Из опыта работы: Экологическое воспитание дошкольников


Из опыта работы: Экологическое воспитание дошкольников

Проводимые наблюдения, опыты

, эксперименты позволяют обогатить
опыт ребенка – дошкольника
, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации
опытов и наблюдений важно
, чтобы ребенок приобретал гуманный
опыт
познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е.
опыты
, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и
воспитывать
доброжелательное отношение к живой природе.

В группе оформлена мини-библиотека

. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для
детей дошкольного возраста
. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

Театрализованная деятельность

В своей работе

я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках
воспитывает у детей
к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке
экологических спектаклях ( например, участие в театральном проекте д/сада постановка о дружбе зверей по сказке «Теремок»)
. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.

Экологические праздники

Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники

, досуги, викторины:
« Земля – наш дом родной»
,
«Бал цветов», «Вокруг света», «Весна пришла» и др.
Одной из форм экологического воспитания

являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько
воспроизведение
знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость
детей
в переживание событий, в осознание
экологических проблем
, доступных пониманию
детей
. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у
детей
переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Формы работы с родителями

Экологическое воспитание

не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как
работа
с родителями является одной из составных частей
работы дошкольного учреждения
. В
работе с родителями по экологическому воспитанию детей
мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные
(деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии)
.

Экологическое воспитание дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. 7
  1. Сущность экологической культуры.
7
    1. Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
    1. Содержание экологической культуры дошкольников.
21
    1. Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников. 34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической

культуры дошкольников.

34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры. 37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников. 40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ. 46
Заключение. 54
Библиографический список. 57
Приложения. 60

Введение

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.

Следовательно, в складывающихся обстоятельствах большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий — «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».

Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.

А. А. Парахин (2001) определил экологическую культуру личности как «совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество — природа», и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действие в ее защиту, а, следовательно, формирование экологического сознания». В то же время еще четко не выделены условия, при которых формирование экологической культуры происходит наиболее эффективно.

Осознанно — правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, находящимся в его окружении. Отсюда выступает и специфическая черта экологического образования дошкольников — непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения со взрослыми. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться повторяющейся совместной деятельности взрослого и ребенка, объединенные достижением общей цели. В ходе чего взрослый в условиях развивающей экологической среды «формирует у детей элементарные научные знания о природе, поддерживает интерес к познанию окружающего мира, учит видеть в обыденном чудесное, в привычном — необычное. Одним словом, закладывает в сознание детей ощущение окружающего мира как дома», — пишет Т. Зенина (2000).

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить педагогические условия, влияющие на процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — формирование экологической культуры дошкольников.

Предмет — педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза — процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении ряда условий, а именно:

  1. создание развивающей экологической среды;
  2. включение ребенка в природоохранную деятельность дошкольника;
  3. взаимодействие с родителями.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность, содержание, средства и методы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть формирование основ экологической культуры как одну из задач воспитания дошкольников.
  3. Выделить педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
  4. Составить с учётом выделенных условий перспективный план эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В процессе работы над проблемой применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, методических документов, моделирование. Использовались эмпирические методы исследования: тестирование, анкетирование. Проводился сравнительный анализ результатов.

Исследования проводилось на базе ДОУ д. Рыбное с детьми старшей группы.

При написании дипломной работы нами были использованы следующие понятия.

Экологическое воспитание дошкольников — ознакомление дошкольников с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

(Николаева С.Н.)

Экологические знания — это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, «о человеке как части природы»; об использовании природных богатств, загрязнение окружающей среды и т.д.

(Николаева С.Н)

Экологическая культура личности — совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общества — природа» и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действия в ее защиту и формирование экологического сознания.

(Парахин А.А).

Экологическое мировоззрение — продукт образования, его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека.

( Николаева С.Н.)

Экологическое пространство — небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

(Николаева С.Н.)

Среда (развивающая предметная) — это система материальная объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

(Новоселова С. А.)

Глава 1. Процесс формирования экологической культуры

1.1. Сущность экологической культуры

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса — уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. (Ягодин Г., 2001)

Два последующих десятилетия — это период становления экологического пространства, когда осуществляется поиск эффективных методов и условий образования, создаются технологии обучения и воспитания детей, и молодежи. Этому свидетельствуют Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России от 22.09.1998 г. Среди которых можно выделить следующие:

  • разработать единую национальную стратегию экологического образования и просвещения, учитывающую преемственность разных этапов образования и просвещения, специфику различных образовательных учреждений и структур;
  • считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического образования, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья — детский сад- школа- вуз — профессиональная деятельность);
  • разработать рекомендации для создания учебных программ, образовательных проектов, учебных и методических материалов, моделей экологического образования в системе подготовки и переподготовки кадров: образовательного, дополнительного, профессионального дополнительного образования; экологического просвещения населения.

В связи с обострением экологических проблем, они стали центром внимания различных организаций и средств массовой информации. В настоящий момент идет речь о всеобщем экологическом образовании, так как его целью является формирование экологической культуры личности.

Как отмечает Ситаров В.А (2000), культуру, принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку «одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличии от естественного бытия природных тел». Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность». Культура- это проявление сознательной деятельности, она «характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости».

Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д Зверева, И.Т Суравегиной, должна быть связана с социально -нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Д.В Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поискам оптимальных норм производственного потребления.

Не менее важно мнение Б.С Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре стоит человек, на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет

рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне изучения объективных законов живой природы.

Лихачев Б.Т. рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования — шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н Моисеев, С.Н Глазычев, Б.Т Лихачев, С.В Алексеев, Н.М Мамедов, И.Д Зверев, И.Т Суравелена, Л.В Тарасов, А.Д Уреул и др.) сложилось понимание этого явления — понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных обще планетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносят качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем переплетаются два процесса образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]