Конспект логопедического занятия «Звук [А]» для детей с ОНР старшей группы


Знакомство со звуком А

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [а], буква А»

Цель:

знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
— знакомить детей со звуком [а], его характеристикой: — давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова); — познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ; — познакомить с отличием звука от буквы; — развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; — развивать артикуляционную, мелкую моторику; — учить выделять звук из ряда гласных звуков.

Ход ОД

1. Сообщение темы занятия.

— Ребята, у нас сегодня в гостях попугай по имени Арчи. Он приготовил для вас задание: Послушайте и назовите первый звук в словах: автобус, антенна, арбуз, акробат. — Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный. — Представьте себе картинку: плачет ребенок. Какой звук он произносит, когда плачет? (звук [а]) — Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

— Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а]. Молодцы. — Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного квадрата) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

— Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите,поднимите красный квадрат хлопните в ладоши: а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Физминутка.
«Тортик»
Тесто ручками помнем (сжимаем- разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)

А верхушку сладким кремом (по плоскости стола)

И кокосовою крошкой

Мы пpисыплем тоpт немножко. («сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)

А потом заваpим чай,

В гости дpуга пpиглашай.

6. Работа на раздаточных листах.

— Ребята, Арчи принес для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а]. — Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

— Ребята, посмотрите, что у меня изображено. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Высока и стройна буква А. Очень похожа на арку она. — Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет? — Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом. — Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем. — Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков. Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок». — Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Итог занятия.

— Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (попугай Арчи) — Назовите первый звук в его имени А – а – Арчи (звук [а]) — Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а]. — А с какой буквой мы познакомились? А. — Каким цветом обозначается звук [а]? красным. — Что понравилось больше всего? — Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы. — Давайте попрощаемся с попугаем Арчи. — Наше занятие окончено.

Цель.

Учить детей выделять звук [а] в ударной позиции в начале слова; начать знакомить с гласными звуками; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукоподражательных словах; ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые линии сверху вниз; ознакомить с образом буквы Аа.

Оборудование.

Набор картинок и игрушек, панно букв; индивидуальные листы белой бумаги с нарисованными вверху тучками, карандаши на каждого ребенка; звуковые домики.

Ход занятия

I. 1. Воспитатель рассказывает сюжет, выделяя (протягивая) голосом звук [а] в словах.

— Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе друга. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала девочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга.

Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, потому что а-стра, которую поднял пес, была а-лая.

Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, а-лая начинаются на один звук. Когда я произносила слова, я выделила этот звук.

Назовите этот звук, ([а]). Повторите слова со звуком [а].

Артикуляция звука. Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.

Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, будем обозначать красным цветом.

Характеристика звука. Звук [а] — гласный.

2. — Я буду называть слова. А вы повторяйте их, выделяя голосом звук [а], звук находится в начале слова: август, адрес, айсберг, аист, арка. (Если необходимо, введите объяснение значения слов детьми, а уточнение — воспитателем)

II. 1. — Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тяв, ав, гав? (ав).

2. — Какой первый звук здесь слышится? ([а]). Определение последовательности звуков с использованием звукового домика. В домике два окошка; первое окошко — красного цвета.

3. — Собаки лают по-разному: одни громко, другие тихо, одни жалобно, другие весело. Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях когда радовался Ане (громко), когда боялся разбудить хозяев (тихо), когда ленился (медленно), когда гонял соседских собак (громко и часто).

III. 1. Знакомство с образом буквы.

— С каким звуком мы сегодня познакомились? ([а]). Я вам покажу знак-букву, которым обозначается звук [а]. (Показ буквы) Все буквы будут жить в нашей группе, в своем домике. (Показ панно букв) В этом домике шесть этажей, на каждом этаже — 5-6 квартир. Буква Аа живет по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 1. (Дети с помощью педагога находят нужную клетку на панно и крепят к ней букву)

2. Анализ образа буквы.

Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает:

— Сколько элементов в букве? (Три) Какие элементы? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна — короткая).

Педагог предлагает детям убедиться в правильности их наблюдений. Работа с ножницами. Дети разрезают розданные им буквы. Выкладывают в ряд полученные элементы. Повторяют, какие элементы и в каком количестве нужны для получения образа буквы А.

3. Синтез буквы.

Воспитатель предлагает из полученных элементов снова сложить букву А.

4. Педагог предлагает определить пропущенный элемент буквы. (Буква А потеряла одну длинную палочку)

«А» бежала по дорожке

И сломала себе ножку.

IV. Упражнение «Дождь идет» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз.

— Нам пора прощаться с девочкой Аней и ее новым другом псом Алым. Они очень помогли нам. Познакомили со звуком [а] и буквой А. Аня и Алый торопятся домой, так как на улице пошел осенний дождь. (Дети берут листы белой бумаги и карандаши)

— Капли из туч полетели на землю. Где находятся тучи? (Вверху) Как льется дождь? (Вниз) Дождь идет сверху вниз Нарисуем осенний дождь.

Дети рисуют дождь (прямые вертикальные линии). Воспитатель следит, чтобы их движения были направлены сверху вниз. Дети могут сопровождать действия тихим проговариванием слов сверху вниз.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1.

Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2.

Учить выделять звук из ряда гласных.

3.

Развивать слуховое внимание.

4.

Познакомить с буквой «А».

5.

Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет примету осени.

1.

Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

2.

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

— Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3.

Артикуляция звука.

— Давайте вместе произнесем звук

«А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4.

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

— Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

— Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5.

– Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6.

Знакомство с буквой «А».

— Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

— Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

— Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

— Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

— Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8.

Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9.

Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш.
Итог занятия, оценка детей.
— Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

— С какой буквой?

— Каким цветом обозначаем?

— Что понравилось больше всего?

— Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]