Из опыта работы: «Дидактические компьютерные игры, как средство повышения качества образования старших дошкольников»

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка»

Консультация

«Компьютерные игры в детском саду и в семье»

Подготовила:

воспитатель Муратшина Т.Т

Нас, взрослых, игры отвлекают от проблем, а хорошие игры, «умные игрушки» — ещё и великолепная разминка для ума. Зависит от нас, родителей, играть детям или нет, если играть, то во ЧТО и сколько по времени. С помощью обучающих компьютерных игр ваш ребенок многому может научиться. Только не полагайтесь на компьютер полностью в обучающем процессе. Компьютер всего лишь ваш помощник.

Компьютерные игры в работе с дошкольниками

5

Компьютерные игры в работе с дошкольниками

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем [Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57

].

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике (В. Моторин) [Моторин В. В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.

].

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры. Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

  • Разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
  • Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
  • «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
  • Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
  • «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры. К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

В этот класс входят игры, связанные:

  • С формированием у детей начальных математических представлений;
  • С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
  • С обучением родному и иностранному языкам;
  • С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
  • С эстетическим, нравственным воспитанием;
  • С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты. В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы. В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Компьютерные диагностические программы. Эти программы могут использоваться в детском саду для выявления уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности; определения уровня готовности детей к поступлению в школу.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы) [Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №4.

].

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения» в пункте 5: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей». Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе [Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер? / Ю. М. Горвиц // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.126-130.

],[
Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? / С. Л. Новоселова //Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.6-13.
].

Исследования доказывают, что для проведения занятий с использованием компьютерных игр необходимо создание компьютерно-игрового комплекса, в котором игра и компьютерная программа будут выступать в единстве [Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю. М. Горвица. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

].

С. Л. Новоселова предлагает несколько правил, которыми следует руководствоваться при введении в жизнь ребенка (дошкольного возраста) компьютерных игр.

Правило первое: ограничивать длительность игр до 10-15 минут в день.

Правило второе: приобретаемые электронные игры должны иметь крупные и четкие изображения и символы, большие экраны.

Правило третье: если ребенок медлительный, рассеянный и все время проигрывает, что ведет к снижению его социального статуса в группе детей, лучше всего отвлечь его от этих игр и обратить внимание на другие игры и игрушки, более пригодные для него [Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.

].

Исследования доказали, чтобы ребенок использовал компьютер не только для развлечений, нужно научить применять его для решения прикладных задач: создать рисунок, сочинить мелодию, найти информацию и т.д. Тогда ребенок убедится: при помощи компьютера многие задания можно выполнить гораздо быстрее и эффективнее [Моторин В. В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.

].

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Список литературы

  1. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 1994. – 192 с.
  2. Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер? / Ю. М. Горвиц // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.126-130.
  3. Горвиц Ю. М. Кому работать с компьютерами в детском саду / Ю. М. Горвиц, Л. В. Поздняк //Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – С.92-95.
  4. Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57
  5. Моторин В. В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.
  6. Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? / С. Л. Новоселова //Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.6-13.
  7. Новоселова С. Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве / С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С.65-71.
  8. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.
  9. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю. М. Горвица. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  10. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №4.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка.

Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.

Компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).

Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми.

Компьютерные игры усиливают мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютерные игры дают ребенку возможность использовать умственные силы, проявлять оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Список литературы.

  1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. – М.: Форум, 2012. – 144 с.
  2. Баркан, А. И. Ультрасовременный ребенок / А. И. Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. — 699 с.
  3. Денисова, Т. Компьютер в дошкольном учреждении / Т. Денисова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 2. — С. 74-76.
  4. Днепров, А. Г. Защита детей от компьютерных опасностей / А. Г. Днепров. – СПб.: Питер, 2008. — 188 с.
  5. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. – М., 1995.
  6. Игротека: энциклопедия досуга / авт. -сост. Е. Гудкевич; рис. Е. Гудкевич. – М.: Олимп: Премьера, 2000. — 224 с.
  7. Макевит, М. А. Что умеет компьютер?: с техникой на ты / М. А. Макевит // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2013. — № 6. — С. 29-32.
Следующая >

Компьютерная дидактическая игра как эффективный инструмент повышения интереса обучающихся к освоению новых знаний

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Использовать эту особенность во благо образовательного процесса поможет компьютерная дидактическая игра.

Применение дидактической игры в качестве метода обучения имеет несколько преимуществ. Так, с одной стороны решается конкретная дидактическая задача, то есть изучается новый материал, повторяется и закрепляется пройденный материал, осуществляется формирование умений и навыков, которые позволяют использовать полученные знания на практике. С другой стороны, дидактические игры направлены на формирование таких качеств личности, как наблюдательность, внимание, память. Происходит также и развитие мышления, удается выявить творческие наклонности школьников.

К дидактическим играм можно отнести и компьютерную игру, которая направлена на достижение определенной учебной цели. Особенность такой игры – наличие игрока-компьютера, который выступает не только в качестве оппонента обучающегося, но и отвечает за моделирование игровой ситуации и выполнение контроля над ходом игры.

Для того чтобы компьютерная игра была отнесена к дидактическим программным продуктам, проводится ее экспертиза, во время которой оцениваются следующие области игрового процесса:

  • замысел игры. В частности, оцениваются идеи, принципы и ценности, которые заложены в основу игры, а также изучаются ее цели и задачи;
  • представления о результатах, то есть необходимо оценить, какого образовательного, развивающего и воспитательного эффекта можно добиться во время игры;
  • система оценивания игровых результатов;
  • моделируемые игровые ситуации;
  • моделирование поведения игрока.

Кроме того, при разработке критериев оценки дидактической компьютерной игры необходимо учитывать положения в сфере информатизации и управления качеством программного обеспечения. При этом, надо принимать во внимание, что образовательные и компьютерные технологии постоянно совершенствуются и появляются новые методы и формы игровой деятельности. В этой связи предложенный перечень критериев не является полным и может быть дополнен другими критериями оценки.

Данные критерии можно использовать и в качестве критериев оценки содержания и дидактически значимых компонентов, которые позволяют оценить возможности применяемых информационных технологий.

К таковым критериям можно отнести:

  1. Играбельность или мотивационный компонент. Он ориентирован на поддержание у ребенка интереса к игре и привлечение его внимания к наиболее важным моментам игры. Использование данного критерия позволяет понять, каким стимулирующим эффектом обладает игра и как она влияет на эмоциональное состояние обучающегося.

В целом игровая форма подачи материала обладает рядом несомненных преимуществ:

  • идея самой игры является привлекательной для аудитории всех возрастов. А за счет того, что игра содержит в себе объекты, понятные каждому обучающемуся, и учитывает возраст детей, то в игру удается привлечь практически всех обучающихся класса;
  • активизация познавательной деятельности, однако для этого школьникам необходимо предоставить возможность самостоятельно управлять игровой ситуацией, выбирать оптимальный режим деятельности;
  • создание благоприятной психологической атмосферы для принятия нового материала, так как сам игровой процесс способствует созданию положительного эмоционального настроя;
  • присутствует оценка действий игрока, которая имеет важное значение для организации связи между игровой средой и игроком. С помощью той или иной оценки игрок получает информацию о правильности и эффективности своей деятельности во время игры, в результате чего положительная оценка способствует поддержанию неподдельного интереса к самой игре.
  1. Содержательный компонент. Применяемые показатели данного критерия направлены на оценку качества компонентов, посредством которых моделируется игровой мир:
  • уровень агрессивности игровой среды по отношению к игроку. Этот параметр нужен для того, чтобы понять оказывает ли игра какое-либо негативное воздействие на психику ребенка. По этой причине необходимо, чтобы в игре не допускались ситуации, способные оказать деструктивное влияние;
  • целью игры должно быть достижение конкретных учебных навыков и умений. Именно в этом и заключается основное отличие дидактической компьютерной игры от классической игры, которая создается исключительно в развлекательных целях;
  • с помощью игрового материала должна решаться конкретная дидактическая задача, поэтому требуется адекватно оценивать качество используемого материала. Также необходимо смотреть степень загрузки игровой среды различными игровыми действиями и объектами, ведь их количество не должно влиять на достижение поставленных учебных целей;
  • правила изменения условий игровой среды должны быть понятны игроку, что позволит существенно сократить время, нужное для достижения обозначенного результата. Кроме того, если игрок понимает, что от него требуется, то это способствует появлению положительной мотивации, а предлагаемый игровой материал не вызывает у него неприятия или отторжения;
  • игроку предоставляются четкие указания по цели игры и условий, при достижении которых игра будет завершена. С помощью данных указаний составляется оперативный план игры, они также определяют способность игрока понимать, что еще необходимо предпринять для достижения поставленной игровой цели;
  • выражение учебных и игровых действий осуществляется в одной операции. В дидактической компьютерной игре выражение учебных действий осуществляется через игровые действия. В большинстве случаев они включают в себя ориентировочный, информационный, контролирующий и исполнительский компоненты.
  1. Процессуальный компонент. В состав данного компонента входят показатели, которые применяются для характеристики игрового процесса и особенностей организации взаимодействия игрока с игровой средой:
  • игрок в своем распоряжении обладает необходимыми средствами для изменения игровой среды. Это достигается за счет интерактивности игры и наличия выбора нескольких вариантов содержания изучаемого материала, а также возможности оказывать непосредственное влияние на игровой процесс за счет изменения параметров игровой среды или за счет изменения отдельных элементов игры;
  • игровая среда изменяется в соответствии с поданной игроком командой;
  • в любой момент пользователь может получить объективную информацию о текущем состоянии игры. Это означает, что игроку предоставляются подробные сведения о набранном количестве очков, ходе выполнения учебно-игровой задачи, вероятных направлениях развития дальнейших событий, а также об условиях завершения каждого этапа и всей игры в целом;
  • возможность прерывания игры в любой момент. Данная опция должна быть предусмотрена в любой игре, что требуется для соблюдения санитарно-гигиенических правил, а также недопущения формирования игровой зависимости у обучающегося;
  • наличие возможности задать темп развития событий. С помощью этого показателя определяется сложность игры, от которой, в свою очередь, зависит играбельность и возможность индивидуализировать процесс обучения;
  • фиксирование всех пользовательских реакций во время игры, что позволяет оценивать уровень интерактивности игровой среды.
  1. Регулирующий компонент. Для оценки по данному критерию используется набор показателей, которые регламентируют действия игрока:
  • наличие у игрока возможности ознакомиться с правилами игры в любое время. Такая опция позволяет снять психологическую напряженность игрока и осуществлять контроль над своими действиями в ходе игры;
  • при наличии затруднений игрок может получить необходимые консультации. Данный показатель определяет оперативность системы помощи;
  • в процессе игры игрок может получить нужные инструкции. В то же время основной задачей системы помощи является напоминание, предоставление совета или наведение на правильную мысль. А также необходимо предусмотреть возможность разбивки игрового процесса на несколько этапов, что позволяет сформировать у обучающегося умения действовать по алгоритму;
  • наличие системы регистрации, что предполагает возможность разделения игры на несколько этапов или же возможность участия в игре сразу нескольких человек;
  • автоматический учет системой точки, в которой игрок приостановил игру. Этот пункт позволяет обучающемуся вернуться в игру в то место, откуда был совершен выход. Кроме того, данная функция позволяет педагогу отслеживать, на каком сейчас этапе находится обучающийся;
  • предоставление обучающемуся достаточного объема времени для совершения всех игровых действий. Поэтому дидактические компьютерные игры разрабатываются с таким учетом, чтобы не ограничивать игрока во времени, а смена экранов осуществляется только после определенных пользовательских команд. Такой подход предполагает учет того времени, которое потребовалось обучающемуся на прохождение всей игры.

Основные критерии оценки содержания дидактических компьютерных игр

Данная группа критериев используется для оценки содержания игровой среды и отдельных игровых объектов (оценивание осуществляется с точки зрения дидактической ценности объектов).

  1. Педагогическая целесообразность. Используемые показатели позволяют оценить возможность достижения поставленных учебных целей в процессе освоения содержания дидактических компьютерных игр:
  • в процессе игры обучающийся может применять усвоенные ранее знания и умения. Показатель используется для определения дидактической ценности игры;
  • при достижении игровых целей одновременно осуществляется достижение и поставленных учебных целей, что позволяет оценить уровень эффективность игры.
  1. Наличие методического аппарата. Этот критерий используется для грамотной организации процесса обучения с применением дидактических компьютерных игр:
  • наличие методических рекомендаций. Показатель применяется для оценки качества игры, так как и педагогам, и родителям важно располагать объективной информацией и границах применимости дидактической компьютерной игры;
  • полнота и доступность методических материалов.
  1. Эмоциональная насыщенность игры. Критерий используется для характеристики различных аспектов игры, связанных с эмоциональными переживаниями обучающихся:
  • игра не содержит жесткости, насилия и соответствует моральным и нравственным принципам;
  • проигрыш игрока объясняется только тем, что он не до конца разобрался с игрой. Поэтому в игре не допускается создание таких ситуаций, когда игроку могут потребоваться новые знания. При этом, игрок должен быть уверен в том, что он может справиться со всеми предлагаемыми в игре заданиями;
  • применение разнообразных вариантов демонстрации реакции типа «правильно/неправильно».
  1. Достижение поставленного обучающего эффекта:
  • игра должна соответствовать изучаемой тематике в рамках учебной школьной программы. При этом, должна быть предусмотрена возможность по-разному смоделировать одну и ту же ситуацию;
  • дидактическая компьютерная игра должна обеспечивать формирование у детей умений принимать оптимальное решение в определенной ситуации, а также обеспечивать развитие мышления;
  • через игровую задачу осуществляется постановка дидактической задачи;
  • игровые действия детей определяются игровой и дидактической задачами, в результате чего игра позволяет отвлечь внимание детей от решения основной поставленной учебной задачи;
  • наличие обратной связи, что предполагает наличие возможности у ученика самостоятельно оценивать правильность своих действий и осуществлять их контроль;
  • игра предполагает использование со стороны обучающегося только тех знаний, которые он ранее приобрел при изучении школьной программы;
  • содержание игры имеет четырехкомпонентную структуру, включающую ориентировочный, информационный, контролирующий и исполнительский компоненты.
  1. Интерактивность игры. В этот критерий входят показатели, которые характеризуют уровень самостоятельности игрока при его контакте с игрой:
  • возможность влиять на игровой процесс за счет изменения отдельных элементов и параметров игровой среды;
  • наличие возможности организовать прямое управление действиями игровых персонажей.

Использование компьютерных дидактических игр в образовательном процессе способствует созданию условий для развития положительной мотивации к учебной деятельности, проявлению осознанного интереса к учебной деятельности, является стимулом в освоении новых знаний.

Литература.

  1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
  2. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. / Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С.36-40.
  3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. – 1993. – №3.
  4. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры // Информатика и образование. – 1994. – №4.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Миронова Р.М. Игра в развитии ребенка. — Минск, 1989
  7. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 – 352 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]