Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика
Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.
«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –
10 секунд.
«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.
Упражнения поочередно повторить несколько раз.
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».
Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.
Недостатки произношения звука [С]
- Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
- Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
- Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
- Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
- Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
- Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).
В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.
Артикуляция звука [С]
Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный. В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.
Артикуляция звука [С] Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм. Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки». По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха. Не используем голос.
Формы сигматизма
Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Варианты парасигматизма:
- на «ф» — губно-зубной;
- на «т» — призубный;
- на «ш» — шипящий.
Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».
Этап 2: подбираем коррекционные техники
Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.
Техника подражания
Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:
- Открой рот и улыбнись.
- Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
- Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».
Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».
Техника постановки от опорных звуков
Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».
Используем мягкий звук «сь».
Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.
- Язык расположен вверху — упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
- Язык расположен внизу — упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы — кончик языка сверху.
Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.
Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.
Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.
Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.
Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.
Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.
Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.
Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.
Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»
Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:
- Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
- Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.
В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».
Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.
Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.
Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.
Окончательно ставим «с»:
- Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное — «желобок» должен оставаться на месте.
- Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
- Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот — послышится правильное произношение.
Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.
Механическое воздействие
Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.
Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.
Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.
Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:
Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.
Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.
В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.
В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.
Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.
Этап 3: автоматизация, или закрепление
Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.
Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.