В каком возрасте ребёнок готов понимать время
Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.
Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы
Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).
Обычно это объясняют дошкольникам в детском саду. Однако не все дети посещают дошкольное учреждение или делают это нерегулярно.
Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).
Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.
Как объяснить ребенку, что такое время
Если спросить взрослого человека: «Что такое время?», он может ответить, что это некий параметр, или определенный промежуток между событиями, или выскажет еще какое-нибудь философское размышление.
А вы не задумывались, как ответит на этот вопрос ребенок? Что для него понятие «время»? Проведите простейший эксперимент и спросите своих детей. Ответы могут оказаться очень интересными.
Чтобы постепенно дать представление малышу о времени, необходимо сформировать понятия:
- время суток;
- время года;
- единицы измерения времени;
- течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
Эти понятия дают дошкольнику родители и педагоги детского сада. Для этого они могут использовать следующие приемы: беседы, рассказы, игры, стихи, загадки. До того как объяснить ребенку время на часах, важно его подготовить к восприятию времени в более широком смысле.
Времена года
В 3 года дошкольник начинает ассоциировать погоду с временем года. Сначала это первичные и ярко выраженные признаки: летом – жарко, зимой – холодно.
С взрослением объем информации постепенно увеличивается, и к 7 годам ребенок знает количество и порядок времен года, количество месяцев в году, порядок месяцев, классификацию месяцев по сезонам.
Всю эту информацию дети получают, наблюдая за погодой, рассматривая иллюстрации, заучивая стихотворения, слушая загадки. Для лучшей фиксации памятью каждый месяц связывается с явлением природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Например: Мама объясняет малышу: «Зима наступила. Смотри, на улице снег. Наденем шубу, шапку и сапоги. Холодно. Дети лепят снеговика. Скоро Новый год, мы будем наряжать елку, и дед Мороз принесет подарки».
Особое внимание уделяется календарю. С его помощью ребенок сможет наглядно понять длительные промежутки времени: день, неделя, месяц, год.
Четыре времени суток
Простые понятия «день – ночь» дети начинают усваивать в возрасте до 3-х лет. Позже они начинают понимать значения «утро – вечер». Для формирования этих понятий рекомендуется использовать картинки с действиями животных или людей в разное время суток, дидактические игры («Когда это бывает?»), загадки, потешки.
Например, отгадать загадку: «Дети вышли на прогулку, наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, птички весело поют. (День)
Примечание: Чтобы у ребенка правильно формировались понятия о времени суток, перед дневным сном не следует автоматически произносить «Спокойной ночи», нужно пожелать «Спокойного сна».
Часовые интервалы
В возрасте 5 – 7 лет можно научить детей понимать время по часам. Как определить точный возрастной момент?
Если дошкольник стал сам проявлять интерес к часам, просит объяснить, что показывают часики, где находятся стрелки, когда начинается любимый мультфильм, во сколько вернется с работы папа, то ваш ребенок готов усвоить сложную информацию о часовых интервалах.
А чтобы данная информация способствовала восприятию времени, а не поверхностному пониманию «циферки» на часах, как раз и важна предварительная подготовка, описанная выше.
Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.
Запоминание и понимание чисел
Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста. Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60).
Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти
Можно объяснить, что нас интересуют числа, которые оканчиваются на 0 и на 5.
Знакомство с циферблатом и стрелками
Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.
Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки
Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.
Сделать часы для обучения можно и самостоятельно
Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).
Необходимо вскользь упомянуть и про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро, ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг.
Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.
Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой
Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на о и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять).
Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.
Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)
Переходим к минутам
Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на о (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.
После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).
Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут
После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.
Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах
Вначале может быть немного сложно, но многократные повторения сделают своё дело. Кроме того, чтобы проще было считать большие промежутки, можно вначале разделять их на две части: 30 минут и 10 минут — получается 40 минут.
Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д. Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат.
Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти
Также стоит заметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, то часто говорят «сейчас 30 минут» и т. д.
Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах
Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.
Здесь есть один нюанс. Малыш должен усвоить, что когда движется минутная стрелка, то и часовая чуть-чуть сдвигается. Например, если время 5 часов 30 минут, то часовая стрелка будет не на о, о посередине между «5» и «6» (Ведь уже не ровно 5 часов, а прошло определённое время).
Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая
Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время
И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).
Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:
- Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.
Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры
- Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).
Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»
Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время довольно условное. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребёнок просто должен понять, что когда мы говорим, например, 19 часов, то это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и т. д. Įtempiamos lubos Visoje Lietuvoje Gera kaina Vilnius Jonava Montavimas А потренироваться в этом он как раз-таки может на указанном тренажёре.
Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»
Ознакомление детей с часами
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Задачи и содержание по ознакомлению старших дошкольников с часами……….…4
Этапы работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с часами……..…7
Методика ознакомления детей с часами………………………………………………10
Практическое задание: Составление математической сказки по ознакомлению детей с часами как прибором измерения времени……………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………..……14
Введение.
Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
— изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
— изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста.
1. Задачи и содержание по ознакомлению старших дошкольников с часами.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
Поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений, встает проблема ознакомления детей со временем – неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
Диагностика развития временных представлений у старших дошкольников должна включать задания на определение знания ребенком названий частей суток; знания ребенком названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знания ребенком названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения ребенка определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умения определять время по цикличности природных явлений.
Из этого следует, что в соответствии с задачами диагностики её структура будет состоять из пяти блоков заданий: исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека; выявление знания ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра; определение знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года; выявление умения определять время с использованием календаря и механических часов. Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, можно конкретно определить через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Формирование математических понятий через объективные явления.
Основными задачами по выработке временных представлений являются:
— формирование первичной практической ориентировки во времени;
— формирование чувства времени;
— ознакомление с отдельными «временными» эталонами;
— формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).
На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.
Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» — это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:
1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.
2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).
3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.
4. Свойства времени.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал.
- Этапы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с часами.
Процесс формирования временных представлений у дошкольников на занятии начинается с ознакомления с частями суток. Целесообразно начать такое занятие с загадывания загадки, использования художественного слова и сюрпризного момента. Далее воспитатель раскрывает детям смысл понятия «утро» с помощью художественного слова или театрализации и предлагает выбрать цвет для обозначения этого понятия. Затем задает вопрос: «Ребята, как вы узнаете, что сейчас утро?» Дети предлагают свои ориентиры. Педагог предлагает систематизировать знание, создав модель «Утро». Для создания модели в центр фланелеграфа помещается круг цвета обозначающего утро (например, желтый), а вокруг него символы, обозначающие человека, солнце, механические часы и тень.
На доске располагается математическое табло, в каждом кармашке которого карточки-символы, обозначающие разные виды человеческой деятельности, положения солнца, стрелок часов, тени (с этими обозначениями целесообразно познакомить до занятия). Воспитатель предлагает детям отобрать те карточки, которые подходят к понятию утро. Каждый выбор обсуждается. Затем дети самостоятельно выводят формулу утра, выбирая наиболее характерные признаки (рисунок 2). И отвечают на вопрос: «Что такое утро?
Так же выводятся понятия «день», «вечер», «ночь».
2. Следующий этап – закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств и методов обучения.
На этом этапе можно провести игру «Когда это бывает», использовать загадки, инсценировки, рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, выбирается ребенок, он вытягивает фант с цветом какой либо части суток (например дня), но не показывает его остальным. С помощью мимики и жестов он изображает один или несколько признаков дня, а остальные должны отгадать, какую деятельность он изображает и к какой части суток эта деятельность относится. Или детям предлагается репродукция картины (например, картина А.И. Куинджи «Днепр утром») и нужно дать ей название, определив какая из частей суток на ней изображена. Угадавший ребенок объясняет по каким признакам он установил, что это утро (розоватое небо, туман, тишина, сырая трава и т.д.). Так же проводится работа и с отрывками из художественных и музыкальных произведений. Воспитатель зачитывает отрывок и предлагает ответить, утром, днем, вечером или ночью произошло описанное событие. Если просушивалась мелодия, событие устанавливается путем анализа выразительных средств музыкального произведения.
3. Следующий этап – детям можно о значении той или иной части суток для человека и природы. Ночью человек и природы отдыхают, набираются сил, а некоторые животные наоборот просыпаются и выходят на охоту (например, крабы) для того, чтобы их не заметили и т.д.
4. Цель заключительного этапа занятия показать временную последовательность и перейти к новому понятию «сутки». Детям предлагается выложить цветные кружочки в той последовательности, в которой сменяются утро, день, вечер, ночь. Затем воспитатель говорит о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, с которыми дети познакомятся на следующем занятии.
Всего необходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями суток, с днями недели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».
В процесс знакомства детей с временем можно добавить занятия по формированию представлений о времени и его измерении. Их особенностью является то, что через весь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в страну Времени, где живут в волшебном замке четыре принцессы Утро, День, Вечер и Ночь. Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен, символизирующих двенадцать месяцев года. Каждая башня выстроена в четыре этажа (недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башни отличаются только маковками: у трех башен они белого цвета (зимние месяцы), у трех – зеленого (весенние месяцы), у следующей троицы – красного (летние месяцы) и у последних – желтого (осенние месяцы). Таким образом, в ходе занятий дети сначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогать строить им замок: делают кирпичи и выкладывают их в определенной последовательности (изучают понятие сутки и дни недели), выстраивают этажи (получают представления о том, что четыре недели составляют месяц), отстраивают сначала башни с белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными, красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье.
Все занятия проводятся в течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтому важно продолжать знакомить детей с временной последовательностью и её измерением в повседневной жизни.
Кроме вышеперечисленных занятий необходимо познакомить детей с часами, развивать чувство времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которые включаются в третью часть традиционных занятий по математическому развитию.
Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать и компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветовым знаком обозначить опознанное время. Правильность действия ребенка может быть оценена на экране дисплея в идее различной реакции изображенного символа: например, забавного человечка, радующегося или опечаленного.
- Методика ознакомления детей с часами.
Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.
Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии.
В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».
Объясняем суть времени
К трем годам дети, как правило, знают, что такое утро, день, вечер, и чем они отличаются. Чтобы научить этому, можно использовать наглядные пособия: карточки, картинки, кубики, книги. Рассказывайте малышу, когда встает солнце, когда заходит, что мы делаем в определенный период суток. Например, утром мы просыпаемся, умываемся, чистим зубки, завтракаем. В обед кушаем суп, ложимся на дневной сон.
Вечером темнеет, вся семья ужинает, потом малыш купается, слушает сказку, укладывается спать. Как известно, новую информацию дети лучше воспринимают в процессе игры. Пускай любимые игрушки (куклы, мишки, зайчики) будут просыпаться, завтракать, гулять, ложиться спать. При этом проговаривайте, какое время суток у игрушек, объясняйте, почему именно сейчас они должны отправиться в кроватки или просыпаться.
Интересно: Предупреждаем правильно о наказании. Полезные методы и советы психологов
Мастерим часы своими руками
Научить малыша определять время по часам помогут часы, сделанные своими руками. Как смастерить часы:
- Вырезаем круг из картона;
- Расчерчиваем его на четыре равные части;
- Четвертинки делим на три части;
- Пишем цифры на циферблате от 1 до 12;
- Вырезаем стрелки из картона;
- Прикрепляем стрелки с помощью кнопки, маленького гвоздика или болтика.
Еще проще сделать макет часов, используя одноразовые тарелки из бумаги или пластика.
Очень хорошо если помощником будет ваш ребенок. Для него это дополнительная мотивация узнать новое.