеются. В ТРИЗ их подразделяют на несколько категорий:

  • Временные.
  • Информационные. Сюда относятся книги и другие носители информации, а также социальные каналы.
  • Материально-вещественные. Здесь стоит отметить оборудование, деньги или детали.
  • Пространственные. Площадь, объем и прочие ресурсы.
  • Человеческие. В данную категорию входят сами люди, а также их возможности, в том числе зрение, слух, обоняние и осязание.
  • Энергетические. Здесь выделяются электрическая, тепловая, атомная энергия, звуковые сингалы и прочее.
  • Другие. Сюда относят культуру, имидж и другие ресурсы, в том числе события прошлого.

Приемы решений по ТРИЗ

В ТРИЗ выявлено 40 различных приемов и техник для решения противоречий в технических изобретательских задачах. Далее я перечислю 10 наиболее популярных из них.

Принцип дробления

Работает он так:

  1. делим объект на независимые части;
  2. выполняем задачи в разборном виде;
  3. увеличиваем степени дробления.

Принцип вынесения

Здесь мы отделяем от объекта те части или свойства, которые мешают или не нужны, или же, наоборот, выделяем нужные элементы.

Принцип объединения

Для его реализации делаем следующее:

  1. соединяем предметы, которые однородны или предназначены для смежных операций;
  2. объединяем во времени однородные или смежные операции.

Принцип «наоборот»

Тут мы следуем такому алгоритму:

  1. выполняем действие, обратное тому, что диктуется условиями задачи;
  2. делаем движущуюся часть неподвижной, а неподвижную приводим в движение;
  3. выворачиваем объект или же переворачиваем его «вверх ногами».

Принцип непрерывности полезного действия

При его реализации вести работу необходимо непрерывно. При этом все элементы должны все время функционировать с полной нагрузкой, а исполнителю следует устранить холостые и промежуточные действия.

Принцип «обратить вред в пользу»

Нестандартный метод, но он работает, причем следующим образом:

  1. используем вредные факторы для достижения положительного эффекта;
  2. устраняем вредный фактор за счет объединения с другими вредными факторами;
  3. усиливаем вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

Принцип «посредника»

Для его воплощения следует внедрить промежуточный объект, переносящий или передающий действие. Можно также временно присоединить к объекту другой легкоудаляемый объект.

Принцип самообслуживания

Тут все просто – объект обслуживает себя самостоятельно, при необходимости выполняет вспомогательные и ремонтные операции.

Принцип копирования

Вместо недоступной, сложной, дорогостоящей, неудобной или хрупкой детали можно использовать более простые или дешевые копии.

Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности

Здесь подразумевается замена дорогостоящей части более дешевым набором, уступающими оригиналу некоторыми качествами, например долговечностью.

ТРИЗ: сказки-загадки

Сочинение сказок – это далеко не единственный вариант использования «сказочного» потенциала в ТРИЗ. Не менее интересным направлением в ТРИЗ являются сказки-загадки. Что это за сказки-загадки? Это, фактически, самые обычные короткие сказки, но не имеющие конца. Дети должны сами додуматься, как именно поступил главный герой, что придумал, чтобы выйти из затруднительной ситуации.

Конечно, потом, когда дети озвучат все свои версии, можно прочитать им, как было на самом деле. В основе работы со сказками-загадками лежит метод мозгового штурма, когда детям предлагают выдавать любые идеи, пришедшие им в голову. Как и в методике мозгового штурма для взрослых, на начальном этапе обсуждения запрещено отбраковывать идеи. Можно лишь дополнить своими мыслями ранее озвученные предложения.

Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» [В. Богат, 2008]. Главные герои – львенок и черепаха, и они вместе думают над насущными проблемами живой природы в Африке. Например, как спасти ярких и заметных издалека бабочек от птиц, которые ими питаются. Или как достать бананы, висящие высоко на пальме.

Эти герои настолько полюбились деткам и их родителям, что вскоре вышло продолжение. Точнее, новая серия коротких сказок-загадок из жизни львенка и черепахи под названием «Большие открытия маленького львенка» [В. Богат, 2015]. Прочитав ее и подумав над поставленными задачками, ребенок получит в свой арсенал неплохой набор лайфхаков для различных жизненных ситуаций.

Сказки-загадки хорошо удаются еще одному автору, ученому-педагогу и методисту ТРИЗ Анатолию Гину. Его «Задачки-сказки от кота Потряскина» давно полюбились и взрослым, и детям [А. Гин, 2002]. Здесь загадки в виде сказок с участием исторических и мифических персонажей задает главный герой кот Потряскин. Он же дает свой вариант ответа. Впрочем, это не отменяет мозгового штурма со стороны читателей, потому что чем больше разных идей, тем проще будет найти самое лучшее решение.

Кот Потряскин так понравился читающей публике, что со временем вышла новая книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», куда вошли как новые сказки-загадки для детей, так и наиболее яркие загадки из предыдущего издания [А. Гин, 2012].

Впрочем, ТРИЗ-задачки можно найти едва ли не в любой детской сказке. Как искать? Свои примеры приводит в авторском блоге психолог, мама троих детей и создатель онлайн-школы для родителей Ксения Несютина. Статья «Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ-задачи для детей» даст вам конкретные идеи и подскажет, как искать новые ТРИЗ-идеи в детских сказках самостоятельно [К. Несютина, 2014].

Например, всем известная сказка про кота, петуха и лису, оказывается, настоящая кладезь для развития творческого мышления и навыков поиска выхода из сложных ситуаций. В частности, оказывается, что кричать «ку-ка-ре-ку» далеко не единственный выход для петуха, попавшего в пасть лисы. Более того, традиционные решения, предлагаемые авторами сказок, зачастую уступают по креативу и эффективности тому, что могут придумать маленькие дети. Впрочем, читайте, и вы все узнаете сами [К. Несютина, 2014].

А вот если дети уже научились читать и писать самостоятельно, вы можете подарить им весьма полезную книжку «ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей» [Е. Нехаева, 2019]. В книге предусмотрены специальные вопросы и задания, ответы на которые можно вносить прямо в книгу. Подскажите детям, чтобы они обязательно воспользовались этой опцией и «увековечили» свои ответы в книжке. Издание предназначено для младших школьников и старших групп детского сада, а со временем им наверняка будет интересно вернуться к уже выполненным заданиям снова и подумать, какие еще решения можно найти с учетом уже накопленного, пусть маленького, но своего жизненного опыта.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Это самое главное, что мы хотели рассказать вам про сказки ТРИЗ в педагогике. Напоминаем, что мы по-прежнему ждем вас на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», а в конце статьи вас ждет вопрос по обсуждаемой в этот раз теме. Мы надеемся, что помогли вам разнообразить общение с детьми и желаем, чтобы вы продолжали верить в чудо и творить чудеса для своих детей!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Процедура Шаретт
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Дизайн-мышление на все случаи жизни
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • Хорошие книги для самообразования
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Дайджест по развитию креативности
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Методики ТРИЗ в детском саду
  • ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым

Ключевые слова:1ТРИЗ

Связь между ТРИЗ и креативным подходом

Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:

  • Мозговой штурм – это активное обсуждение объекта несколькими участниками без предварительной оценки предложений. Каждый человек должен предложить как можно больше вариантов решения проблемы, даже если они будут нереальны для воплощения.
  • Метод аналогий подразумевает сравнение и выявление сходств между двумя предметами. Отлично работает при совмещении с мозговым штурмом.
  • Морфологический анализ представляет собой поиск решений для отдельных элементов задачи и их дальнейшего сочетания в работе.
  • Метод фокальных объектов – это поиск ассоциаций со случайными объектами и применением тех их свойств, которые не связаны с основным предметом.
  • Метод Робинзона включает поиск максимально разных способов применения для выбранного объекта.
  • Системный оператор подразумевает нахождение связей, позволяющих создавать отдельную систему.

Как использовать ТРИЗ для решения задачи

Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:

  1. Сформулировать изобретательскую задачу.
  2. Проанализировать систему и определить, из каких параметров она состоит.
  3. Выявить противоречие и определить, к какому виду оно относится.
  4. Сформулировать идеальный конечный результат.
  5. Выявить имеющиеся ресурсы, которые помогут в процессе решения.
  6. Воспользоваться одним или несколькими подходящими приемами.
  7. Провести анализ результата.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]