Конспект ООД в средней группе Тема: «Звуковая культура речи звук Ж»


Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Игры по звуковой культуре речи значительно усложняются от группы к группе. В подготовительной группе дети уже должны иметь развитую культуру речи, однако, как показывает практика, в подготовительных группах менее 20% детей имеют достаточный речевой уровень.

В старшем возрасте на первый план выходит подготовка к школе. Дети уже легко определяют место звука в слове, подбирают слова по звукам. Поэтому на такой базе педагог может легко строить дальнейшую работу, например, включать упражнения на звуковой разбор слова.

Обратите внимание! Работа по развитию звуковой культуры продолжается и в начальной школе.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ. Звук Ф

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ф]».
Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звука [ф] в слогах, словах, фразах; учить детей выделять звук [ф] в словах на слух, интонировать его в слове; отрабатывать правильное употребление существительного числа в именительном и родительном падежах; развивать интонационную выразительность речи. Материал: письмо, игрушка еж, мешочек с угощением (трава, кукла, гриб, орех, мячик, яблоко), ключик, маски ежей, изображения домик, дед, баба, мыши, 3 ежа, коробка. Словарь: ежи-ежей, мыши-мышей, футболка, фартук, кофта, шарф, туфли.
Ход занятия.
Стук в дверь. Заходит почтальон и передает детям письмо.Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Что же там написано. (Воспитатель достает письмо с загадкой и читает). Воспитатель: Идет, иголки на себе несет, свернется клубочком, ни головы, ни ног. Кто это? Дети: Ежик. Воспитатель: Верно, это ежик. Вот он, ребята, спрятался от нас. Давайте с вами послушаем песенку про ежа. Звучит песня «Маленький ежик». Маленький ежик, четверо ножек, Ежик по лесу идет, песенку поет, Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу: На спине листок несу, Все, что нужно принесу! Маленький ежик, четверо ножек, Ежик по лесу идет, песенку поет: Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу, На спине листок несу, Самый сильный я в лесу,- Все, что нужно принесу! Воспитатель: Какую песенку еж поет? Дети: Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу (хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: Ребята, посмотрите на ежа. Что у него есть? Дети: Голова, лапки, хвост, иголки. Воспитатель: Чем питается ежик? Дети: Грибами, яблоками. Воспитатель: У большого ежа длинная песенка. Он поет – «ффффф». Давайте вместе споем. (Дети повторяют) Воспитатель: Когда ежам, что-то нравится, они говорят «фи-фи-фи», а когда им что-то не нравится – «фу-фу-фу». Как говорят ежи, когда им что-то нравится? (ответы детей). А когда ежам не нравится что-то, то они говорят что? (ответы детей). Ежик к нам долго добирался и проголодался. Давайте его покормим. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Ребенок достает из волшебного мешочка угощенье, показывает остальным детям, а они пытаются угадать, понравилось ли угощенье, отвечая определенным звукоподражанием «фи-фи», «фу-фу» (трава, кукла, гриб, орех, мячик, яблоко). В конце игры выясняется, что любят кушать ежи. Воспитатель: Еж покушал и теперь хочет с вами поиграть. Подвижная игра «Веселые ежики».Воспитатель: У меня есть волшебный ключик. Вы будете заводными ежами. Я вас заведу, и вы запоете песенку: «ф-ф-ф» (детям воспитатель одевает маски ежей). Воспитатель: Ежу очень понравилось с вами играть. А сейчас послушайте рассказ про ежей. Воспитатель: На лесной опушке, в маленькой избушке, жили – были дед и баба. А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали (хоровые и индивидуальные ответы). Ежи сторожили лес. Что делали ежи? (ответы детей). И, гуляя по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них: Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей. Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей. Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и пищали. Решили старики: «Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей». Воспитатель: Что решили сделать старики? (ответы детей). И вот ежи идут воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? (ответы детей). За ним Фок. Кто за Фуком? (ответы детей). А сзади Фэк. Кто сзади? (ответы детей). Ежи друг за другом идут, песенку поют: По тропинке мы идем — Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! И тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк! (Воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей). Воспитатель: Вот и прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, так же напевая песню: По тропинке мы идем, Фук, Фок, Фэк! И тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк! (дети договаривают имена) Воспитатель: Ребята, посмотрите, для нас ежик принес коробочку, посмотрим, что в ней. Дети: Угощенье. Воспитатель: Скажем спасибо ежику за подарок. Дети: Спасибо. Воспитатель: И ежику пора уходить, давайте скажем ему «До свидания!» Дети: «До свидания!» Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали ребята? Кто к нам в гости приходил? Что вам понравилось?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»

Конспект НОД Звуковая культура речи: звук «Ц»

Автор:

Воронцова Светлана Павловна,

воспитатель

МКДОУ детский сад «Ёлочка»

с.Болчары , Кондинского р-на ,Тюменской обл.

Цель

-упражнять детей в произнесении звука «ц» ( изолированного, в слогах , в словах )

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать слова со звуком «ц» .

-развитие фонематического слуха ,творческого воображения ,мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем.

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

Широко открыть рот ,как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот ,стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться(зубы сомкнуты и не видны ).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот , спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами , произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот , высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

-Два конца ,два кольца,

А по середине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и ,слегка интонируя слова ,произносит :солнце, ножницы ,цапля, кольца.

-.Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно .Его тоже надо научиться правильно и чётко произ-носить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц ) –губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

-Вспомните , какая птичка поёт эту песенку .Конечно ,синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом.(дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Пусть наша волшебная синичка «полетает»а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику ,как мы тренируем глазки

— Полетела вверх синичка ,покружилась ,покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо , влево , на окошко полетела.

Далеконько улетела ( всматриваются в даль ),вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка— цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созыват – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой ,затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь друг к другу ) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца ; сы-цы ; со- цо; сэ – цэ ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке , например :»Птица какая — птица красивая ,птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

-таблица ( птица –солнце –яйцо-цыплёнок и т.д. )

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют «Танец червяков» (диск

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку :

«На шесте — дворец ,во дворе –певец. Кто это»-скворец

Литература , использованная для составления конспекта:

-О.Новиковская – «100 упражнений для развития речи

-В.Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

-Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов )

-Л.Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

-Е.Железнова — «ЛогориДетские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе. При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени.

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]