Рекомендации по содержанию уголка сенсорного развития в группе раннего возраста.Организация предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.


Уголок сенсомоторного развития в ДОУ

Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ»-2021

Савельева Ирина Валерьевна

воспитатель

МБДОУ Д/С №27 «Берёзка»

Уголок сенсомоторного развития в ДОУ

Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Рекламное сообщение

Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей педагог осуществляет через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Игрушки расположены в разных местах групповой комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольная посуда – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу группы и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться. Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Очень важной частью развития сенсорных способностей являются «пальчиковые игры».

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель. В движениях чередуется сжатие, растяжение, расслабление, прослеживается распределение тонуса в кисти и пальцах.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры-шнуровки, игры с прищепками и т д.

На основе использования игр по сенсорике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе

Дугушкина Е.В. Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе // Совушка. 2021. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 666543

В сентябре 2021 года в нашем детском саду набралась новая группа детей 3-4 лет. В следствии проведенной диагностики было выявлено, что современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому в нашей группе мы создали сенсомоторный уголок «Мир сенсорики».

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и на занятиях по дополнительной , так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка;
  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников [1, с.13].

В нашей группе много различного материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Многие материалы (природные и пищевые) были окрашены в различные цвета.

Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Ребятам нравится создавать композиции из ракушек, из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения

Собран большой материал из различных крышек.

Имеется самодельное сенсорное панно «Времена года». Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.

Широко используем различные крупы, окрашенные в разные цвета. Дети с удовольствием нанизывают на нитку разноцветные крупные макаронные изделия, делают бусы для любимой мамы. А как приятно погружать ладошки в перловку красного цвета или рис зеленого, выполнять задания воспитателя или искать определенные предметы.

Но больше всего воспитанникам нашего возраста нравится рисовать пальчиками на подносах с манной крупой.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

  • Доступность;
  • Безопасность;
  • Креативность;
  • Разнообразие объектов [2, с.23-24].

Содержание сенсомоторного уголка в группе:

Зрение:

  • Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами;
  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.);
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы;
  • Разноцветные полупрозрачные шарфы;
  • Картинки-штриховки, картинки-прятки;
  • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.

Слух:

  • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.;
  • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

  • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой;
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);
  • Выпуклые буквы, цифры;
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

  • Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Вкус:

  • Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов [3, с. 11].

Осенью мы пробовали на вкус различные овощи и фрукты.

Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

  • работа в раскрасках — штриховка;
  • пальчиковая гимнастика — шнуровка;
  • игры с конструктором — мозаика;
  • лепка из глины и пластилина;
  • нанизывание бус, бисера;
  • цветные клубочки ниток;
  • работа с ножницами.

Данную работу в созданном нами сенсомоторном уголке мы будем продолжать дальше, потому что является очень актуальным в развитии и воспитании детей дошкольного возраста и доставляет ребятам огромное удовольствие! Будем регулярно пополнять его содержимое.

Литература:

  1. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 5.
  2. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч. 2006. № 2.
  3. Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду. 2007. № 3.

Консультация для воспитателей «Сенсорная комната в ДОУ»

Сенсорная комната — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната в доу:

1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией.

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно спрятаться в водопад ( «сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, лампа «Аквариум»), плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», также можно поиграть с радугой, молнией и морем (проекторы «Радуга», «Море», ночник «Плазма»).

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.

Среда светлой сенсорной комнаты используется как зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое другое.

Среда сенсомоторного развития — зона где физическое развитие идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения. Это строительные мягкие модули, туннели, «перекати-поле», «сухой» бассейн, большие гимнастические мячи (игровой стретчинг), детские прыгающие мячи (фитбол), сенсорные тропы для ног, разной сложности и вида и прочее.

Сенсорная комната — многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Практическим психологом в этой комнате проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа со здоровыми детьми имеющими проблемы личного, социального, эмоционального развития, готовности к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.

Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку. Групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с проблемами социальной адаптации.

Игры с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

«Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

«На море».

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение.

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам — по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Игры с песком

«Морское дно».

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Элементы цветотерапии.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные — медленные удары, короткие — быстрые).

Игра «Ковер-самолет»

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками

Воспитатель

Пастухова Людмила Ивановна

1 кв. кат.

Работая с детьми раннего возраста, меня очень заинтересовали методики известного психолога и педагога Марии Монтессори.

«Главной целью педагогики М. Монтессори

стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющий находить в нем свое место. Формирование этих качеств — происходит в
раннем детстве
.

Дети раннего возраста

очень восприимчивы и открыты для общения. Для них интересно буквально все, любая мелочь, которая для взрослого человека не представляет никакого интереса.

Методика Монтессори

как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС. Идеи
Монтессори
просты и в тоже время гениальны. Используя их, мы тем самым косвенно подготавливаем руку к письму. Игровые упражнения по этой методике никогда не приедаются, не надоедают и не заканчиваются. Они просты в использовании, организовать их можно при помощи самых обыкновенных предметов, находящихся буквально под рукой. И хотя методика
Монтессори
была разработана для детей с трудностями в развитии, но она дает фантастические результаты и в работе с обычными детьми. Я убедилась в этом на собственном опыте.

Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда. Наличие сенсорного уголка соответствует новым ФГОСам.

Для сенсорного уголка «Развивайка» в группе я прибегла к методам:

использования дидактического, природного и подручного материалов, пособий; дидактических, подвижных, словесных игр.

Очень много дидактических материалов, развивающих органы чувств у детей. Наряду с дорогими и сложными в исполнении пособиями, существуют и простые, доступные для изготовления в условиях обычной группы детского сада.

Для развития и утончения слухового восприятия в уголке хорошо иметь магнитофон и диски с записью звуков природы, необычные музыкальные инструменты, имитирующие различные звуки и другие.

С помощью непрозрачных бутылочек из-под йогурта, наполненных различными крупами, или мелкими предметами изготовила материал для подбора пары одинаковых звуков или выстраивания ряда от самого громкого звука к самому тихому.

Для развития обоняния

в непрозрачные баночки из-под детского питания помещаем пахнущие вещества в полотняных мешочках (например, корица, ваниль, кофе, гвоздика и другие). Баночки должны быть отмечены двумя цветами, чтобы можно было подбирать одинаковые по запаху пары.

На развитие тактильных ощущений существует много разных пособий и игр:

-сенсорные мешочки: два мешочка с одинаковым набором предметов разной формы или мячиков с разной поверхностью. Задача найти пару. Можно играть как одному, так и с другом.

Можно проводить фронтальную игру «Секрет» на развитие сразу нескольких органов чувств. Сначала какой – ни будь предмет помещается в коробку, с прорезями для рук, чтобы его не было видно, для ощупывания. (Воспитатель просит ребенка, на ощупь угадать, что это за предмет).

Для развития теплового чувства наполнить одинаковые бутылочки горячей, теплой, холодной водой (лучше для группового занятия). Трогаем, называем какая вода. Также выстраиваем ряд от самого холодного на ощупь предмета к самому теплому.

Для снятия напряжения, релаксации: миски с фасолью или пшеном. Детям интересно, если что-то закопать в них (игрушечки маленькие или буквы-цифры). Игры с манкой, песком.

Для развития мелкой моторики: прищепки, нанизывания бус, винтики-гайки разных размеров, замочки с ключиками, шнуровки, волчки, бизиборды, игры с крышками, игры из различных видов ткани.

На определение формы: различные геометрические фигуры и тела.

Размера: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т. д.

Цвета: дид. игры – «Подбери по цвету», «Найди картинку определенного цвета», «Собери бусы» и др.

В языковой среде малыши заштриховывают и обводят пальчиком буквы, запоминают алфавит, расширяют словарный запас

На ряду с этим я разработала и реализовала проект
по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей раннего возраста«Сказка в сенсорной коробке»
Актуальность:

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста

Именно поэтому, в ходе своей работы для развития творческих способностей и сенсорных эталонов, мы используем сенсорные коробки.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста.

Цели и задачи:

В работе по данному направлению была поставлена

Цель:

формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие.

Выделили следующие задачи:

— Создание условий развития творческих способностей для детей раннего возраста;

— Предоставление возможности ребенку творить самостоятельно;

— Накопление впечатлений, эмоций, сенсорного опыта.

— Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Методы и приемы:

— Применение детских сказок для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста:

В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети. Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать невербальное и вербальное воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка

— Использование сенсорных коробок в деятельности детей раннего возраста:

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Сенсорные коробки очень помогают в индивидуальной работе с детьми.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами.

Возможности использования сенсорной коробки — это ее многофункциональность, практичность, доступность. В работе с сенсорными коробками мы придерживаемся основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

Игры в сенсорной коробке:

— сюжетные игры с игрушками;

— закапывать и находить игрушки;

— сажать растения;

— переливать и пересыпать наполнитель;

— сортировать.

Условия для формирования художественно-творческой деятельности ребенка раннего возраста являются:

-широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно,

-соответствующая организация педагогического процесса.

— возможность использования сенсорной коробки в непосредственно образовательной деятельности.

Предполагаемые результаты:

• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

• Группировать предметы по заданному признаку;

• Могут освоить навыки действия с нетрадиционными предметами и инструментами для изобразительного творчества;

• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию и изобразительному творчеству.


Сенсорному развитию детей нужно уделять внимание в течение всего дошкольного периода. Поэтому сейчас во многих детских учреждениях появляются сенсорные комнаты и уголки. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Правила работы с дидактическим материалом

1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)

2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.

3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.

4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.

5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.

6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.

7. Работа постепенно должна усложняться.

8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.

9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Роль взрослого в системе М. Монтессори

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка)

собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Игры для сенсорного развития детей в детском саду

Рекомендации по организации сенсорного развития в детском саду

Данные рекомендации по организации сенсорного развития в детском саду могут быть полезны воспитателям при создании сенсорной зоны в группе для детей разного возраста и определенного возраста; родителям детей дошкольного возраста при организации дополнительных занятий по сенсорному развитию ребенка.
Цель: организация ежедневных развивающих занятий по сенсорному развитию дошкольников Задачи: Дополнить, обобщить и систематизировать знания об особенностях организации сенсорного развития дошкольников. Развивать умение взрослых организовать игру, взаимодействие с детьми разного возраста, используя одно и то же игровое развивающее пособие. Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Развитие зрительного восприятия предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Дети знакомятся с основными цветами и их оттенками, геометрическими фигурами и их объемными формами. Формируются представления о размерах. Дети учатся воспринимать предмет в целом и как целое, состоящее из частей. Развитие слухового восприятия происходит при целенаправленном процессе восприятия музыки, различных звуков по темпу, ритму, настроению. Тактильное восприятие развивается посредством тактильных ощущений. Ощущения помогают формировать целостные образы предметов. Исследуя предметы и объекты окружающего мира на ощупь, имеющиеся представления о предметах обогащаются, запоминание особенностей предметов облегчается. Дети с достаточным развитием мелкой моторики способны логически рассуждать, обосновать и доказать свой выбор, хорошо развиты память, внимание, мышление и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка. Перебирая крупы, рисование на подносе с мукой, игры в песочнице, поиск игрушек в контейнере с крупой (мукой), нанизывание бусин – это упражнения, направленные на формирование усидчивости, воспитывают терпение, трудолюбие, успокаивают нервную систему, координируют зрительно-моторные навыки. Дошкольный возраст – прекрасное время для приобретения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В дошкольном учреждении МБДОУ д/с № 6 компенсирующего типа «Золотой ключик» г. Тимашевск, организованы разновозрастные группы. Работа по сенсорному развитию проводится целенаправленно и систематически с детьми разного возраста. Игры, направленные на развитие сенсорики, усложняются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Воспитателями было создано пособие, способствующее развитию зрительно-тактильного восприятия. Оно включает в себя несколько зон. Это сюжетные картинки с тканевыми аппликациями на липучках; четыре зоны красного, желтого, синего и зеленого цветов, где размещены контейнеры и фигуры разных размеров, бусины, крупные бусины для формирования и развития навыков счета основных цветов, большой конструктор с кубиками, призмами, цилиндрами.
Примерные игры по сенсорному развитию развивающего пособия

Игра «Повесь яблоки на дерево»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы одинаковой величины, разного цвета (желтый, красный, зеленый); закреплять представления о желтом, красном и зеленом цветах, геометрической фигуре круг; учить подбирать к одному образцу такие же предметы. Инструкция: Что это? Что бы могло расти на этом дереве, как ты думаешь? Повесь все яблоки на дерево (либо: повесь все красные (желтые) яблоки). Данную игру можно усложнить в зависимости от возраста, изменяя условия и инструкцию преподнесения задания, например: • «Кто быстрее повесит яблоки» (у одного ребенка задача повесить все желтые, у другого – все красные яблоки, находящиеся в одной корзине). • «Собери яблоки в корзинки» (корзинки соответствующего цвета).
Игра «Посади дерево»
Цель: учить располагать части целого, создавая целое из частей, действуя последовательно, по заранее намеченному плану (сначала сделать ствол, затем ветви дерева, затем расположить листочки, только потом яблоки). Необходимое оборудование: части дерева (ствол, ветви, листья, яблоки), вырезанные из фетра, основа ковролин с липучками. Инструкция: Что ты видишь перед собой? Как ты думаешь, ты сможешь сам сделать такое дерево? Помоги мне собрать все части в корзинку. С чего ты начнешь складывать дерево? Попробуй сложить самостоятельно.
Игра «Покажи все желтого цвета»
Цель: учить находить разные предметы одного цвета. Инструкция: Посмотри на картинку. Расскажи, что ты видишь. Покажи и назови все предметы желтого цвета. Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, цветка на полянке.
Игра «Собери цветок»
Цель: учить собирать целое из частей по образцу Инструкция: Что ты видишь на полянке? Собери рядом такой же цветок. Сравни эти цветы. Они одинаковые? Покажи серединку. Где лепестки? Какого они цвета? Где стебель, листья? Что в цветах зеленого цвета? Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, цветка на полянке.
Игра «Что на полянке?»
Цель: учить видеть в схематичных изображениях объекты и предметы; учить складывать (восстанавливать) картинку по образцу и на память. Инструкция: Что ты видишь? Назови и покажи фигуры красного (желтого, голубого) цвета. Из каких фигур сделали девочку? Из каких — грузовик? Что бы ты хотел сделать сам из этих фигур? Попробуй сделать грузовик. Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, девочки, грузовика, выполненных из геометрических фигур, вырезанных из фетра.
Игра «Наведи порядок»
Цель: развивать и закреплять представления детей об основных цветах. Инструкция: Посмотри внимательно, что ты видишь перед собой? Здесь играли ребята, они забыли навести порядок, все игрушки разбросаны и не на своих местах. Ты поможешь мне все исправить? С чего бы ты хотел начать? Что еще нужно сделать? Необходимое оборудование: пособие, способствующее развитию зрительного восприятия (цвет, форма, размер), части пособия, находящиеся в беспорядке.
Игра «Разложи конструктор в контейнеры»
Цель: развивать и закреплять представления детей об основных цветах. Инструкция: Помоги разложить конструктор в контейнеры так, чтобы все синее было в синем контейнере. Как ты думаешь, что будет в желтом контейнере? Необходимое оборудование: конструктор основных цветов в одной большой корзине, пустые контейнеры основных цветов. Таким образом, данное игровое развивающее пособие создано для сенсорного развития дошкольников разного возраста, цель которого – дать ребенку новый чувственный опыт, облегчающий восприятие окружающего мира в целом.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорная адаптационно — дидактическая юбка Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников Мешочки для сенсорного развития детей своими руками

Похожие статьи:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии
    , мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;
  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.

Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники «Пламя», «Плазма», «Вулкан» или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]