Коллекционирование в детском саду. Из опыта работы
Коллекционирование — форма организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Автор: Валисевич Татьяна Ивановна, воспитатель в детском садуМесто работы: Детский сад № 206 ОАО «РЖД»Назначение: Данная информация будет интересна воспитателям, родителям.Программное содержание Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. Задачи: Развивать эмоционально – познавательное отношение к окружающему миру. Закреплять умение детей наблюдать, сравнивать. Развивать творческий потенциал воспитанников. Пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования. Описание: Данная информация позволяет понять, насколько значима коллекция для ребёнка. Сейчас много пишут и говорят о предметно-развивающей среде детей, как дома, так и в детском саду. Мы решили немного расширить эту тему у себя в группе, попросив детей и их родителей, поделиться своими коллекциями на время. Сколько нового и интересного можно увидеть, играя с ней в коллективе. Когда ребёнок собирает какую-либо коллекцию у себя дома и играет с ней только он, это один способ познания предметно-развивающей среды. Но если он принесёт свою коллекцию в коллектив, он увидит и услышит много интересного как о ней, так и о своих лучших качествах, так как мало кто из взрослых решится доверить своё «сокровище», не говоря уже о детях. Невозможно передать словами то, как дети увлечены игрой, даже сам хозяин коллекции открывает для себя что-то новое. Моим детям 3-4 года и чтоб занять их на 20 мин чем-то интересным, это ещё надо постараться. А вот с коллекциями, такого не возникает, дети по 20-30 мин играют, не отходя от неё. Естественно, я сама занята вместе с ними. Особенной популярностью ползуются коллекции киндерсюрпризов. Три ребёнка приносили такие коллекции, и у всех находилось что-то новое, необычное. Если б можно было вставить видео, то все могли бы увидеть и услышать, какой диалог при этом ведут дети, как они обыгрывают, придумывают, дают имена игрушкам и ещё много интересного. А так хочу поделиться с вами фотографиями, сделанные мной во время игр с коллекциями.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей напр Коллекционирование в детском саду Оптимизация познавательно-речевого развития дошкольников через коллекционирование
Похожие статьи:
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Как написать характеристику на ребёнка в детском саду
Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций. У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор: (Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине). Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне». Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»). У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми. «Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное», «Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой». В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются. Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада: «В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная». На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам», «Чудо – вазы» (при активном участии родителей). Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых), «Коллекция значков» (семья Корсаковых). Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. С уважением, Ирина Евгеньевна.
Следующая > |
«Наша коллекция» НОД с детьми старшей группы
Автор — составитель:
Поливьянова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад № 42 города Тюмени
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Наша коллекция»
ЦЕЛЬ: Развивать коммуникативные качества детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ: Формировать умение обследовать предметы по размеру, цвету, на ощупь. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования. Расширять представление о свойствах камня. Дать представление детям о том, как люди используют камни в своей жизни; познакомить с природными полудрагоценными камнями.
МАТЕРИАЛ: камни разной формы, цвета, на ощупь. Подносы с кусочками пластилина; с кусочками сахара; палочки; по 2 стакана прозрачных; вода; шкатулка с украшениями,
недорисованные картины разного сюжета.
Деятельность с детьми:
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром вспомнила о нашей находке, что же мы обнаружили на прогулочном участке?
Дети: Мы нашли необычный камень.
Воспитатель: Что же мы решили делать дальше? Высказывания и версии детей: Собирать коллекцию камней, принести в группу, сделать поделку, раскрасить.
Воспитатель: Вы такие молодцы, столько камней принесли, я даже не ожидала. Давайте вспомним, где вы обнаружили свои находки? Высказывания и версии детей: по дороге в детский сад, на даче, привезли с моря.
Воспитатель: Вы сами нашли или вам кто-то помогал? Высказывания и версии детей: мы искали всей семьей, мне помогала сестра, я сам заметил. Многие люди проходят мимо и ничего не видят вокруг себя, а вы такие молодцы, значит, что можно о вас сказать, какие вы? Высказывания детей: наблюдательные, любознательные… Хотите посмотреть, какую коллекцию камней вы собрали?
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. (Дети подходят к столу, на нем разложены разные камни по происхождению, по цвету, форме, по фактуре).
Воспитатель: Сколько много камней, что можно о них сказать? Какие камушки по размеру, по цвету, на ощупь? На что они похожи?
Высказывания и версии детей: они разные по цвету ,большие и маленькие ,гладкие и шероховатые.… А теперь давайте сделаем вывод: камни бывают большие и маленькие; гладкие, шероховатые; темные, светлые.
Воспитатель: Для следующего опыта возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладошки и разожмите, что произошло с пластилином? А с камнем? Какой вывод можно сделать?
Высказывания детей: пластилин изменил форму, а камень остался прежним, потому что камень твердый, а пластилин мягкий.
Высказывания детей: Исследователи, как вы думаете, если камень положить в воду что с ним произойдет? Нам нужны доказательства, что для этого нужно сделать? Проведем опыт: опустите в стакан с водой камень. Действительно камень утонул. Как вы думаете, почему? Вывод какой?
Высказывания детей: камень тяжелый, поэтому тонет.
Воспитатель: Вы хотите узнать, растворяется в воде камень или нет? Предлагаю провести опыт: перед вами два стакана с водой; в один стакан мы опустим кусочек сахара, а в другой камень, перемешаем и смотрим результат. Что произошло? Какой вывод? Высказывания детей: сахар растворился, а камень нет, потому что он очень твердый.
Воспитатель: А скажите мне, юные исследователи камни могут звучать? Проверим? Положите камень на стол и послушайте, что вы слышите? А если мы ударим камень о камень, слышны звуки? Вывод какой? Высказывания детей: Камни могут звучать, когда они двигаются.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о камне? Ярослав, что интересного, что ты расскажешь Татьяне Викторовне своим друзьям, какими впечатлениями поделишься?
Если камни такие прочные, твердые, где люди их используют? Высказывания и версии детей: в строительстве зданий, мостов, памятников. А еще, ребята, люди делают из камней украшения. Эти камни называются драгоценными и полудрагоценными (Показ из шкатулки украшения с полудрагоценными камнями, дети трогают, рассматривают). А мы с вами как можем использовать камушки? (поиграть, разрисовать). Например, игра «Угадай, в какой руке?»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть несколько картин, но в каждой картине чего-то не хватает. Как мы можем исправить ситуацию? Высказывания и версии детей: дорисовать красками, карандашами, выложить сюжет камнями разного цвета и величины.
Интересная идея, мы используем камни для создания необычных картин.
Продуктивная деятельность детей. Дети делятся на команды, выбирают на выбор картину и коллективно завершают, украшая композицию камнями.
Воспитатель: Молодцы, все очень красиво получилось у всех команд, я предлагаю продолжить собирать нашу коллекцию, выбирать для этого особенно интересные камни.
Список литературы:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса 2015г. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
- Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
- Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
- Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
- А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
Интернет-ресурсы:
https://открытыйурок.рф/статьи/602705/
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-my-yunye-isledovateli-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-nod-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-klub-yunyh-isledovatelei.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-yelementami-yeksperimentirovanija-my-isledovateli.html
«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004357
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться