Конспект логопедического занятия на тему: «Звук (Ш)»

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Автоматизация Ш в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Алеша с Наташей весело шагают.
  2. Миша хочет купить большой шарик.
  3. Даша вешает шарф на новую вешалку.
  4. Саша едет на черной лошадке.
  5. Мишутке шьют новую шубу.
  6. На шубе есть швы.
  7. Одень сегодня серую шубу и шапку.
  8. Яша, помой шею и уши.
  9. У машины поставили новые черные шины.
  10. Наташенька, дай башенку.
  11. Катюша, одевай галоши, чтобы не промокли ножки [ш].
  12. Настюша пошила на швейной машинке для куклы 2 шапки, 2 шарфа и одну шубу.
  13. У малыша есть карандаш.
  14. Мышь шуршит бумажкой [ш].
  15. Малыш сорвал ландыши.
  16. Наш шалаш очень хорош.
  17. Катюша сшила рубашку, но поспешила.
  18. Маша с Сашей шли за Глашей.
  19. Мои книжки [ш] стоят в шкафу.
  20. Там зеленая лягушка сидит на дорожке [ш].
  21. Мы с Пашей играем в шахматы.
  22. Кошка бегает за мышкой.
  23. Мишка набил себе шишку на макушке.
  24. Наша кошка любит играться катушкой.
  25. Я нашел в бабушкиной шкатулке разные катушки.
  26. Валюша любит лепешки и ватрушки.
  27. Швея сошьет на машинке парашют для игрушки.

Автоматизация Ш в начале слова

Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]