С чего следует начинать?
Использование развивающей среды непосредственно связано с ее организацией. Задача персонала ДОУ – позаботиться об основных центрах (или уголках) в группе детсада, ориентированных на развитие того или иного навыка. Улучшить, поставить, отшлифовать речь помогут сразу несколько предметных центров. О них чуть попозже.
Для методиста, который будет составлять методические рекомендации, важно разобраться в двух вещах: что писать и как писать. То, как писать, то есть структуру рекомендаций можно подсмотреть в других аналогичных документах. Я подобрала небольшой список литературы, к которому можно обращаться. И дополнительно выудить из этих методичек полезные сведения. Итак, издания по теме:
- Пособие по планированию и контролю предметно-пространственной среды для старшего воспитателя.
- Издание с конспектами и презентациями по созданию развивающей среды по ФГОС. В комплекте одновременно книга и диск.
- Еще одно пособие по созданию развивающей среды. На этот раз только диск.
- Предметно-пространственную среду нужно не только создавать и развивать. Надо контролировать ее состояние. Поможет журнал оценки и контроля в виде бумажной книжки и программы для установки на ПК.
- Пара полезных офлайн-вебинаров. Первый – по построению развивающей среды в группе раннего возраста. И еще вот такой вариант этого же вебинара. Второй – более специализированный, касается именно речевой среды в ДОО.
- И еще один вебинар. Расскажет, как систематизировать среду в соответствии с возрастом детсадовцев.
- Курс повышения квалификации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. Есть вариант с началом в августе. А есть такой же, который стартует в сентябре.
- Курс профессиональной переподготовки. Касается вопросов предметно-пространственной и инклюзивной среды.
Паспорт центра речевого развития во второй младшей группе « Солнышко»
Паспортцентра речевого развития
во второй младшей группе « Солнышко»
Речь
– самый сложный психический процесс, подвластный только человеку! Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.
В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Речевичок»
, в соответствии с возрастом и интересом детей.
Главным героем уголка
является
«Игровой персонаж — кукла Андрей».
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
1) Артикуляционной
моторики
(предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках,зеркала на подгруппу детей)
2)Правильное дыхание
– залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.
В этом уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Воздушный футбол», «Рыбалка»,«Накорми животных»,а также вертушки,чашки,тренажёр для развития силы воздушной струи,свистульки,султанчики,«Бутылка с метелью».
3)Для развития связной речи,
мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели): «Животные наших лесов»,«Домашние животные и их детёныши»,«Мебель», «Транспорт»,«Птицы»,«Насекомые»,«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,«Профессии», «Времена года»,«Истории в картинках» (1 и 2 часть); дидактические игры и пособия: «Где чья тень»,«Времена года», «Кто где живёт?»,«Кто что ест», «Чей хвост?», «Собери урожай»,«Часть и целое»,картотека дидактических игр по развитию речи;а также книжкики-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.
4) Пособия по развитию мелкой моторики:
пальчиковые игры на основе сказок,сказка-шнуровка«Колобок»,шнуровка «Насекомые»,«Ёжик»,игры-вкладыши,су-джок,грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко», «Ёжик»), мелкие игрушки (киндеры)
5) Материал по звукоподражанию:
«Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочка, бубен, трещотка,погремушки,музыкально — дидактическая игра «Музыкальные профессии».
6) Игры и пособия по автоматизации звуков:
альбом по автоматизации звуков,чистоговорки,стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра: пальчиковый,настольный,конусный настольный театр,«Би-Ба-Бо»-кукла–рукавичка,стаканчиковый настольный театр,фланелеграф,многофункциональная ширма для театрализации,театральные маски;мелкие игрушки.
7) Игры по лексике и грамматике:
предметные картинки по лексическим темам.
Содержание речевого уголка определяется в соответствии с программой и возрастом детей.
В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.
Спасибо за внимание!
Какие центры в группе использовать для развития речи
Речь – одна из важных психических функций. Она позволяет передавать информацию. Ребенок должен приобрести речевые навыки в дошкольном возрасте. Они не даются от рождения, и речи приходится обучать. Это касается всех деток без исключения. Мало кто воспринимает речь на слух и самостоятельно. В большинстве случаев нужно прикладывать много усилий, чтобы научить речевым навыкам вовремя. Это забота и воспитателей в ДОУ, и родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это организованное пространство с подобранными материалами и оборудованием. Она помогает обучать ребенка самым разным навыкам в соответствии с возрастом. Вот тут подробно написано о требованиях к развивающей среде.
Предметно-пространственная среда, способствующая речи, формируется в помещении группы ДОУ. Она состоит из нескольких центров (уголков, или стендов). Для детей разного возраста перечень стендов может быть почти одинаковым, а вот их наполнение будет отличаться. Работать с речью помогут такие центры:
- речевой и книжный;
- игровой;
- театральный;
- центр ИЗО;
- сенсорно-строительный;
- другие (опосредствованно).
К развивающей предметно-пространственной среде в детсаду предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС, она должна быть легко трансформируемой, насыщенной по содержанию, многофункциональной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной, комфортной психологически. И быстро преобразовываться в условное пространство для текущей игры: поликлинику, кафе, полянку в лесу.
Организованная предметно-речевая среда должна помочь в решении таких вопросов:
- развивать словарный запас;
- работать над грамматическим строем (учить словообразованию и правильным грамматическим конструкциям);
- развивать связную речь (учить пересказывать, описывать, отгадывать загадки);
- формировать полноценную звуковую культуру речи (совершенствовать дыхание, улучшать слуховое внимание и чистоту звукопроизношения);
- развивать мелкие моторные функции.
Обстановка в группе должна соответствовать возрасту. И позволять чередование разной активности: образовательной, социальной и самостоятельной. Насыщенная и подходящая развивающая среда будет увлекательной для ребенка. Она позволит улучшить речь и разносторонне развить малыша.
Подписи к слайдам:
Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе. Никифорова А.О. Группа №13
1.Формирование словаря 1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. 2. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). 4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка). 5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Задачи речевого развития в соответствии с требованиями современного ФГОС:
2.Формирование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц). 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
3.Формирование грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. 3. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм»).
4.Формирование связной речи 1. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 2. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж». При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Используем материал с уголка познания: Д идактические игры на развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). пресноводные» и др. 1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
Грамматический строй речи Связная речь
Спасибо за внимание!
Речевой центр – один из главных для становления речи
Чаще всего уголок речевого развития совмещают с книжным. Задачи у обоих схожи. Они формируют словарь, учат слушать, описывать предметы и явления.
Наполнение тематического стеллажа этих двух центров может быть следующим:
- Книги – художественные и обучающие.
- Дидактические игры для развития речи.
- Наборы сюжетных, предметных и тематических картинок.
- Разнообразные игры и лото.
Литературный центр для самых маленьких может содержать всего 4-5 книжек на картоне или плотной основе. Объем – до 5 страничек. Нужно подготовить еще несколько книжек на замену. Очень уместны будут издания с двигающимися глазками, окошками и т.д. Хорошим вариантом станут трансформируемые книжки, раскладывающиеся, панорамы с движущимися фигурками и т.д. Издания с голосами животных тоже будут кстати.
Теперь – более подробно о наполнении речевого центра для первой младшей группы. Попробуйте использовать такие элементы:
- Наборы тематических картинок или открыток (по 4-6 шт.) на тему домашних и диких животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, фруктов и овощей, продуктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
- Картинки для группировки по определенному признаку.
- Картинки (по 3-4 шт.) для составления последовательности (сюжет сказки, истории).
- Картинки по 4 шт. на времена суток и времена года.
- Большие, красочные картинки на социобытовую или сказочную тематику – ту, что будет интересна ребенку.
- Лото с изображениями птичек, домашних животных.
- Разные игры и пособия, формирующие правильное дыхание («Бабочки», «Листочки», трубочки, легкие снежинки из бумаги и прочее, где надо использовать струю воздуха).
- Пособия и игрушки для развития фонематического восприятия (погремушки, шумовые инструменты, музыкальные шкатулки).
- Пособия для артикуляционных упражнений, в том числе зеркала настенные и индивидуальные.
Центр речевого развития должен располагать достаточным местом. Чтобы дети попеременно занимались, сидя на ковре, за столами или двигались согласно правилам игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр можно хранить не только на стендах. Но и в корзинках или коробках. На них стоит нанести соответствующие картинки, чтобы дети сами смогли достать то, что нужно.
Речевой уголок в ясельной группе детского сада
Дина Ахметгалина
Речевой уголок в ясельной группе детского сада
Уважаемые коллеги,каждый из Вас задавал себе и коллегам вопрос: «Чем должен быть наполнен речевой уголок в группе?»
Предлагаю Вашему вниманию примерный
перечень оснащения речевого уголка в группах детского сада. Оснащение речевого уголка младшая группа. 1. Картинки по лексическим темам. 2.Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастики. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8.Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта 9кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьёт)
; д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький и т. д.); е) с изображением действий (ложиться спать, садиться, одевается, подметает, моет, гладит, и т. д.
В нашем уголке много развивающихся игр, пособий для развития речи, мелкой моторики. Для развития речевого дыхания у нас имеются мыльные пузыри и воздушные шары. Есть у нас и волшебная коробочка с различными крышечками, с помощью которых стимулируются моторные навыки пальцев рук, что приводит к активации речевого центра. Так же есть шнурочки для моторики пальцев. Для развитие мелкой моторики у нас есть сухой бассейн, он закрепляет и развивает мелкую моторику, массаж рук, пальчиков, повышается чувствительность пальчиков. В уголке имеется поднос с манной крупой где мы с ребятками рисуем пальчиком. Для развития слухового внимания у нас есть в уголке шумовые инструменты. Также имеется много картотек потешек, стишков, пальчиковых игр. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость. В речевом уголке находятся кукольные театры. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства.
Подготовила воспитатель младшей группы первой категории Ахметгалина Д. К.
ДЕТСТВО-ГИД
Из опыта работы
«Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста в ДОО»
Чужекова Марина Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 7,
пгт. Никель Мурманской обл.
Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат.
В организации своей работы стремлюсь к тому, чтобы каждая встреча с детьми носила характер учебно-игровой деятельности, была эмоционально окрашена. Считаю, что моя работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как традиционные, так и инновационные.
Целью моей работы в этом направлении является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности детей раннего возраста во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.
Основные задачи:
- Содействовать становлению и дальнейшему развитию личностно-делового и ситуативно-делового общения ребенка со взрослым.
- Создавать благоприятные условия для общения детей между собой.
- Приобщать воспитанников к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным и доступным им литературным произведениям, формировать интерес к ним.
- Развивать художественное восприятие, способность слушать художественный текст; смотреть кукольные представления, проявлять эмоциональную отзывчивость на воспринятое, сопереживать героям художественного произведения;
- Обогащать пассивную речь ребенка, формировать собственную активную речь малыша; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде.
- Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений.
- Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок.
- Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации (в книгах, предназначенных для малышей).
- Стимулировать детей к воспроизведению коротких стихов, отдельных слов, выражений из воспринимаемых художественных литературных произведений.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
Желательно, чтобы вся мебель в групповой комнате была единой по стилю, простой по форме и имела современный силуэт. Оборудование в группе следует размещать так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, надо стараться максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:
— Игровое пособие «Волшебный коврик» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.
— Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
— Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
— Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.
— Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.
— Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.
— Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.
— Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
— Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
— Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).
— Уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.
— Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т.д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.
— Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
Организация образовательного процесса по речевому развитию
Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, если учитывать следующие моменты:
— Предложения ребенку идти играть, спать, есть, заниматься и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, когда точно выполняется распорядок дня, осуществляется наблюдение за поведением малыша с целью определения его состояния.
— Педагогу важно создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. Если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно.
— Начинать проведение режимных процессов следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии, ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.
— Осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая особенности поведения и уровень речевого развития каждого ребенка.
— Взрослый должен сопровождать все действия словами. Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, развивает речь.
— Педагог стремится расширять словарный запас детей и помогать усваивать им новые речевые конструкции, для чего необходимо читать и рассматривать вместе с ними книги с иллюстрациями; стремиться побуждать повторять прочитанное или рассказанное.
— Давать ребенку время договорить то, что он хочет сказать. Воспитатель не должен перебивать ребенка, поправляя произношение и порядок слов. Ведь малыш сам на слух сможет в итоге воспринять правильную речь. Нужно смотреть на малыша, когда он разговаривает, показывать, что внимательно слушаете его и что его слова для Вас не безразличны.
— Взрослым следует обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Лицо педагога должно быть приветливым, улыбающимся во время общения с ребенком.
— Исправлять речевые ошибки ребенка нужно тактично и косвенно от лица игрушки, любого литературного персонажа. Целесообразно создать ситуацию, чтобы ошибка выглядела легко исправимой, а дело, которым бы вы хотели увлечь малыша, – доступным и выполнимым.
— При организации образовательного процесса с детьми необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Игры-занятия проводятся с детьми в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию, прочно овладевали речевыми умениями и навыками, необходимо придерживаться следующих интервалов при повторении занятий:
— после первого проведения занятия следует вернуться к нему через 2-3 дня; но с изменением программных задач и содержания;
— после второго проведения занятия обратиться к нему через 5-7 дней;
— после третьего проведения занятия сделать интервал в 7-10 дней и провести его в усложненном варианте.
Усложнение игр-занятий может заключаться в следующем:
— в постепенном преподнесении новой информации;
— в смене игрового и дидактического материала;
— в использовании новых методических приемов;
— например, рассказывание сказки с использованием настольного театра, иллюстраций или картины либо без использования наглядности.
На втором году жизни у ребенка резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое, совершенствуется активная речь. Потребности и желания ребенка оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи.
Дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки. Это существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно образной, эмоциональной речи. Малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого. Как можно чаще надо читать детям сказки, потешки, стихи. Все, что воспринимает малыш, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь-монолог.
С ребенком можно говорить о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи. Эта функция, прежде всего, появляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.
Практическая деятельность имеет большое значение для развития речи. В каждой совместной деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Организуя какую-либо деятельность ребенка, следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками.
«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Организация зоны строительно-конструктивных игр в группе раннего возраста Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений >