Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Тема 2. Семейное воспитание |
Тема 3. Семейное обучение |
Тема 4. Семейные отношения |
Тема 5 — 8 |
Тема 10-15 |
тема 16-20 |
Тема 21-25 |
Тема 26-32 |
Все страницы |
Страница 1 из 10
Пояснительная записка Семейные клубы создаются по месту жительства на базе средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, домов культуры или библиотек. Для участия в работе клубов приглашаются родители с детьми разного возраста – как дошкольного, так и школьного. Заседания клуба проходят, как правило, раз в неделю, в один из выходных дней где-то с 14 до 17 часов. Во время собраний дети участвуют вместе с родителями в разных интересных формах совместной активности: разыгрывают спектакли, устраивают концерты, подвижные игры, проводят разнообразные соревнования и конкурсы, читают вслух книги, смотрят «мультики» с последующим обсуждением, устраивают чаепития по поводу дней рождения и т.д.
Дети, участвуя в работе клуба, учатся играть и обращаться друг с другом и со взрослыми в свободной, не стесненной школьной дисциплиной обстановке. У них развиваются жизнерадостность, остроумие, стремление к самостоятельности и творчеству, расширяется их кругозор, формируется правильное и оптимистическое мировоззрение, воспитываются умения и навыки хорошего тона и дружелюбного, благожелательного поведения. Помощь в оформлении помещения для заседаний семейного клуба оказывается либо из бюджетных средств учреждений культуры, либо за счет привлечения средств из программ местного дополнительного образования при наличии соответствующего согласования между министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. В отдельных случаях при необходимости «сбрасываются» и сами родители, чтобы успешно провести то или иное мероприятие. На заседания клуба могут быть приглашены на контрактной основе , а то и «за бесплатно» (редко, кто отказывает даже из «великих мира сего») опытные специалисты – психологи, педагоги семейного воспитания. В семейном клубе воспитываются не только дети, но и сами родители приобретают умения и навыки жизни в гражданском обществе, становятся активными гражданами, способными принять на себя ответственность не только за свой дом и свою семью, но и за детей из других семей, за развитие общественно-полезной обучающей и воспитательной среды для всех местных детишек, в том числе и из малообеспеченных и неблагополучных семей. Городские семейные клубы впервые в мире были организованы в России, начиная с 1906 года, в Москве, Петербурге, Гродно и Вильно. В Москве клубом руководила известная меценат Морозова. В клубе работали более двадцати секций и кружков, библиотека, устраивались выставки и концерты, дополнительные классы. Работа клуба во многом преобразовала культурную жизнь столицы и повлияла на возникновение многих других инициатив (читайте о колонии «Бодрая жизнь» Шацких в Обнинске, колонии Макаренко, начинаниях Сухомлинского и др.). В советское время семейные клубы были возобновлены в 1968 году в научном центре биологических исследований АН СССР в Пущине, затем в Москве, Ленинграде и многих других городах. Всего на территории СССР в течение многих лет успешно работали без единой копейки помощи со стороны государства около 400 семейных клубов с 1,5 миллиона участников, что отражено в многочисленных публикациях, фильмах и телепередачах. В начале 90-х многие семейные клубы распались, так как не выдержали всеобщей коммерциализации. Однако в настоящее время снова сложились благоприятные условия для их работы. Кроме того, сегодня они, вне всякого сомнения, будут востребованы, поскольку эта организационная форма работы с детьми и родителями себя зарекомендовала самым лучшим образом. Если вы зайдете в Интернет и поищите информацию на слова «семейный+клуб», вы получите около 1700 ссылок только на русском языке. Про иностранные языки и говорить не приходится: семейные клубы настолько органично вплелись в повседневную жизнь во всех развитых странах, что их уже трудно отделить от всех остальных форм и проявлений гражданского общества. Например, местная греческая православная церковь в городе Корпус Кристи в штате Техас, США – есть самый что ни на есть семейный клуб со всеми формами образовательной и воспитательной работы с детьми и родителями, со справлением всех – в том числе и не религиозных — праздников и с художественной самодеятельностью. С концертами классической, народной и джазовой музыки. Впрочем, то же самое произошло и со всеми остальными церквями. А голф-клуб? А клуб стрельбы из лука? А местная драмстудия, которых в США десятки тысяч? – На самом деле, все это – семейные клубы, где взрослые и дети интересно и разнообразно проводят время, отдыхают и воспитывают друг друга в созданной ими же самими искусственной, но в то же время и в самой естественной среде. Да, это основной тренд современного общественного развития в передовых странах: семьи объединяются в «клубки» семей (в семейные клубы). Из их объединения в разных видах синхронизированной активности происходит, во многом, гражданское общество. Семейный клуб – самая эффективная и наименее финансоемкая форма обучения и воспитания подрастающего поколения и обеспечения счастливой семейной жизни десятков и сотен миллионов людей в мире. А ведь все это семейно-клубное движение началось и развилось в России. форма обучения и воспитания подрастающего поколения и обеспечения счастливой семейной жизни десятков и сотен миллионов людей в мире. А ведь все это семейно-клубное движение началось и развилось в России. Почему мы, русские, так легко забываем о всем нашем хорошем и помним только все самое ужасное? У нас в России теперь эта форма, — на сто процентов общественная и только на ноль процентов государственная — практически совсем не известна только лишь потому, что мы во всем привыкли плясать от «печки» с грустным и убивающим всякую надежду названием «государство». К сожалению, тема «Семейный клуб» настолько огромна и существенна, что в рамках этого короткого текста мы не можем остановится на ней достаточно подробно и отправляем читателя к специальной литературе. Справка для организатора: Контингент: Семьи, родители в которых уже осознали необходимость объединения для создания – во враждебном, в основном, окружении – благоприятной искусственно-естественной среды для поддержания самой семьи, воспитания подрастающего поколения и обеспечения счастливой старости бабушкам и дедушкам. Особенно активны при создании и работе семейных клубов мамы- и папы-одиночки, а также холостые люди и бездетные семьи. Беспризорные дети. Цели и задачи: Создание искусственно-естественной среды, оптимальной для организации счастливой семейной жизни, воспитания подрастающего поколения и обеспечения счастливой старости. Создание и укрепление гражданского общества. База работы: Дома культуры, образовательные и иные культурные учреждения. Спортивные, туристические, экологические, фитнес- и иные клубы и общественные объединения по интересам. Специфика организации и управления: Семейный клуб – существенно общественная организация. Государство – во всех его формах – должно не мешать, не вредить и только оказывать необходимую поддержку там и тогда, где и когда его об этом попросят. Нормально функционирующий семейный клуб – вполне самофинансируемая организация. Обоснование основных подходов к выбору содержания: Семейный клуб – замечательный пример полной самоорганизации. Никто лучше объединившихся родителей и детей не знает, что, где и когда делать. Дидактика: Во-первых, великолепный родительский природный такт и инстинкт. Во-вторых, огромный, накопленный в России, в СССР и в мире опыт семейно-клубного движения с сотнями и тысячами публикаций в популярной и научной литературе. Годовой тематический план занятий гостиной «Семейного клуба» (12 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Наши дети | 1 час |
2. | Семейное воспитание | 1 час |
3. | Семейное обучение | 1 час |
4. | Семейные отношения | 1 час |
5. | Семья и детский сад | 1 час |
6. | Семья и школа | 1 час |
7. | Семейная жизнь | 1 час |
8. | Как организовать семейный клуб | 1 час |
9. | Праздник в семейном клубе | 1 час |
10. | Как бороться с вредными привычками | 1 час |
11. | Особенности подросткового возраста | 1 час |
12. | Нестандартная семья | 1 час |
13. | Нестандартный ребенок | 1 час |
14. | Было бы здоровье, остальное прибавится | 1 час |
15. | Растим патриота любимой Родины | 1 час |
16. | Педагогический всеобуч | 1 час |
17. | Любая семья нуждается во внешней поддержке | 1 час |
18. | Семейное чтение | 1 час |
19. | Эстетическое и художественное воспитание | 1 час |
20. | Волшебный мир сказки | 1 час |
21. | Семейный клуб – надежный инструмент борьбы с наркоманией и другими вредными привычками | 1 час |
22. | Социализация в семейном клубе | 1 час |
23. | Экологическое воспитание | 1 час |
24. | Интеллект | 1 час |
25. | Родная речь | 1 час |
26. | Родной этнос | 1 час |
27. | Родная духовность и нравственность | 1 час |
28. | Игрушки | 1 час |
29. | Задатки, способности, таланты, гении | 1 час |
30. | Развивающие игры | 1 час |
31. | Зарубежный опыт семейного воспитания и обучения | 1 час |
32. | Кругозор, мировоззрение | 1 час |
Предыдущая — Следующая >>
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Паспорт проекта Семейный клуб «Совенок»
«Идя вперед по жизненным дорогам Уверены всегда мы лишь в одном – Друзей хороших не бывает много, С которыми ты рядом день за днем…»
На современном этапе образования все больше внимания уделяется укреплению сотрудничества между родительской общественностью и дошкольными учреждениями с целью повышения компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей. В нашем детском саду также возникают новые формы сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами ДОУ.
- Вид проекта: познавательный, музыкально-творческий,
- Образовательные области: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие
- Продолжительность: долгосрочный
- Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги средней группы, музыкальный руководитель
Цель семейного клуба: Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство посредством взаимодействия родителей и ДОУ; активизация сотрудничества между педагогами и семьями воспитанников с целью повышения компетенции родителей в вопросах образования и воспитания детей.
Задачи:
- повышать уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей
- выстраивать партнерские взаимоотношения между семьей и ДОУ
- повысить эффективность взаимодействия родителей и педагогов
- приобщать родителей к участию в жизни детского сада и группы
- устанавливать доверительные и партнёрские отношения в семье
- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми через различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщать к культурному богатству русского народа
- формировать нравственно-патриотические чувства у детей
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитывать у детей интерес и любовь к русской и коми культуре через различные виды фольклора (сказки, пословицы, загадки, хороводы, песни, театр)
Направления клуба:
- Просветительское (образовательно-информационное)
- Досуговое
Актуальность
- Одной из проблем в современном обществе является разрушение традиционных устоев семьи, утрачивается традиционное понимание семьи, которое связано не только кровными узами, но и общими событиям семейной жизни, духовными интересами
- Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Это может происходить в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потерей нравственных ориентиров, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. В итоге дети лишаются живого участия, поддержки со стороны близких. Эмоциональная холодность в семье сказывается на психологическом развитии ребёнка и прежде всего на развитие его творческих способностей.
- Наблюдается неинформированность родителей в вопросах воспитания и образования детей.
План реализации проекта Семейный клуб «Совенок»
Подготовительный этап
Беседы с воспитателями и родителями, обсуждение направлений проекта, подбор литературы, составление плана реализации проекта, разработка перспективного планирования мероприятий проекта.
Основной этап
Цикл мероприятий по различным тематикам, подготовка совместных творческих номеров, оформление выставок художественного творчества, консультации для воспитателей ДОУ и родителей по тематикам проекта.
Заключительный этап
Презентация проекта Семейный клуб «Совенок». Проведение итогового мероприятия, вручение грамот и призов, чаепитие.
Формы работы над проектом
- размещение информационно- педагогических материалов на стенде «Музыкальный уголок» и на информационных стендах в приёмных
- анкетирование
- выступления на родительских собраниях
- совместное детско-родительское творчество
- пребывание родителей на музыкальных занятиях по их желанию
- индивидуальные консультации
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений
- участие родителей в конкурсах, выставках по различной тематике проекта
Предполагаемые продукты проекта
- Проведение анкетирования, сбор отзывов родителей
- Цикл мероприятий по темам проекта
- Выставки семейного творчества
- Совместное музыкально-театральное творчество детей и родителей
- Фотовыставки мероприятий
- Итоговые мероприятия по темам проекта
План работы семейного клуба
Название мероприятий | Дата проведения | Работа с родителями | Ответственные | |
1 | «Очень любим мы играть» | ноябрь | Информационный стенд «Игровая деятельность в детском саду» Тематические буклеты-памятки. Совместная игровая деятельность родителей и детей на празднике «Очень любим мы играть» Информационный доклад на тему: «Игра- основной вид деятельности дошкольников». Презентация по данной тематике. Привлечение родителей к созданию атрибутов к меропрятию (лошадки) | Музыкальный руководитель, воспитатели |
2 | «Играем в театр» | Январь | Стендовая информация. Знакомство детей и родителей с разными видами театра. Совместное театральное творчество детей и родителей. Участие родителей в театрализации сказки «Теремок». Театрализация музыкальной сказки «Колобок» (дети). Показ театрализованных сказок детьми (театрализованные сказочки, театрализованные потешки-диалоги) с использованием разных видов театров (пальчиковый, настольный, театр «ложек»). Праздник «Играем в сказку» с участием детей и родителей. Привлечение родителей к шитью костюмов и изготовлению атрибутов, изготовлению разных видов театра. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
3 | «Художественно-эстетическое творчество»-народные промыслы, русские народные игры | Март апрель | Информационный стенд. Образовательная информация для родителей по тематике. Поделки «прикладное искусство» Выставка поделок «Народные промыслы» Совместное детско-родительское творчество Праздник «В гостях у Матрешки» с участием родителей и детей. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
4 | «Мы здоровыми растём» | май | Стендовая информация Ознакомление родителей с комплексом мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников. Буклеты-памятки. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»(артикуляционная, дыхательная гимнастика, закаливание, приемы игрового самомассажа, координационно-подвижные игры, физминутки и др.) Спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Веселые туристы» (совместный поход в лес) | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Ожидаемый результат
-Вовлечение семей в единое образовательно-воспитательное пространство посредством взаимодействия родителей и ДОУ;
-активизация сотрудничества между педагогами и семьями воспитанников
-повышение компетенции родителей в вопросах образования и воспитания детей
-сближение родителей с детьми, обогащение отношений между ними через эмоциональное общение, появление у них потребности в семейном совместном творчестве.-активное участие родителей в жизни ДОУ, в проведении детских праздников, конкурсов и других мероприятий
< Предыдущая | Следующая > |
Педагогический проект Семейный клуб «Если хочешь быть здоров»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»»
Вид проекта:
педагогический, практико-ориентированный;
Участники проекта:
педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Продолжительность:
долгосрочный.
Сроки реализации
: сентябрь – май.
Среда реализации:
развивающая предметно- пространственная среда ДОУ.
Проблема:
взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их физическое развитие.
Цель:
вовлечь родителей в единое оздоровительное пространство, направленное на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их физическое развитие.
Задачи:
повышать компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;
оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям, занимающимся спортом, физическим развитием детей;
изучать динамику физического развития воспитанников;
воспитывать совместно с родителями потребность у дошкольников в здоровом образе жизни;
развивать инициативность, активную позицию у дошкольников и их родителей;
оказывать методическую помощь в подготовке и проведении мероприятий по физической культуре;
создавать условия для общения родителей друг с другом и детьми;
способствовать взаимопониманию между участниками образовательных отношений;
обобщать и представлять опыт семей по физическому развитию детей на конференциях, в СМИ.
Актуальность:
Масштабные преобразования в обществе, внедрение ФГОС дошкольного образования, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.