Конспект НОД в подготовительной группе по математике. Геометрические фигуры
Конспект НОД «Занимательное путешествие в страну Математики» в подготовительной группе.
Автор: Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» Описание: занятие построено с учетом ФГОС с использованием игровой технологии и активных методов обучения. Цель: Обобщение полученных знаний. Программное содержание: Обучающие задачи: — формировать навыки вычислительной деятельности; — упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10; — упражнять в установлении равенства между числами; — закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры. Развивающие задачи: — создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; — развивать воображение, смекалку, зрительную память; — способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: — воспитывать интерес к математическим знаниям; — воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно. Демонстрационный материал: шар воздушный, письмо, буквы, название станций, геометрические фигуры. Раздаточный материал: карточки с числами, листки бумаги в клеточку, ручки. Методические приёмы: — игровой (сюрпризный момент); — словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи); — наглядный (демонстрационный материал); — анализ занятия, поощрение. Ход НОД: В группу влетает шар с письмом. Шар замечают дети и собираются вокруг него.Воспитатель: Ребята, откуда взялся этот шар? Кто мог сделать нам такой сюрприз? (В ходе обсуждения выясняем, его принес почтальон). -Давайте посмотрим, что это за письмо, может, мы узнаем из него что-то интересное. (Разворачиваю письмо) -Написала его Фея из страны «Математики».
Ребята, а кто умеет у нас читать? (Прошу ребенка, который умеет читать, прочитать письмо). «Дорогие ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Математики, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет складывать, вычитать, сравнивать, решать весёлые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из этих букв выложите слово. Задания эти для сообразительных и находчивых детей! Фея из страны Математики». Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в путешествие? Не боитесь трудностей? Вы любите путешествовать? А как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). — Я тоже люблю путешествовать! А поедем мы на поезде.
А что нужно купить для поездки на поезде? (билеты) — Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места. Вы заметили, что билеты необычные. Как же узнать, какое у вас место? (билеты — это карточки с написанными примерами на сложение и вычитание, а на стульях карточки с ответами). — Конечно. Нужно решить пример. (Дети решают примеры и находят свои места. Дети, которые затрудняются, им помогают другие дети). – Ребята, посмотрите друг у друга, правильно ли вы заняли места? Но перед тем как наш поезд отправится в путешествие, давайте вспомним: — сколько дней в недели? — назовите их; — какой сегодня день недели? — какой он по счету? — вчера какой был день недели? — завтра какой, будет день недели? — Молодцы! Поехали! Звучит песня «Мы едем, едем, едим в далёкие края»
— Внимание! Внимание! Остановка! Ребята, давайте прочитаем название станции? (дети читают)
«Разминка» Игра: «Вопрос – ответ». Вопросы: — порядковый счёт до 10; — обратный счёт от 10; — счёт через 1 до 10; — счёт от 4 до 9, от 7 до 2, от 9 до 3; — назовите соседей чисел 5, 3, 6, 8; — назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6; — назовите последующее число чисел 3, 5, 7. — Вы справились с заданием, получаете букву. Какая эта буква? (ответы детей). — Правильно буква М. Продолжаем наше путешествие! Занимайте свои места! Поехали! Звучит песня «Мы едем, едем, едим в далёкие края»
— Приехали! Давайте, прочитаем название станции. (Дети читают).
«Счетная». Заполните пропуски, вставляя пропущенный знак или цифру. 3+5 8, 8 1=7, 2 2=4, 7 2=5, 10-3 7, 4+4 8, 6 4 10, 4 3 1. Вы отлично справились и с этим заданием! Получайте букву! Какая эта буква? (ответы детей). – Правильно, буква О. Продолжаем наше путешествие! Занимайте свои места! Поехали! Звучит песня.
— Приехали! Какая же эта станция? (Дети читают).
«Геометрическая». Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?» Вы хорошо справились и с этим заданием! Вот вам буква! (Дети называют букву) — Правильно, буква Л. А путешествие наше продолжается! Занимайте свои места! Поехали! Звучит песня, дети подпевают.
— Приехали! Какая же эта станция? (Дети читают).
«Шутки – загадки». Задание «Логические задачки». Будьте внимательны и вы обязательно справитесь с ними. 1. Сколько ушей у трех мышей? (6) 2. Сколько лап у двух медвежат?(8) 3. Что легче 1 кг ваты или 1 кг мёда? (вес одинаковый) 4. Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут). — Вы хорошо потрудились, вот вам буква. (Дети называют букву). Буква О. Теперь можно и отдохнуть. Физкультминутка. Поработали, ребятки, А теперь все на зарядку! Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. — Занимайте свои места в поезде! Поехали! Звучит песня.
— Приехали! Какая же эта станция? (Дети читают).
«Угадай-ка». Сравните числа и поставьте соответствующий знак равенства или неравенства. 2 5, 4 4, 3 1, 7 7, 9 10, 5 5, 8 6. Разложить по парам карточки с цифрами, чтобы в сумме каждой пары получилось число 10. 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1. — За выполненное задание получаете букву. Какая эта буква? (Д) Занимайте свои места в поезде! Поехали дальше! Звучит песня.
— Приехали! Какая же эта станция? (Дети читают).
«Графическая». Здесь мы с вами выполним математический диктант. От точки вправо 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 4 клеточки, Вправо 3 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 5 клеточек, Влево 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вниз 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вверх 4 клеточки, Влево 2 клеточки, Вверх 2 клеточки. — Что у нас с вами получилось? (Собака) . За выполненное задание получаете букву. Какая эта буква? (Ц) Занимайте свои места в поезде! Поехали дальше! Звучит песня.
— Приехали! Какая же эта станция? (Дети читают).
«Конечная». Разгадайте ребус: 4 3 2 5 1 Т Р А А П Отгадав правильно слово ПАРТА, дети получают букву Ы. — Ребята, вы справились со всеми заданиями! За каждое задание вы получили буквы. Давайте прочитаем, что за слово у нас получилось. — Ну, а нам пора возвращаться. Занимайте свои места в поезде. Звучит песня, дети подпевают.
Воспитатель: Ребята, вот мы и с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Сложные были задания? Хотели бы вы еще отправиться в страну Математики? (ответы детей) А за хорошие знания Фея страны Математики оставила вам подарок, медали. Вручение медалей. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 20 Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей подготовительной к шко Конспекты НОД по ФЭМП в детском саду. Подготовительная группа Занятие по математике в детском саду. Подготовительная группа
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Линейка, циферблат часов
Цель занятия
Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.
Материалы
Для воспитателя: мяч.
Для детей: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.).
Ход занятия
Сидя за столом
Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Педагог предлагает детям назвать их и дает задания.
Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?
Отложите зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько их?
Отложите четырехугольники. Назовите их по-другому. Скажите, сколько здесь разных четырехугольников?
Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой они формы?
Отложите желтые маленькие фигуры. Какой они формы? Поиграем
Игры можно провести как в помещении, так и на участке.
«Считай дальше»
Дети образуют круг. В центре круга стоит педагог. Он бро-
сает кому-либо из детей мяч и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, называет последующие 2—3 числа и возвращает мяч педагогу. Теперь воспитатель бросает мяч другому ребенку и игра продолжается.
Вариантом игры может быть игра «До и после». Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Считай до пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти: один, два, три, четыре.
Если воспитатель скажет: «После пяти», —дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь… Игра проходит в быстром темпе.
«Наоборот»
Игра проходит в кругу. Воспитатель стоит в центре круга, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Педагог говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад». (Направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, внутри — снаружи и т.д.)
Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний —нижний, правый — левый, глубокий — мелкий, дешевый — дорогой и т.д.
Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово.
На прогулке
Обратите внимание детей на изменения, которые происходят осенью в природе. Уточните, какое сейчас время года, месяц. Спросите, каким по счету месяцем является сентябрь (девятым), предложите детям назвать все месяцы.
Напомните пословицы про осень.
tt В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
te Холоден сентябрь, да сыт.
tit В сентябре лето кончается, осень начинается.
Советы воспитателю
Не забывайте каждое утро вместе с детьми отрывать листок календаря за прошедшие сутки. Уточняйте у детей, какой день недели был вчера, какой сегодня. Предлагайте детям назвать сегодняшнее число, месяц. Вспомните летние месяцы.
В начале учебного года необходимо в течение двух недель провести с каждым ребенком индивидуальное собеседование. Цель собеседования — выявить знания, умения и навыки детей по математике. Результаты собеседования занесите в таблицу. Содержание собеседования и методика проведения даны в конце книги.
Расскажите родителям о том, что в течение последующих двух недель с детьми будут проводиться беседы, которые выявят их математические представления и умение ими оперировать.
Математические игры с геометрическими фигурами для детей 5-7 лет
Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Краткое описание: Данную игру можно использовать в работе с детьми 5-7 лет. Для игры нужно взять квадрат, изготовив его из картона, пластика или других материалов, и разрезать его по линиям на разные фигуры. Всего получится 11 фигур: два квадрата, четыре треугольника, один большой четырехугольник и четыре маленьких четырехугольника. При составлении фигур-силуэтов используются все части, которые присоединяются одна к другой, но не накладываются друг на друга. Возможно применение данной игры с детьми 3-4 лет, при использовании образцов уже составленных фигур-силуэтов. Цель: формирование умений создавать фигуры-силуэты из многоугольников Задачи: — закреплять знания детей о геометрических фигурах; — развивать познавательный интерес, самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, способность к творческому поиску, умение находить новые способы решения поставленной задачи. Предлагаю шаблон квадрата, который, по желанию вы можете увеличить или уменьшить. Не обязательно он должен быть такого же размера, как у меня (поэтому размеры самого квадрата я не указываю).
Предварительно с детьми можно рассмотрев квадрат, выяснить, из каких фигур ин состоит, загадав загадки: На эту фигуру ты посмотри: У нее углов всего лишь три. Ты назвать ее, наверное, готов По количеству углов.(треугольник)
Имею я три стороны, Имею три угла. Меня ты быстро назовешь, Об этом знаю я. Ведь знает каждый школьник, Меня — я…
(треугольник)
Я фигура – хоть куда, Очень ровная бываю всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…
(квадрат)
Не треугольник и не круг, И овалу я не друг. Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня …
(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею, Но только квадратом назваться не смею, И всё же, похож на квадрат, между прочим, Две длинные стороны, две — покороче.
(четырехугольник)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат…
(четырехугольник)
Примеры составления фигур:
Корова
Жираф
Конверт
Собачка
Башня
Игру я составила, используя шаблон DragAndDrop. Данный макрос создан программистом Хансом Хофманом (Германия).
Работа с шаблоном DragAndDrop. 1. Откройте программу. 2. Нажмите Показ слайдов
, выберите
С начала
или
С текущего слайда
. 3. В появившемся окне
Оповещение системы безопасности
выберите
Включить это содержимое
, затем нажмите
ОК
. 4. Выполняя работу по созданию фигур-силуэтов на слайде, нужно кликнуть по любой фигуре левой кнопкой мыши
один раз, переместить ее в нужное место, и снова сделать щелчок левой кнопкой мыши. Точно так же перемещаем все фигуры. Если ребенок затрудняется с выполнением задания самостоятельно, то он может воспользоваться подсказкой. При нажатии на слово подсказка в верхнем левом углу слайжа появляется картинка с изображением. При нажатии на какую-либо фигуру картинка-подсказка закрывается. Подсказкой можно воспользоваться неограниченное количество раз.
Для создания следующего силуэта нужно перейти на следующий слайд. Выполнив задание, можно сохранить работу, но лучше нажать «не сохранять». Игры можно использовать учителям начальной школы на внеклассных мероприятиях по математике с учащимися 1,2 классов, а также воспитателям детских садов во время проведений занятий с дошкольниками. Данной разработкой могут воспользоваться родители для организации досуга своих детей.
Презентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами
Рекомендуем посмотреть:
Математические игры с палочками Кюизенера для детей 6-7 лет Математическая сказка — игра для детей подготовительной группы ДОУ Дидактические игры по математике для детей 4-6 лет Математическая игра в детском саду для дошкольников с трудностями в обучении
Похожие статьи:
Упражнения со счетными палочками для дошкольников
Математические задачи шутки для дошкольников
Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами
Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет
Игры с геометрическими фигурами для детей 4-6 лет
Учим геометрические фигуры с малышами в ДОУ
При изучении геометрических понятий параллельно дети получают также и другие знания и навыки:
- они учатся логически мыслить;
- получают возможность развивать знание русского языка;
- улучшается восприятие пространства, способность ориентироваться в нем;
- дети развивают мелкую моторику движений;
- развиваются интеллектуальные качества: умение производить сравнение, делать анализ, обобщать.
Обратите внимание! При обучении в детском саду освоение геометрических понятий не выделяется в качестве отдельной темы, а происходит в сочетании с другими темами.
Дети учат геометрию
Учим цвета и фигуры для детей от 2 лет
Обучение геометрии нужно начинать с самых простых фигур, более сложные лучше оставить на последующие годы. Считается, что на подсознательном уровне воспринимать форму дети способны уже через полгода после рождения. В это время основной способ обучения — это упоминание во время рассказа. Показывая картинки, можно вскользь заметить о том, что изображенные на ней предметы имеют определенную форму.
При обучении нужно учитывать, что малыши способны пока научиться различать только простейшие: круг, квадрат и треугольник.
Обратите внимание! Изучение в год, два или три должно происходить легко и в развлекательной манере. Для освоения удобно использовать объемные фигурки. Изучая, например, круг, можно представить, что он пришел в гости к малышу. Пальчиком ребенка можно обвести круг по контуру. Можно сделать такую аппликацию, украсив глазками и носиком.
Календарный план в подготовительной группе на каждый день по ФГОС
Ребенок может поиграть с этим предметом: сделать башню, положив один на другой, бросить в сторону или сложить в коробку.
Такой комплексный подход в проекте, посвященном изучению геометрических объектов, очень эффективен для малышей, но в младшем возрасте его можно считать основным способом, чтобы выучить фигуры.
В возрасте до двух лет можно использовать следующее:
- способность детей сравнивать объекты;
- применить детский обучающий набор, где для фигурки нужно подобрать подходящее по форме и размеру отверстие.
Двухлетний малыш способен выбрать подходящую форму из набора.
Когда учат фигуры для детей 3 лет, они уже могут показать ту, которая была названа воспитателем.
Учим фигуры для детей 3 лет
Обучая детей геометрическим фигурам, важно закрепить знакомство с тем материалом, который был усвоен ими ранее. Нужно продолжить изучение и перейти к тем, которые более сложные для понимания — это овал, ромб и прямоугольник.
Обучая малышей, можно показывать детям образцы фигурок, буквы алфавита и сопоставлять их с другими предметами по форме и размеру.
Важно! На прогулке детям рассказывают о предметах, которые они видят с упоминанием их формы и простейших геометрических свойств.
Важную роль, когда учат геометрические фигуры с малышами, играют занятия творческого характера, когда малыши рисуют или лепят образцы, складывают их из заданного набора составных частей.
По карточкам с изображением сложных предметов малыша просят рассказать о составных частях в виде определенных фигур.
Плакат для обучения детей
Геометрические фигуры в старшей группе
В это время на уроках переходят к рассмотрению новых, более трудных для понимания фигур, повторяя те, которые они должны были знать ранее.
На занятиях в пять лет детям предлагают рассматривать и рассказывать об их общих и различных свойствах. Например, задают вопросы о том, где у открытых фигур есть уголки, а в каких случаях их нет.
Детей стараются научить анализировать сложные формы реальных предметов, находить в них элементы, имеющие форму простых фигур. Они узнают о более сложных фигурах, например, конусе.
Геометрические фигуры в подготовительной группе
В этом возрасте дети уже освоили основы понимания форм предметов. На этом этапе важно развивать знания, сделать их более систематическими. В этом возрасте у малышей создается база для школьного обучения.
Обратите внимание! Детям в подготовительной группе, знакомя с многоугольниками, рассказывают об их сторонах и углах, учат по описанию находить нужную фигуру.
Вот пример обучающей игры, которая может быть включена в конспект занятия и использована для обучения. Детям дают набор фигур. Играющий выкладывает одну из них. Другой должен положить рядом такую, которая отличается только по одному признаку. Например, если один предлагает большой синий квадрат, то другой может выложить маленький синий квадрат, большой желтый квадрат или большой синий круг.
Воспитатель рассказывает детям о фигурках