Конспект НОД по рисованию «В селе построены разные дома» (дети 5–7 лет)
Любовь Петрик
Конспект НОД по рисованию «В селе построены разные дома» (дети 5–7 лет)
Тема недели: «Моя деревня»
Тема НОД: «В селе построены разные дома»
.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
5-6 лет: Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, более низких и узких, одноэтажных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками.
6-7 лет: Учить детей передавать в рисунке картинку вечернего села,цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе.
Форма организации: фронтальная, подгруппа.
Предварительная работа: Экскурсии по улицам села, рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида,беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»
, чтение пословиц и поговорок, стихотворений о родине,
конструктивные игры.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие (музыка)
»,
«Речевое развитие»
, Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»
,
«Познавательное развитие»
.
Приёмы: Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, показ и рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово.
словесные: напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей,поощрение, анализ занятия;
наглядные: рассматривание, просмотр;
игровые: дидактическая игра, использование сюрпризных моментов, выполнение игровых действий.
практический: самостоятельная деятельность детей.
Демонстрационный материал: иллюстрации дома, поделки из коробок «Дом»
.
Раздаточный материал: для детей 5-6 лет альбомные листы, цветные восковые мелки или цветные карандаши; для детей 6-7 лет бумага тёмного цвета, краски акварель, кисти.
Ход НОД:
1.Создание проблемной ситуации:
Дети проходят в комнату.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас важная новость. К нам в детский сад пришло видео письмо. Давайте прочитаем его.
Дети садятся. Просмотр презентации «Письмо от Незнайки»
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Незнайка. Я очень люблю путешествовать. Сегодня я пролетал на воздушном шаре и увидел вашу малую Родину. Я не имел возможности приземлиться, но увидел, что дома в вашем селе отличаются от построек в Цветочном городе. Мне так хочется познакомится с сельскими домами. Можете ли вы мне помочь? Я уверен, что вы что-нибудь придумаете. Заранее благодарен. Незнайка.»
Воспитатель: Ребята, от кого письмо? (Ответы детей)
-О чём просит Незнайка? (Ответы детей)
-Как мы можем познакомить Незнайку с сельскими домами? (Нарисовать дома и отправить Незнайке)
.
Воспитатель: Вы уже знаете, что у каждого человека есть Родина. Ребята, что для вас означает малая «Родина»
?
(Ответы детей)
Воспитатель: Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим свой дом, нам очень хорошо среди друзей.
(«Везде хорошо, а дома лучше»
,
«Всякому мила своя сторона»
,
«Нет в мире краше- Родины нашей»
)
Воспитатель: У каждого из нас есть свой дом, который мы любим, в котором живут самые родные и самые любимые нам люди. А какой ваш дом мы узнаем в игре с мячом.
Игра с мячом на паласе.
Физминутка: «Мяч скорее ты поймай, и какой твой дом называй»
(варианты ответов: большой, красивый, уютный, светлый, любимый и т. д.)
Воспитатель: Смотрите, ребята, сколько красивых слов о доме мы придумали!
Рассматривание макета дом.
— Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные. Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича)
Воспитатель детям 6-7 лет: -Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными.А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Дом одноэтажный состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей)
-Назовите многоэтажные дома в нашем селе. (Детский сад, здание общежития)
Воспитатель: А теперь настало время нарисовать рисунки для Незнайки, он ведь ждёт вашей помощи. Прежде чем начать рисовать, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «ДОМ»
.
Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс».)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)
Воспитатель:Ребята прошу каждого выбрать место для работы: мольберт за столом.
Дети рассаживаются за столы, встают у мольбертов.
Воспитатель детям 5-6 лет: (самостоятельная деятельность)
— Расскажите, что у вас на столах? (альбомные листы восковые мелки и цветные карандаши)
. Что вы буде
рисовать? (Ответы детей)
— Можете приступать к рисованию.
-Ребята, давайте вспомним как рисоватьвосковыми мелками и карандашами:
-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.
-При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
-Закрашивать рисунок желательно без просветов.
-При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно поярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим
Приёмы и техники, которые применяются в рамках темы «Сказочные домики»
Сказочный сюжет погружает ребёнка в удивительный таинственный мир фантазии и народной мудрости, судьбы персонажей полюбившихся сказок надолго остаются в памяти. Вместе с главным героем дети спасают принцессу, отправляются на поиск чудесных предметов, преодолевают коварные препятствия на пути к заветной цели. Путешествуя по сказочной стране, можно побывать в замке доброй феи или на поляне заколдованного леса перед избушкой Бабы-Яги, спастись от волка в надёжном домике трёх поросят. Причудливые сказочные домики становятся визитными карточками каждой истории, полноценными героями, без которых изображение сказочного эпизода становится пустым и безжизненным, утрачивает обаяние волшебства.
Классические техники:
- Рисование простым и цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки)
- Рисование кистью с использованием гуаши — особенностью этого материала является его непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом. Благодаря этой способности гуашь очень востребованный материал для оформления декоративных деталей.
- Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей продолжают обучать грамотному набору краски на кисть и смешиванию для получения нужного цветового оттенка.
Детские работы в классических техниках (фото)
Рисунок цветными карандашами
Рисунок акварельными красками
Рисунок цветными карандашами
Рисунок восковыми мелками
Рисунок акварельными красками Рисунок акварельными красками
Рисунок акварельными красками
Рисунок в комбинированной технике (восковые мелки и гуашь) Рисунок акварельными красками Рисунок гуашью
Рисунок гуашью
Рисунок цветными карандашами
Рисунок акварельными красками
Рисунок восковыми мелками Рисунок акварельными красками
Рисунок в комбинированной технике (фломастеры и цветные карандаши)
Рисунок цветными карандашами
Нетрадиционные техники
- Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно придумывают варианты использования рисования пальчиками в комбинации с классическими техниками.
- Оттиск ладошки — старшие дошкольники наносят краску на ладошку кистью и делают оттиск самостоятельно, затем дорисовывают контуры и детали предмета.
- Рисование каменной солью, крупами способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем или присыпанием смазанного клеем контура предмета.
- Проступающий рисунок — контуры предмета прорисовываются восковыми мелками или свечой на чистом листе бумаге, затем наносится верхний слой акварельными красками одного или нескольких цветов.
- Штампирование — изображение предметов с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные бруски, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
- Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
- Ниткография — создание изображения из целых и мелко нарезанных нитей с помощью клея.
- Монотипия — зеркальный перенос изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
Детские картинки в нетрадиционных техниках (фотогалерея)
Рисунок ватными палочками Рисование крупой
Рисунок в технике ниткографии
Рисунок с элементами аппликации
Рисунок в ладошковой технике Проступающий рисунок
Рисование манкой
Рисование свечой
Рисунок по мокрому
Рисунок в технике монотипии
работы в технике граттаж
Приёмы рисования в старшей группе
Старшие дошкольники усиленно работают над совершенствованием приёмов рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка укрепляет мышцы кисти руки, развивает мелкую моторику и глазомер, следовательно, помогает подготовить ребят к письму.
- Линия — может быть разной конфигурации (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.) и помогает изобразить контур, передавая очертания формы объекта, его размер и пропорциональное соотношение частей.
- Штриховка — наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих — это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки: Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем дорабатываются дополнительной контурной прорисовкой силуэта предмета.
- Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Регулировка силы нажима позволит добиться плавной смены разнообразных цветовых оттенков.
- Диагональная — наиболее востребована для зарисовки силуэта предмета или фона.
- Горизонтальная — довольно трудный, с точки зрения технического исполнения, приём, поскольку требует от ребёнка постоянной смены положения руки в процессе рисования.
- Формообразующая — сложный и трудоёмкий вариант прорисовки формы предмета, например, солнца, цветка или облака.