Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»
Автор: Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.
1. Игра «Цветные корзинки»
Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется «Цветные корзинки». Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
2. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
3. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру. Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
4. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже — далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру. Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).
5
. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
7. Игра «Матрёшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде. Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород Консультация для родителей «Рисуем дома». Младшая группа
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени
Ход игры
Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.)
. В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы.Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т. д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
2. Игра «Такие разные платочки»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Игровая задача. Украсить платочки для Андрюши и Сережи.
Игровые правила. Не перепутать подарки.
Ход игры
1-й вариант
Воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички.Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами»
2-й вариант
Воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами: «Укрась варежки кружками»
6. Дидактическая игра «Радужный хоровод»
Цель:
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности.
2. Упражнять в умени рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрёшек.
Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрёшками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
.
З. Картинка с изображением радуги
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах,например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых»
2. Дидактическая игра «Оденем кукол на прогулку»
Цель:
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчинённые предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто»
.
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зелёном, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны на фланельки или бархатной бумаги.
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные — более тёмных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игры
Воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником.Например: «У меня все предметы жёлтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-жёлтый, подсолнух — ярко-жёлтый, груша — темно-желтая»Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет — это слива, самый яркий — василёк, самый светлый — колокольчик»
5. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички»
Цель:
1. Закрепить знания детей об основных цветах спектра.
2.Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.
Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям пальто. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещёне полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём — шапочка и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.
Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и «надевает»
их на куклу, а потом рассказывает,как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей — они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более тёмные шапочки и сапожки, чем пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот (На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто)
.
3. Дидактическая игра «Уточним цвет предметов»
Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить
различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный -— розовый, розовый — сиреневый, синий – голубой и др.
2.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка.
3.Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений,близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и спины, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое — прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2.Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.
4. Дидактическая игра Цветное ЛОТО (настольная игра)
Цель:
Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
Игровой материал:
1. 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета,но разных оттенков: красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар.
2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.
Ход игры
Воспитатель ставит перед детьми на доске (мольберте)
конверт с
изображениями матрёшек и рассказывает: «Семь подружек-матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А вы, дети, пом- ните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек»
Дети по очереди вставляют в конверты по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобрали цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе «Первая матрешка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья.» и т. д. Подводя итоги, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.
7. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезанными из бумаги и наклеенными на картон)
. В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.
Ход игры
Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок)
. У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы (
«платочки»
,и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки,они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые
«платочки»
и дарят их приятелям
(в полоску—Андрюше, в клеточку —Сереже)
.
3. Игра «Колобок»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.
Игровая задача. Слепить друзей для колобка.
Игровые правила. Вылепить колобка и дорожку одного цвета.