Словесно-дидактические игры по лексической теме «Осень»


Календарно-перспективное планирование на тему «Щедрые дары осени» в старшей группе

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 4 по 8 октября)

Группа: старшая группа Тема недели:

«Кладовая природы» (фрукты, овощи)

Цель:

Создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года. Продолжать знакомит детей с сельскохозяйственными профессиями. Обобщить представления о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы. Развивать умения по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды».

4.10. – Всемирный день улыбки

4.10. – Всемирный день защиты животных

5.10. – Международный день учителя

7.10. – Международный день врача

Итоговое мероприятие

: Выставка поделок «Чудеса с обычной грядки»

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Понедельник – 4.10. Утро: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Утренний круг

Утренняя гимнастика. Точечный массаж.

Беседа «Дары осени» — систематизировать и углубить знания об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Что растет на грядке, а что на ветке» — закрепить место произрастания разных овощей

Пальчиковая игра «Урожай»

Дидактическая игра «Четвертый лишний» -классификация овощей и фруктов Рита К., Лиза В. Наблюдение и труд в уголке природы. Напомнить, что растениям, как и овощам нужна влага для роста, развивать определять потребность растения в поливе. Пополнение книжного уголка книгами об овощах и фруктах.

Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Овощной магазин»

Предложить родителям принять участие в выставке поделок «Чудеса с обычной грядки»
НОД 1 Коммуникативная деятельность

(развитие речи)
(р.р. – 1,3 нед.; р.р./озн. с х.л. – 2,4 нед)
«Пересказ художественного

произведения. Я. Тайц «По грибы»

Задачи: продолжать

формировать умение детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры

персонажей, свое отношение к героям; Закрепить умение

пересказывать рассказ по ролям, образовывать

уменьшительно-ласкательные

наименования; соотносить действие с его названием.

(Ушакова)

10.10-10.35

2.
Двигательная деятельность (физическая культура на ул.)
(по плану физ. инструктора)

2 половина дня

3
Кружок
(по плану руководителя кружка

Прогулка: Ф., П., Р.,

С-К., Х-Э.

Наблюдения за трудом взрослых (уборка овощей с огорода). Напомнить правила работы с лопатой.

Эстафета «Отнеси овощи в погреб» — развивать ловкость, быстроту движений.

Трудовая деятельность: помощь в уборке овощей.

Загадывание загадок

Д/и «Будь внимательным» — развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса.

П/и «Летает не летает», «По мостику» (с мешочком на голове).

С Ритой К., Егор В. бег «змейкой» между предметами (повторить технику безопасности при беге)

С Настя К, Аней Г. повторить приметы осени.

Ситуативный разговор «Что готовят из овощей?».

Закрепить последовательность одевания и раздевания.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры «Автомобилисты», «Гараж».

Труд на участке: приведение в порядок территорию участка, работая слаженно, доводя начатое дело до конца.

Вечер: Ф., П., Р., С-К., Х-Э. Вечерний круг

Гимнастика после сна,

воздушно-водные процедуры, ходьба по массажным дорожкам.

Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин».

Чтение сказки: «Мужик и

медведь», беседа по

содержанию.

Обвести по трафарету овощи и заштриховать их — развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вика С.

Минутка

безопасности:

«Почему нельзя

употреблять немытые

овощи, фрукты?»

Сюжетно ролевая игра «Семья» — закрепление знаний о переработке овощей и заготовках на зиму. Настольно-печатные игры «Дары лета», «Лото»
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Вторник – 5.10. Утро: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Утренний круг

Утренняя гимнастика. Точечный массаж.

Беседа на тему «Какая польза от овощей и фруктов» (закрепить знания о фруктах, овощах)

Дидактическая игра «Угадай по описанию» — развитие умения описывать и распознавать по описанию овощи фрукты

«Скажи ласково» — учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова

Саша В.

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение овощей (по форме, размеру, длине, вкусу) Сюжетно ролевая игра «У бабушки в деревне» Выкладывание контура овоще, фруктов из крупы (развитие мелкой моторики) Порекомендовать родителям совместно с детьми приготовить овощной салат, рассказать о его пользе.
НОД Р., П.,

Х-Э., С-К.

Двигательная деятельность

(физическая культура)

(по плану физ. Инструктора)

2. Познавательная деятельность (ФЭМП).

«Числа и цифры 1, 2, 3,

квадрат» (Колесникова, с.20)

Задачи: закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, учить писать цифру 3, учить решать логическую задачу на установление закономерностей, выкладывать квадрат из счетных палочек, рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку, развивать познавательные процессы, воспитывать интерес к математике.

2 половина дня. Изобразительная деятельность (рисование)

«Идёт дождь»

Задачи:

закреплять умение , развивать композиционные навыки, развивать эстетическое и художественное восприятие, творческое мышление, воспитывать аккуратность.

Прогулка: Ф., П., Р.,

С-К., Х-Э.

Прогулка по территории детского сада. Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (учить подбирать яркие эпитеты-прилагательные для описания осенних деревьев).

Труд: подмести дорожки (воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща)

Подвижная игра «Перелет птиц» (учить детей бегать врассыпную, действовать по сигналу)

С Настей К. упражняться в прыжках в длину с места (развивать ловкость, выносливость) Исследовательская деятельность: определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее. Сюжетно ролевые игры «Такси», «Магазин»

Рисование палочками на песке.

Вечер: Ф., П., Р., С-К., Х-Э. Вечерний круг

Гимнастика после сна,

воздушно-водные процедуры.

Драматизация сказки «Репка». Беседа о прочитанных сказках, оценка поступков героев. Самостоятельное придумывание сказки по моделям.

Подвижная игра «У медведя во бору грибы, ягоды беру».

С Машей В, Сашей В. закрепить изученные приемы лепки Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?» — развивать тактильное восприятие Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Опыт: «Потребность растений в воде» — формировать представления детей о возможности воды для жизни и роста растений.

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Среда – 6.10. Утро: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Утренний круг

Утренняя гимнастика. Точечный массаж. Беседа с детьми по теме «Грибы» — вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; закрепить обобщающее понятие «Грибы». Рассматривание картины «Осенний лес» — расширять представления детей о типичных признаках осени. Д/и, настольные игры

С Ульяной М. упражняться в четком проговаривании звуков в словах. Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи. Самостоятельные игры детей.

Д/игры «Где лево, где право?» Упражнения: «Движения по заданной инструкции»

В лес за грибами — усвоение понятий: левых и правых частей тела, левой и правой стороны.

Папка-

передвижка

«Живые

витамины»

НОД Р., П.,

Х-Э., С-К.

1. .
Коммуникативная деятельность (об.г. – 1,3 нед.; об.г./ озн. с х.л. – 2,4 нед.)
«Звук и буква У» (Колесникова, с.18)

Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа и развитию фонематического слуха, формировать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение, учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление, учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У, интонационно выделять звук У в словах, познакомить

2.9.55-10.20

Двигательная деятельность (физическая культура)

(по плану физ. инструктора)

2 половина дня

3.15.50-16.15 Изобразительная деятельность (лепка (руч.труд)/аппликация)

лепка

Тема:» Красивый ёжик)

Развивать эстетическое восприятие детей

Прогулка: Ф., П., Р.,

С-К., Х-Э.

Наблюдение за облачностью — формировать представления о том, как ветер формирует облака; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Труд на участке: работа в цветнике (собрать с клумбы засохшие цветы).

Д/и «Сколько предметов»- обучать предметному счету; развивать количественные представления, умение понимать и называть числительные.

П/ и «Замри», «Мячик кверху».

Формировать умение и навыки в ловле и подбрасывании мяча у Вика Л.. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить Сюжетные игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком

( изменение формы).

Вечер: Ф., П., Р., С-К., Х-Э. Вечерний круг

«Грибы: съедобные – не — съедобные» — познакомить со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду, конструировать мухомор из пластилина и картона, воспитывать бережное отношение к дарам природы. Повторить правила поведения в лесу

Индивидуальная работа с детьми на закрепление состава числа 5 из двух меньших Д/и «Что здесь лишнее?» — развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, активизировать словарь по теме, развивать внимание. Самостоятельная

деятельность в

уголке ПДД.

Игры с клубочками.

Раскраски овощей,

фруктов.

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Четверг – 7.10. Утро: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Утренний круг

Утренняя гимнастика. Точечный массаж.

Тема «Колосок в гостях у ребят».

Рассматривание образцов зёрен и колосков различных зерновых культур, их сравнение.

Рассмотреть репродукцию картины И.Шишкина «Рожь».

Чтение Ю.Ждановской «Нива», беседа по содержанию.

Пальчиковая гимнастика «Каравай»

Подвижная игра «Мышеловка» (закрепить умение действовать по сигналу)

С Максим М. упражняться в счете колосков (закрепить порядковый счет) В уголке природы полить цветы, протереть пыль с листьев (прививать любовь и заботу к комнатным цветам) Подготовить колосья и зерна пшеницы, ржи, овса.

Аудиозапись песни Я.Френкеля «Русское поле»

Рекомендовать родителям провести экскурсии на хлебное поле (рожь, пшеница)
НОД Р., П.,

Х-Э., С-К.

1 Познавательная деятельность (ФЭМП – 1,3 нед.; КМД – 2,4 нед.)

Конструирование Тема: «Листья»(оригами)

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Учить детей с усилием проглаживать место сгиба

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14

2.9.35.-10.00

Музыкальная деятельность

(по плану муз. руководителя)

2 половина дня

3.15.50-16.15

Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: Осенний лес» о

тражать в рисунке осенние впечатление .Закреплять приёмы работы с кистью и красками.

Прогулка: Ф., П., Р.,

С-К., Х-Э.

Наблюдение за воробьем осенью (продолжать закрепление знаний о воробье, учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени, активизировать внимание и память)

Труд: покормить птиц, прилетевших к кормушке.

Подвижная игра «Перелет птиц» (учить выполнять действия по сигнал)

С Егором В, Сашей Р упражнение «Не сбей флажок» (учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их) Ситуативный разговор «Как помочь птицам зимой?» Дидактическая игра «Скажи по-другому» — закрепить синонемы, антонимы, омонимы.

Подвижная игра «Стоп!» — закрепить правила игры

Вечер: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Вечерний кругОздоровительная гимнастика после сна. Водно-воздушнее процедуры. Ходьба по массажным дорожкам.

Посев семян пшеницы. Беседа об условиях роста.

Сюжетно-ролевая игра «В булочной» (учить детей разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками)

Подвижная игра «Раз, два, три к колоску беги…» (развивать умение быстро действовать по сигналу, двигаясь в определенном указанным воспитателем направлении)

С Лизой В. повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) Ситуативный разговор о том, как вести себя в детском саду. Сюжетно ролевая игра «Магазин». Трафареты для рисования фруктов и овощей
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Пятница – 8.10. Утро: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Утренний круг

Утренняя гимнастика. Точечный массаж.

Тема «О тех, кто хлеб растит»

Рассказ воспитателя о людях, работающих в поле (закрепить названия профессий людей, выращивающих хлеб).

Рассмотреть репродукциию картины Г.Мясоедова «Жатва».

Дидактическая игра «Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист)

Пальчиковая гимнастика «Пекарь» — развитие мелкой моторики рук.

Подвижная игра «Кто быстрее перевезет зерно на элеватор» (развивать интерес к играм-соревнованиям, развивать ловкость и быстроту).

С Машей В. составление предложений по картине. Заучивание скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи» Подготовить иллюстрации с профессиям людей, работающих в поле Оформление для родителей папки-передвижки «Вот он — хлебушек душистый!»
НОД Р., П.,

Х-Э., С-К.

1.
Познавательная деятельность
«Ядовитые грибы и ягоды»

Задачи: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя; развивать умение наблюдать, диализировать; воспитывать умение правильно вести себя в природе.

9.35-10.00

Музыкальная деятельность

15.50-16.15

Кружок

Прогулка: Ф., П., Р.,

С-К., Х-Э.

Наблюдение за дождем (расширять представления о предметах и явлениях природы, развивать познавательные интересы, воспитывать внимание, наблюдательность). Отметить, что меняется в природе, когда идет дождь.

Загадки про дождь.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

С Ангелиной П, Сережей П, упражняться в подскоках, развивать координацию движений. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг, другу, как нужно обратиться с просьбой. Самостоятельная деятельность детей, игры по выбору.

Подвижные игры «Капуста», «Кот и мыши»

Вечер: Ф., П., Р., С-К., Х-Э Вечерний круг

Тема «От зернышка до каравая»

Чтение украинской сказки «Колосок». Беседа по содержанию сказки.

Лепка изделий из соленого теста по образцам (рисункам)- мотивация творческой деятельности-слепим изделия для с/р игры «Булочная»

Дидактическая игра «Будь внимателен» (назови продукты, которые делают из муки).

Подвижная игра «В землю зернышко попало» (развивать воображение, внимание, умение ориентироваться в пространстве, двигаться по сигналу)

С Ромой Т сравнить предметы по высоте. Разучить считалку «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки».

Конструктивные игры – «Построй, что хочешь»

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Игра «Подарки осени»

Чему научится ребенок: различать листья, шишки, орехи и желуди; использовать в речи слова «еще», «один».

Оснащение: поднос, 4 блюдца.

Ход игры:

поздним летом или ранней осенью, гуляя с ребенком, предложите ему собрать букет из листьев; собрать в корзинку шишки, желуди или орехи.

Принеся эти находки (по 3-4 штуки) домой, подготовьтесь к игре с ребенком: выложите все на поднос, аккуратно разложите на нем, подсушите.

Предложите ребенку разложить собранное по отдельным блюдцам, при этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». (Попросите ребенка повторять за вами: «Вот еще орех… Вот еще один орех…»)

Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь…» Помогите ребенку разложить шишки, листья.

Игра «Угощения»

Чему научится ребенок:

правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода.

Оснащение:

игрушки — заяц, медведь, белка; предметные картинки.

Ход игры:

скажите ребенку, что сегодня к нему в гости пришли зайка, мишка и белка. Предложите угостить их чем-нибудь вкусным — тем, что они любят.

Положите перед ребенком морковку, капусту, шишку, желудь, грушу, сливу. Спросите: «Что любит зайка? Что любит мишка? Что любит белка? Что дадим зайке? Что дадим мишке? Что дадим белке?» (Зайке — морковку, капусту. Мишке — грушу, сливу. Белке — шишку, желудь.)

Почему зайке не дали шишку? (Потому что он не ест шишки.)

Почему зайке дали морковку? (Потому что он любит морковку.)

Игра «Мы на даче»

Чему научится ребенок:

видеть разницу между травой — деревьями — кустами; узнавать их изображения; у дерева выделять ветки, листья; различать глаголы «срезает — выкапывает»; понимать несложные сюжеты; слушать рассказ взрослого.

Оснащение:

сюжетная картинка.

Ход
игры:
ранней осенью, гуляя с ребенком на даче (или в парке, сквере), начните беседовать с ним о том, что вы видите вокруг. Попросите, чтобы ребенок показал вам дерево, кусты, траву.

Если ребенок затрудняется это сделать, покажите ему сами; через некоторое время спросите еще раз, чтобы проверить, как он понял и запомнил показанное. Если ребенок

произнесет какое-нибудь слово, например, «ветка», спросите: «Где ветка?» Постоянно старайтесь поддерживать у ребенка желание разговаривать.

После ознакомительной прогулки рассмотрите вместе с ребенком картинку. На ней изображено примерно то, что ребенок видел, гуляя по даче. Спросите ребенка, кто нарисован на картине? (мальчик и девочка). Предложите ребенку придумать имена мальчику и девочке. (Старайтесь подбирать такие имена, чтобы онисостояли из двух одинаковых слогов, например Тата, Ляля, или из разных слогов, но с ударением на первом слоге, например: Нина, Ната, Толя и т. д.) Расскажите, что надето на мальчике (курточка, сапожки, брюки), на девочке (платок, курточка, юбка). Затем предложите ему это показать. Расскажите, что девочка срезает цветы; что мальчик выкапывает картофель.

Попросите ребенка показать на рисунке деревья, кусты, траву, цветы. Скажите ребенку: «Видишь, ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев, от ветра хлопают окна, качается белье на веревке».

Эмоционально произнесите: «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает. Падают листочки прямо нам под ножки». Спросите, как дует ветер («у-у-у»). Предложите провести карандашом линию от одного дерева до другого такого же; от одного куста до другого такого же.

Игра «Положи туда, куда скажу»

Чему научится ребенок:

различать предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).

Оснащение:

книга, коробка, предметы мебели (стол, стул, диван); любой предмет (желудь, листик, камешек).

Ход игры:

положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда, куда вы скажете: на книгу, на стол; на стул; в коробку, в книгу.

Дидактические игры для детей про ОСЕНЬ

10 октября 2017

Целью дидактических игр является процесс обучения детей каким-либо знаниям и навыкам.

За окном осень, значит самое время для дидактических игр для детей про это прекрасное время года.

Предлагаю вам несколько таких игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для игры нужен мячик.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет дерево.

Ребенок возвращает мяч, при этом образуя словосочетание, добавив к названию дерева прилагательное.

  • береза — береза золотая,
  • дуб — дуб могучий,
  • лиственница — лиственница рыжая,
  • ель — ель колючая…

Игра-занятие «Осень» для детей 3-го года жизни

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие. Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.) Вырезанные из клеенки лужи. Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом». Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом. Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов. Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски. Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны). Музыкальные детские инструменты. Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]