Учим геометрические фигуры с малышами от 1 года | Скачать картинки


Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?

  1. Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.
  2. Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
  3. На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.

Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах:

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами.

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

Начинайте изучение с плоских изображений, постепенно показывая ребенку разницу между плоскостью и объемом, уча сопоставлять объемное геометрическое тело с его плоскостным изображением.

Называем геометрические фигуры всегда и везде

Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.

Развивающее занятие «Эти чудесные фигуры»план-конспект занятия

Развивающее занятие для детей дошкольного возраста

«Эти чудесные фигуры».

(подготовила педагог – психолог СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района» Шабайкина А.С.)

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

  • Продолжать учить детей называть форму фигур (круг, квадрат, овал, ромб, треугольник, прямоугольник);
  • Сформировать умение соотносить фигуру с определенным цветом;
  • Создать условия для развития воображения, мышления, мелкой моторики рук;
  • Научить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
  • Закрепить сформированность пространственно – временных представлений;

Материалы:

  1. набор цветных геометрических фигур (круг, квадрат, ромб, треугольник, овал, прямоугольник) на 1 больше, чем количество участников;
  2. картинки с изображением предметов: шкаф, мяч, окно, огурец, воздушный змей и т.д. (для игры «На какую фигуру похоже…»;
  3. Набор геометрических фигур разных размеров и цветов по количеству участников (для игры «Строитель»);

Ход занятия.

I. Вводная часть.

— Здравствуйте, ребята! Очень рада вновь видеть вас? А вы рады нашей встрече? (дети отвечают). Кто мне напомнит какой сегодня день недели? ..А число?.. А какая сейчас часть суток утро или вечер?… А за окном время года у нас сейчас какое?.. Молодцы! А как вы определи, что за окном ….? Давайте по очереди назовем признаки … (дети отвечают). Здорово! Молодцы!

II. Основная часть.

Игра «Загадки»

Ребята, сегодня нас ожидает очень интересное, необычное занятие. К нам придут необычные гости, а вот придет, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня …Круг Встал квадрат на уголок – Ткнулся носом в потолок. Вверх он рос еще дней пять. Как теперь его назвать?Ромб
Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня…Квадрат Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? — …Треугольник
Обведи кирпич мелкомНа асфальте целиком,И получится фигура –Ты, конечно, с ней знаком.Прямоугольник Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность — Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал)

А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник — На столе у бабы Шуры Чертит всякие…Фигуры

Молодцы! Здорово! Кто мне скажет, кто к нам сегодня пришел в гости? …. Правильно! Это геометрические фигуры. (По мере того, как разгадываются загадки, педагог выставляет фигуры на доску для наглядности).

Ребята, обратите внимание, что у каждой фигуры свой цвет, давайте повторим цвета. Кто мне скажет, какого цвета у нас квадрат?… А круг?.. Треугольник?… Овал?… Ромб?…. А прямоугольник? Отлично!

Игра «Покажи фигуру»

Сейчас каждый из вас получить набор фигур, все они разные по форме и цвету. Рассмотрите их внимательно, разложите перед собой. Задание будем выполнять на скорость, я вам буду называть фигуру, а вы должны будете ее отыскать и быстренько поднять вверх. Готовы? Начали! ….

Отлично! А сейчас я буду называть цвет и если у вас есть какая – либо фигура данного цвета, то вы быстренько ее понимаете вверх. Готовы? Начали!… Отлично! Молодцы. Вы великолепно справились с заданием!

— А сейчас будьте внимательны. Я буду вам показывать предмет, а вы должны показать мне фигуру, а которую этот предмет похож и эту фигуру назвать. (Окно – квадрат, огурец – овал, апельсин — круг, колпак – треугольник, шкаф – прямоугольник и т.д.). Отлично! Молодцы!

— Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кто такой строитель? (дети отвечают). Да, это человек, который строит дома. Сейчас мы с вами будем строителями. Я каждому из вас дам набор геометрических фигур, и вам нужно будет из них создать какое – нибудь строение, может это будет необычный домик, может машина, а может ракета. Давайте и попробуем, я уверена у нас прекрасно получиться. (ребята занимаются конструированием). … Прекрасно!

III. Завершение.

— Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали?

Что вам понравилось? Что запомнилось больше всего?

Спасибо. Сегодня у нас в гостях были геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Мы вспомнили их названия, цвета, и даже побыли строителями. Вы все большие молодцы! До новых встреч!

Играем в геометрическое лото

При помощи лото можно изучать все, что угодно: цвета, геометрические фигуры, овощи, животных и т.д. А геометрическое лото к тому же довольно легко сделать самостоятельно: на листе бумаги или картона рисуем или распечатываем два одинаковых набора фигур, один из которых разрезаем на карточки. Все готово, можно играть. Наши шаблоны лото для изучения геометрических фигур можно .

Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.

Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), фигурки от сортера, рамки-вкладыша.

Ну и самый нехлопотный вариант — это приобрести готовое лото с геометрическими фигурами.

Учим геометрические фигуры с малышами в ДОУ

При изучении геометрических понятий параллельно дети получают также и другие знания и навыки:

  • они учатся логически мыслить;
  • получают возможность развивать знание русского языка;
  • улучшается восприятие пространства, способность ориентироваться в нем;
  • дети развивают мелкую моторику движений;
  • развиваются интеллектуальные качества: умение производить сравнение, делать анализ, обобщать.

Обратите внимание! При обучении в детском саду освоение геометрических понятий не выделяется в качестве отдельной темы, а происходит в сочетании с другими темами.

Дети учат геометрию

Учим цвета и фигуры для детей от 2 лет

Обучение геометрии нужно начинать с самых простых фигур, более сложные лучше оставить на последующие годы. Считается, что на подсознательном уровне воспринимать форму дети способны уже через полгода после рождения. В это время основной способ обучения — это упоминание во время рассказа. Показывая картинки, можно вскользь заметить о том, что изображенные на ней предметы имеют определенную форму.

При обучении нужно учитывать, что малыши способны пока научиться различать только простейшие: круг, квадрат и треугольник.

Обратите внимание! Изучение в год, два или три должно происходить легко и в развлекательной манере. Для освоения удобно использовать объемные фигурки. Изучая, например, круг, можно представить, что он пришел в гости к малышу. Пальчиком ребенка можно обвести круг по контуру. Можно сделать такую аппликацию, украсив глазками и носиком.

Подвижные игры для средних групп в детском саду

Ребенок может поиграть с этим предметом: сделать башню, положив один на другой, бросить в сторону или сложить в коробку.

Такой комплексный подход в проекте, посвященном изучению геометрических объектов, очень эффективен для малышей, но в младшем возрасте его можно считать основным способом, чтобы выучить фигуры.

В возрасте до двух лет можно использовать следующее:

  • способность детей сравнивать объекты;
  • применить детский обучающий набор, где для фигурки нужно подобрать подходящее по форме и размеру отверстие.

Двухлетний малыш способен выбрать подходящую форму из набора.

Когда учат фигуры для детей 3 лет, они уже могут показать ту, которая была названа воспитателем.

Учим фигуры для детей 3 лет

Обучая детей геометрическим фигурам, важно закрепить знакомство с тем материалом, который был усвоен ими ранее. Нужно продолжить изучение и перейти к тем, которые более сложные для понимания — это овал, ромб и прямоугольник.

Обучая малышей, можно показывать детям образцы фигурок, буквы алфавита и сопоставлять их с другими предметами по форме и размеру.

Важно! На прогулке детям рассказывают о предметах, которые они видят с упоминанием их формы и простейших геометрических свойств.

Важную роль, когда учат геометрические фигуры с малышами, играют занятия творческого характера, когда малыши рисуют или лепят образцы, складывают их из заданного набора составных частей.

По карточкам с изображением сложных предметов малыша просят рассказать о составных частях в виде определенных фигур.

Плакат для обучения детей

Геометрические фигуры в старшей группе

В это время на уроках переходят к рассмотрению новых, более трудных для понимания фигур, повторяя те, которые они должны были знать ранее.

На занятиях в пять лет детям предлагают рассматривать и рассказывать об их общих и различных свойствах. Например, задают вопросы о том, где у открытых фигур есть уголки, а в каких случаях их нет.

Детей стараются научить анализировать сложные формы реальных предметов, находить в них элементы, имеющие форму простых фигур. Они узнают о более сложных фигурах, например, конусе.

Геометрические фигуры в подготовительной группе

В этом возрасте дети уже освоили основы понимания форм предметов. На этом этапе важно развивать знания, сделать их более систематическими. В этом возрасте у малышей создается база для школьного обучения.

Обратите внимание! Детям в подготовительной группе, знакомя с многоугольниками, рассказывают об их сторонах и углах, учат по описанию находить нужную фигуру.

Вот пример обучающей игры, которая может быть включена в конспект занятия и использована для обучения. Детям дают набор фигур. Играющий выкладывает одну из них. Другой должен положить рядом такую, которая отличается только по одному признаку. Например, если один предлагает большой синий квадрат, то другой может выложить маленький синий квадрат, большой желтый квадрат или большой синий круг.

Воспитатель рассказывает детям о фигурках

Играем с сортером

Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон, Лабиринт, My-shop) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.

Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.

Сортируем геометрические фигуры

Процесс сортировки предметов стал интересовать мою дочь в возрасте 1 года 4 месяцев. Мы сортировали предметы по цветам, по размеру и, конечно же, по форме. Думаю, эта игра очень нравилась Таисии, потому что мы часто привлекали в нее ее игрушечных друзей. Стоило, например, куклу Машу позвать в игру, она тут же сообщала, что любит играть только с треугольниками, а мишка говорил, что ему нравятся только прямоугольники. Вот и приходилось нам тщательно отбирать фигуры, чтобы никого не обидеть:)

Рисуем

Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».

Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).

Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам (еще вариант), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша, это было не менее интересно, хотя и потруднее.

Методика знакомства дошкольников с геометрическими фигурами.статья по математике

Методика знакомства дошкольников с

геометрическими фигурами.

Для того, чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме.

С раннего детства малыша окружает множество предметов. Одни из них имеют одинаковую форму, другие — разную. В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности. До трех лет дети связывают признак формы с конкретным предметом. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.

До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры. В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами в соответствии с их формой. Надо предлагать малышам разнообразные игры и упражнения: «Прокати шарик», «Построй башенку», «Покажи такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Каждую фигуру — в свой домик». Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой. Во всех этих играх ребенок исследует геометрические фигуры осязательно-двигательным путем, строит из фигур башенки или катает их, накладывает одну фигуру на другую, ставит рядом, сравнивает. Тем самым малыш постепенно узнает характерные признаки геометрических фигур.

Детей начинает интересовать, как называется та или иная фигура. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «яйцо»), так и общепринятые геометрические термины («овалоид»). Причем, привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым.

Детям совсем не обязательно повторять геометрические термины за взрослыми. Когда малыши играют с предметами, геометрическими фигурами, исследуют их, слышат их названия, то они постепенно накапливают необходимый опыт и с 3—4 лет уже способны различать геометрические фигуры по характерным признакам и названию.

В дошкольном возрасте важно ввести сначала в пассивный, а затем в активный словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, овалоид, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная).

В ходе сравнения фигур между собой в возрасте 3—5 лет дети способны выделять такие характерные признаки фигур, как: катится — не катится, есть препятствия — нет, можно построить башенку — нельзя, разное количество углов и т. д.

В таком возрасте ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а только сравнивает. Дети еще не способны обобщить фигуры по форме. Этому мешают такие признаки фигур, как цвет, величина, расположение в пространстве, отличия в пропорциях сторон и осей. До 5 лет им тяжело различать похожие по форме плоские и объемные фигуры, хотя они могут сделать это по образцу, к примеру, если показать ребенку овалоид и спросить: «что это?», то, скорее всего, он ответит, что «это — овал». Но если положить рядом овал и овалоид и, показывая еще одну модель овалоида, попросить малыша дать такую же фигуру, то он сделает правильный выбор.

Надо отметить, что познание характерных свойств геометрических фигур проходит в течение нескольких этапов. Сначала детям предлагается сравнивать данную фигуру с контрастной по форме фигурой такой же объемности, например, призму с шаром (или цилиндром). При таком сравнении выясняется: есть у фигуры препятствия (углы) или нет, катится она или нет, можно построить башенку или нет. Затем целесообразно сравнивать данную фигуру с известной детям близкой по форме фигурой такой же объемности, например, четырехугольную призму общего вида с кубом.

На этом этапе можно показать детям с помощью условной мерки, что все стороны (ребра) у куба имеют одинаковую длину, а у призмы общего вида соседние (выходящие из одной вершины) ребра имеют разную длину. На следующем этапе сравниваются еще более близкие по форме фигуры, например, четырехугольная и треугольная призмы. Для этого надо сравнивать по форме основания фигуры (четырехугольник — треугольник), количество углов (восемь — шесть). Можно показать, что из четырехугольных призм можно всегда построить башенку, а из треугольных — только в том случае, когда они стоят на основании, а если треугольная призма лежит на боку, то ее можно использовать, как крышу для домика.

В 5—6 лет дети способны уже отличать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Поэтому на данном этапе предлагается сравнивать между собой близкие по форме фигуры разной объемности. Так, куб сравнивается с квадратом. Для этого предлагается спрятать между прямыми ладонями (или ладонью и поверхностью стола) сначала плоскую, а затем объемную фигуру. Выясняется, что плоская фигура прячется в ладошки, а объемная — не прячется. С этой целью можно предлагать группировать фигуры в ходе игры «Почта»: плоские фигуры — «конверты» — проходят в прорезь почтового ящика, а объемные фигуры — «посылки» — не проходят.

Другим методом сравнения плоских и объемных фигур является подсчет уголков. Так, у четырехугольной призмы имеется 8 углов, а у четырехугольника — 4. Кроме этого, важно обратить внимание детей на то, что плоские и объемные фигуры используются в разных видах конструктивной и изобразительной деятельности. Причем в процессе аппликации и рисования объемные предметы изображаются при помощи соответствующих плоских фигур. Так, например, крыша домика, имеющая форму треугольной призмы, на рисунке изображается в виде треугольника.

В 5—7 лет дети способны воспринимать геометрические фигуры, как эталоны, пользуясь которыми люди определяют форму предметов. На этом этапе они способны абстрагировать признак формы от самих предметов. Это помогает им осознать связь между характерными свойствами той или иной фигуры и ее названием. Для того, чтобы научить обобщать предметы по форме, необходимо дать детям несколько моделей одной и той же геометрической фигуры разного цвета, размера, с разными пропорциями частей, по-разному расположенных в пространстве. Малышам предлагается обследовать эти фигуры, найти, чем отличаются, что общего и, наконец, назвать данную группу фигур одним словом. Затем детям даются следующие упражнения:

сказать, что общего у всех предложенных предметов (дети должны понять, что, независимо от самых различных признаков, предметы имеют одну и ту же форму);

найти предметы, имеющие названную форму.

В такого типа упражнениях, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не использовали названия плоских фигур для обозначения формы объемных предметов. Допустимы два варианта обозначения в речи формы объемных фигур:

с помощью названий объемных фигур (например, «шкаф имеет форму призмы»);

с помощью двойных названий формы (например, «шкаф имеет объемную прямоугольную форму»).

В рассматриваемом примере нельзя говорить так: «Шкаф имеет форму прямоугольника», так как шкаф — это объемный предмет, а прямоугольник — плоская

Источник: https://vscolu.ru

Клеим

Использовать геометрические фигуры в занятиях по аппликации можно хоть с самого первого занятия. Когда малыш только знакомится с клеем (на мой взгляд, знакомство хорошо проходит в возрасте от 1 года 2-3 месяцев), ему больше интересен сам процесс приклеивания, нежели создание какой-то композиции. Поэтому не стоит в первых аппликациях с малышом создавать сложные картины, начните просто с хаотичного приклеивания бумажек на листочек, а еще лучше с хаотичного приклеивания геометрических фигур! Пока малыш увлечено мажет фигурку клеем (с вашей помощью) и прикладывает ее на листочек, вы говорите ему, как она называется. При такой игре все названия очень хорошо укладываются у малыша в голове, можно сказать, прочно «приклеиваются»

Когда у крохи уже будет получаться приклеивать элементы аппликации на заданные места (примерно с 1,5 лет), можно попробовать создать простую композицию.

Вы также можете в своих занятиях использовать различные готовые пособия, например:

  • Школа семи гномов 1+. Форма, цвет (Ozon, My-shop)
  • Развивающие наклейки для малышей. Форма (Ozon, My-shop)
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия (Ozon, My-shop)

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов.

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов.

Подготовительная к школе группа.

Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.

Одна из задач подготовительной к школе группы — познакомить детей с многоугольнйкбмТего признаками: вершины, стороны, углы.

Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

Детям показывают модель круга и новую фигуру — пятиугольник (рис. 37). Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные Для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.

Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

Упражнения детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят в опознавании их по цвету, размерам в разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырем клеткам, а у другого — на две клетки больше.

После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).

Согласно программе в подготовительной группе следует продолжать учить детей преобразованию фигур. Эта работа способствует, с одной стороны, познанию фигур и их признаков, а с другой стороны, развивает конструктивное и геометрическое мышление. Приемы этой работы многообразны. Одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части, другие — на создание новых фигур при их объединении.

Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы — и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части (рис. 39), и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника). Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.

Итак, аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так, ребята узнают, что одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении; понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.; в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.

Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду

При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный — короткий), так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; разной ширины — широкие — узкие, шире — уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность -действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Исходным в работе с малышами является обследование — специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. <

Положительный эффект дает применение таких приемов следования, как показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.

Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, ру-. ка движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

Для упражнения детей в сравнении предметов по величине • можно давать такие, например, задания:

— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т. п.

Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми .

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям, Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную — много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие — узкие, высокие — низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная — короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару»1.

В средней группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).

Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10—12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д.

Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

Находим сходные по форме предметы

Для малышей чуть постарше (от 1 года 6–9 месяцев) очень полезно проводить аналогии между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Во время чтения и игр, на прогулке обращайте внимание малыша на то, что тарелка – это круг, окно – прямоугольник, а песочница – квадрат и т.д. Таким образом, вы будете способствовать развитию пространственного и ассоциативного мышления ребенка.

Также можно выполнять задания на отыскание на картинке предметов, которые соответствуют заданной фигуре, например «Найди все круглые предметы». Несколько заданий можно .

Вот еще одна интересная игра на распознавание форм – «Найди похожую фигуру» (Лабиринт, My-shop). Несмотря на то, что возраст на ней указан 3-5 лет, она будет интересна ребенку 2-х лет и даже чуть раньше.

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Учим формы по карточкам Домана

На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по карточкам Домана, ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки «Геометрические фигуры» можно , а купить ЗДЕСЬ.

О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать здесь.

Как изготовить карточки Домана самостоятельно:

Распечатайте карточки на плотной бумаге или картоне по 2, 4 или 6 штук на 1 листе. Для проведения занятий по методике Домана карточки готовы, Вы их можете показывать малышу и называть название картинки.

Успехов и новых открытий Вашему малышу!

Развивающее видео для детей (малышей и дошкольников) выполненное по методике Домана «Вундеркинд с пеленок» — развивающие карточки, развивающие картинки на различные темы из части 1, части 2 методики Домана, которое можно смотреть бесплатно здесь или на нашем Канале Раннее развитие детей на youtube

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки геометрические фигуры по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки геометрические фигуры по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки геометрические фигуры по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки геометрические фигуры по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]