Формы работы спортивного детско-родительского клуба «Здоровая семья» в детском саду.


Центр двигательной активности в детском саду по ФГОС

Организация центра двигательной активности в группах детского сада.

Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.
Младший дошкольный возраст Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении. Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др. В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря: — доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см); — гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см); — доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см); — две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см); — два куба (ребро 25-30 см); — ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см); — лесенка-стремянка (высота 1,5 м); — мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера; — один-два надувных мяча (диаметр 40 см); — игрушки-каталки (по два комплекта разных видов); — бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см); — оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.); — крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх); — шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм); — погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей; — четыре гимнастические палки (длина 75-80 см); — гимнастический шест (длина 1,8-2 м). Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы». Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого. Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам. Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию. Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру. Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий. Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями. Средний дошкольный возраст По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности. Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю. При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки. Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью: — кегли (один-два набора); — игра «Дартс» (с шариками на липучках); — ракетки с мячиками на липучках; — напольные и подвесные кольцебросы; — игра «Городки» (из пластмассы); — поролоновые и матерчатые мячи; — две-три скакалки, шнур; — султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора); — два-три мешочка весом 200 г; — два-три обруча; — бубен, музыкальный молоточек; — оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.). Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений. Старший и подготовительный дошкольный возраст Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование. В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности. Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.). Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр. В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др. В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды). Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке. Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений. Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем. Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка: — игра «Городки» (из пластмассы); — ракетки и мячи для пинг-понга (два набора); — кегли (один-два набора); — малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи; — игра «Дартс» (с шариками на липучках); — кольцеброс; — один-два резиновых эспандера; — два диска «Здоровье»; — беговая мини-дорожка; — ролик-трекол; — две-три скакалки и резинки; — султанчики, ленточки, косички; — бубен; — два-три обруча; — настольные спортивные игры; — тренажёры (ножные, ручные); — массажёры (ножные, ручные). Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Повышение самостоятельной двигательной активности детей рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Список литературы 1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981. 2. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999. 3. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10. 4. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999. 5. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. 6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М., 2000. 7. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. — М.: Академия, 2000. 8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. 9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с. 10. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. — №9. — С.39-42. 11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. – 272 с. 12. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. 13. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. 14. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976. 15. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996

Рекомендуем посмотреть:

Программа для детского сада по физической культуре ДОУ, Младшая — средняя группа Рабочая программа по физической культуре в ДОУ с учетом ФГОС. Старшая — подготовительная группа Организация двигательной активности детей на прогулке в ДОУ Самостоятельная двигательная активность в детском саду

Похожие статьи:

Роль фольклора в физическом воспитании дошкольников

Утренняя гимнастика во второй младшей группе в игровой форме

Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе

Опыт работы «Спортивный клуб в дошкольном учреждении»

Надежда Сухова

Опыт работы «Спортивный клуб в дошкольном учреждении»

Аннотация. Данный материал направлен на описание работы в дошкольном учреждении клуба по интересам физкультурно-спортивной направленности «Спортивный«, который способствует повышению двигательной активности, гармоничному физическому развитию дошкольников от 3-х до 7-ми лет.

Всем известно, что через движения ребёнок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Формирование здорового, крепкого, жизнерадостного, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения являются важными для всестороннего развития дошкольника. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

В детском саду функционирует спортивный клуб физкультурно – спортивной направленности.

Цель клуба: создание условий для физической подготовленности и двигательной активности дошкольников.

Задачи клуба :

— формирование устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера;

— развитие инициативы, самостоятельности, творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

— удовлетворение естественной потребности детей в движении в различных формах физкультурно-спортивной деятельности;

— развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

— развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту, к здоровому образу жизни.

В детском саду организована среда, в которой осуществляется деятельность спортивного клуба. Большой физкультурный зал оснащен современным физкультурно-спортивным оборудованием для физического развития и подготовленности детей.

Для профилактики осанки, плоскостопия и развития общей моторики используются корригирующие дорожки, массажные коврики, плоскостные следы с ладошками, балансиры.

Для занятий детским фитнесом – фитболы, степ платформы, диски здоровья, гимнастические ролики. А, для развития основных видов движений (прыжки, метание, лазание)

— имеются деревянные кубы, батуты, скакалки, мешочки с грузом, набивные мячи, мишени для метания, кольцеброс, мячи разных размеров, комплект мягких модулей, гимнастическая лесенка, скалодром, гимнастические маты, гимнастический комплекс.

Для обучения дошкольников элементам спортивных игр (футбол, баскетбол, теннис)

в детском саду имеются футбольные мячи и мини ворота, теннисный стол, ракетки и шарики, баскетбольные стойки и мячи. Кроме того, в
спортивном зале есть детские тренажёры, которые удовлетворяют потребности детей в движении, воздействуя на отдельные группы мышц,такие как: «Твистер», «Степпер», «Гребля»
,
«Наездник»
, беговая дорожка, велотренажёр, тренажёр
«Бегущая по волнам»
, силовой тренажёр, а также установлен развивающий интерактивный пол с набором стандартных развивающих игр.

Весь инвентарь находится в доступности для детей и способствует эффективной организации педагогического процесса спортивного клуба, создает благоприятные условия для радостной содержательной деятельности в коллективных (спортивных и подвижных)

играх и развлечениях.

Приходя в клуб, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются физические качества, двигательные умения и навыки.

Семейный оздоровительный клуб в подготовительной группе детского сада. План работы

СЕМЕЙНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КЛУБ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» в ДОУ
автор: Радыгина Наталия Валерьевна, воспитатель МАДОУ — детский сад №5 «Родничок», г. Чайковский, Пермский край Описание материала: предлагаю вашему вниманию план семейного клуба по пропаганде здорового образа жизни
Положение о семейном оздоровительном клубе «Здоровая семья»
Срок деятельности клуба:
1 год
Состав клуба:
дети подготовительной группы руководитель по физическому воспитанию воспитатели родители, (законные представители воспитанников)
Права и обязанности сторон
Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе. ДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Организация работы клуба:
Работа Клуба организуется с учетом возраста детей. Заседания клуба проводятся не реже одного раза в месяц и по мере необходимости. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
Цель:
Пропаганда здорового образа жизни. Создать непрерывную систему оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Задачи:
1. Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы. 2. Расширить знания родителей о физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. 3. Активно включить родителей в процесс физического воспитания детей.
Ожидаемые результаты: Повысилась ответственность родителей за здоровье детей: организация физического уголка дома, совместные спортивные мероприятия. Овладели навыками самооздоровления: закаливание в домашних условиях, проведение гимнастики дома, покупка спортивного инвентаря. Повысилась активность родителей в организации семейного досуга, направленного на оздоровление и сохранение здоровья детей: семейные выходы на природу на лыжах, катание на коньках, купание в водоемах в летний период времени. Снижение заболеваемости детей. педагоги выступили на итоговом пед. совете с опытом работы.
План работы семейного оздоровительного клуба “Здоровая семья”
Октябрь:
1. Анкетирование «Физическое воспитание в семье». Задача: проанализировать для дальнейшей работы как проводятся в семье оздоровительные мероприятия. Изучить запрос родителей. 2. Обогащение развивающей среды. Задача: Приобщить родителей к созданию развивающей среды
Ноябрь:
1. Проведение зарядки родителем. Задача: Создать эмоциональный комфорт, гармоничные отношения между детьми и взрослыми. 2. Посещение урока физкультуры в школе 3. Задача: Взаимодействовать со школой.
Декабрь:
1. Проведение зарядки родителем Задача: Создать эмоциональный комфорт, гармоничные отношения между детьми и взрослыми. 2. Обмен опыта на родительской встрече. 3. Семейный выход на каток. Задача: Внедрить в практику родителей семейные занятия спортом.
Январь:
1. Семейное катание на сноутюбингах на Снежинке. Задача: Совместный досуг детей и родителей по укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Февраль:
1. Проведение зарядки родителем. Задача: Продолжить создавать гармоничные отношения в семье. 2. Физкультурный досуг «Вместе с папой я герой» Задача: Приобщить к сотрудничеству пап по формированию здорового образа жизни у детей.
Март:
1. Встреча с интересными людьми «Спортсмены нашего города» (просмотр передач о спорте, встреча с главным редактором спортивной газеты «БДГ» Еремеевой) Задача: Воспитывать гордость за свой город, познакомить детей с современными спортсменами нашего города.
Апрель:
1. Проведение зарядки родителем. Задача: Ввести зарядку в традиции семьи. 2. Физкультурный досуг «Подвижные игры, в которые играли наши родители в детстве» Задача: Создать условия для взаимодействия семей.
Май:
1. Организация зарядок для малышей детьми подготовительной группы. Задача: Взаимодействие с малышами. Развитие организаторских и спортивных способностей детей.

Рекомендуем посмотреть:

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Работа с родителями в дополнительном образовании детей Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Доброе слово Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за водой»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за снегом и льдом»

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Май

Былины для детей дошкольного возраста

Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]