Конспект НОД по окружающему миру в средней группе. Тема: Весна
Конспект по окружающему миру в средней группе. Тема :«Вот и к нам пришла Весна»
Цели: 1. Помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. 2. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, физиологическое дыхание, глазомер. 3. Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, …); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая….); глаголов (журчит, темнеет, тает, припекает….). 4. Продолжать развивать умение проводить прямые линии в разных направлениях.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Раздается стук в дверь. Вносится корзина с подснежниками. Ребята, посмотрите какие красивые цветы! Это подснежники-первые весенние цветы! Они появляются, когда начинает припекать солнышко и выглядывают прямо из-под снега. Поэтому их и называют – подснежники. А давайте с вами их понюхаем! Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!» (Предложить понюхать, как пахнут весной: подснежники – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться — несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”) Ребята, как вы думаете, а кто мог подарить нам такую корзину с цветами? Отгадайте загадку и вы сразу догадаетесь. Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут ее … (весна). Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …) Покажите. Давайте найдем наше настроение на картинке и вспомним, какое еще бывает настроение (грустное, печальное, расстроенное, …) Найдите эту картинку. А покажите ваше лицо, когда вы грустите? Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение»(С использованием пиктограмм)Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?» Можно сказать — весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Весенние). (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день) Давайте, подойдем к столу и расскажем по картинке ,что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”… (Дети отвечают) Весной… ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной появляются проталинки. Весной появляются лужи. Весной прилетают птицы. Весной появляются сосульки. Весной бегут ручьи. Весной появляются первые цветы: подснежники. (Дети подходят к столу на столе накрытый поднос с сосульками)
Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это? Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька) Вот сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая) Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку) Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…) Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло) Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает) Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель. Ребята, мы с вами очень ждали весну, а кто ещё очень её ждал у себя в берлоге?
Физминутка На орех взобрался мишка (имитация взбирания на дерево) С ветки даль ему видна (ладошки приставить «козырьком» ко лбу) Смотрит на холмы и крыши – (рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой – «крыша») Не идёт ли к нам весна? (ходьба на месте) За деревней, за долиной (посмотреть влево, посмотреть вправо) Где прозрачен небосвод. (показать руками небо). Клин увидев журавлиный (сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук) Закричал: «Весна идёт!» (вскинуть руки вверх-в стороны). Давайте послушайте стихотворение.Ребенок читает стихотворение “Март ” Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц март. Название, какого месяца вы услышали в стихотворении? Ребята, но есть три весенних месяца: март, апрель, май. Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”. Так что же весной ярко светит, греет, припекает? Давайте позовем солнышко. Закличка «Солнышко» (с хлопками): Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди) Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши) Платье алое надень, (хлопки по коленям) Подари нам красный день! (хлопки над головой). (На мольберте иллюстрация солнца с одним лучом). Солнышко пока к нам добиралось все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом. Зрительная гимнастика: Лучик вверх, лучик вниз, Лучик детям улыбнись, Вправо, влево посмотри, Вокруг солнца обойди. Что же можно сделать? Как помочь солнышку? (Ответы детей) Дети дорисовывают лучи фломастерами под музыку: «Подснежник». Солнышко благодарит вас за помощь и приглашает поиграть со своим другом — солнечным зайчиком. Игра с зеркальцем. Скачет зайчик по стене И подмигивает мне. Перепрыгнул на картину, Задержался на ботинке, Поплясал на потолке, Притаился в уголке. Вот и спрятался в кроватке. С нами он играет в прятки. 1, 2, 3, 4, 5 Мы идем его искать. (Если солнца не будет, то после загадки перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков). Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что наступила весна, а первые весенние цветы называются подснежниками, вспомнили весенние приметы, и познакомились с весенними месяцами: март, апрель, май. Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны? На прощанье весна дарит вам свои маленькие солнышки. А вы на память нашим гостям подарите первые весенние цветы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна НОД в средней группе детского сада на тему: Весна. Познавательное развитие Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Весна пришла» для детей средней группы Конспект НОД для средней группы детского сада по теме: Весна
Похожие статьи:
Конспект занятия «Дикие животные весной» в средней группе
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весенние чудеса»».
- 29 марта 2017
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Программное содержание: формировать знания детей о весеннем времени года; знакомить с названиями времен года, их последовательностью; познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной; уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной; активизировать словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей; воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.
Оборудование: Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна), картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка»; иллюстрации диких животных: (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.
Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».
Ход занятия
Педагог:
Подходи ко мне дружок Становись скорей в кружок. Справа друг и слева друг, Каждый каждому тут друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … ВЕСНА.
Педагог: Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса»? (Ответы детей). Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды. Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).
Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?
Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.
Педагог: А с чем приходит к нам зима?
Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.
(Педагог выставляет картинку весны).
Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.
Артикуляционная разминка:
Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).
На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми. Ло-ло-ло – и на улице тепло? Ки-ки-ки – зажурчали ручейки? Цы-цы-цы – запели звонко птицы? Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы? На-на-на – это к нам пришла весна!
Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (Для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).
Педагог: ребята, солнышко весной какое ?
Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое
Педагог: первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше?
Дети: снег тает.
Педагог: а почему снег тает?
Дети: Потому что солнце греет.
Педагог: Снег тает и превращается во что?
Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.
Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?
Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.
Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?
Дети: Опасное.
Педагог: Почему?
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?
Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.
Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны — звонкие ручейки, лужицы.
Педагог: — Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой, Листья в воздухе кружит И куда-то все спешит. (Ветер)
Он прилетает каждый год Туда, где его домик ждет. Песни звонко запевает, Весну зазывает. (Скворец)
Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.
Побежали по дорожке Серебристых нитей ножки. (Дождь)
Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).
Дождь, дождь! Надо нам Расходиться по домам — хлопки ладонями по спине Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник у лягушек. — поколачивание кулачками Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят. — постукивание пальцами Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. — поглаживание спины ладонями
Педагог: еще одна загадка
Ярко лучами сияя, Землю оно согревает. Светит нам в оконце. Что же это? (Солнце).
Педагог: Молодцы!
Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей).
(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса).
Что вы услышали? (Ответы детей).
А хотите почувствовать весну? (Ответы детей).
Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.
— Почувствовали вы весну? Чем она пахнет? (Ответы детей).
А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)
Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.
Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей).
Отгадайте, какие животные живут на этой полянке:
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала.(лиса)
На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (Волк)
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёж)
(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).
Педагог: весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).
У зайчихи рождаются …. (Ответы детей).
У лисы — …. (Ответы детей).
У волка — …. (Ответы детей).
Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной? (Ответы детей).
— Весной, когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?
Дети: Появляются листья на деревьях.
Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.
Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?
Дети: Подснежник.
Педагог: Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.
Дети: ответы
Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .
Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе. Один, два, три…
Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось ? (Ответы детей).
— У Весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?