Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст это один из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, в течение которого происходит развитие образных форм познания действительности — восприятия, образного мышления и воображения. У ребенка появляется готовность к изучению и овладению знаниями об окружающем мире. Дети проявляют активность в различных видах деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная, а также у ребенка появляется самостоятельная игровая деятельность.
Каждый педагог в своей деятельности ставит перед собой цель, при которой основную задачу обучения составляет обеспечение усвоения знаний каждым ребенком, причем в такой степени, в которой он сможет с легкостью пользоваться этими знаниями в дальнейшем. Точность и полнота воспроизведения ребенком полученных знаний в основном зависит от того как осуществлялось запоминание материала и как оно было организованно. Поэтому учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте, правильная ее организация является одним из путей педагогического воздействия на ребенка воспитателем.
Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [3, с.97].
Во время игры у каждого ребенка начинает развиваться произвольная память и внимание, вследствие чего дети могут лучше сосредоточиться и больше запомнить из предложенного материала. То есть, правильно организовав игровую деятельность воспитанника, педагог может добиться большей эффективности организованного им процесса обучения. Во время игры дети развиваются как личности, у каждого из них формируются такие стороны психики, впоследствии от которых будет зависеть успешность детей, как в учебной деятельности, так и в трудовой, а также их отношения с окружающими.
Большую роль как средство обучения в дошкольной педагогике играют дидактические игры, которые могут служить основной частью занятий, помогающие усвоению и закреплению полученных знаний, овладению способами познавательной деятельности. Значимая особенность дидактических игр заключается в том, что задания предоставляются в игровой форме и включают в себя не только познавательный, но и воспитательный компонент. Воспитатель организует, направляет игру, выступая в роли исполнителя игрового задания, помощника в правильном выборе, а также поддержке и активизации положительного влияния воспитанников друг на друга.
Дидактические игры можно проклассифицировать как игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические. Также игры имеют определенную структуру, которая характеризует ее как форму обучения и игровую деятельность. Как правило, выделяют такие структурные составляющие дидактической игры, как обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры и ее результат.
Обучающая (дидактическая) задача определятся целью обучения, воспитательного воздействия и формируется воспитателем, отображая его деятельность (например, в дидактической игре в соответствии с программными задачами закрепляется умение не только составлять слова из букв, но также отрабатываются навыки счета). То есть необходимо сформулировать обучающую задачу, как игровую и чем она разнообразней, тем интереснее и успешнее для ребят сама игра.
Например, у детей трех, четырех лет внимание еще не устойчиво, поэтому для прочного усвоения знаний их необходимо максимально заинтересовать работой, для этого целесообразно проведение словесных дидактических игр, но с большим набором наглядности. В неторопливом темпе вести с детьми непринужденный разговор используя при этом яркие наглядные пособия и игровые упражнения, дидактические игры, это все создаст у ребят положительный эмоциональный настрой.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста [4, с.323].
У дошкольников пяти, шести лет, чем выше уровень их общего развития, тем игры для становления самодеятельных форм поведения являются более ценными. Игра побуждает в детях любопытство и потребность активно действовать, обогащая их необходимыми знаниями и развивая при этом умения, навыки, стимулирует мышление, что способствует выявлению имеющихся задатков дошкольника и превращению их в способности. Во время игры ребенок осознает, что его успех в основном зависит от старания и это дает ему возможность научиться чему — то новому.
Дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника, так как такие игры, способствуют развитию познавательных способностей. Это получение, обобщение и закрепление новых знаний, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность, путем расчленения сложных явлений на более простые или наоборот, единичные обобщаются. Дидактические игры приносят пользу тем, что учат дошкольников применять имеющие знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт. Пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребенка, развивая связную речь. Например, побуждая детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания (принимая на себя роль птицы или автомобиля), ребенок активно воспроизводит нужный звук и чем он больше увлечен данным процессом, тем более полнее педагогический эффект.
Социально — нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Дошкольники задумываются над совершенными действиями, насколько они правильны и уместны в конкретных ситуациях.
Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что:
– перед дошкольниками ставятся задачи, требующие внимания, сосредоточенности, последовательности действий, умственных усилий и умения осмыслить правила;
– дидактические игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, усвоению знаний и формированию представлений. Данные игры обучают детей разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач, в чем и заключается их развивающая роль.
– для формирования способностей дошкольников, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра стала не только формой усвоения отдельных умений и знаний, но и также способствовала общему развитию ребенка.
– для решения задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности в дидактических играх, педагог создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, быть честным и справедливым, требовательным и уступчивым, а также регулировать свое поведение.
Таким образом, для успешного обучения дошкольников нужна системность. Игры должны быть подобраны с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Для развивающего и обучающего результата все игры должны использоваться в системе. Учебные и познавательные задачи в дидактических играх взаимосвязаны с игровыми и, следовательно, при организации игр необходимо обращать внимание на присутствие на занятиях элементов занимательности: сюрприза, поиска, отгадывания.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 192 с.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский , 2007. — 416 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 2000. — 264 с.
Консультация для воспитателей «Основные функции дидактической игры»консультация на тему
Консультация для воспитателей
«Основные функции дидактической игры»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский
Для ребят дошкольного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них это учеба, труд, форма воспитания. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игра имеет огромное значение в жизни дошкольника. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных программных задач. В последнее время особенное значение приобретают применение дидактических игр при обучении дошкольников основам математики. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса в развитии у детей математических представлений, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. В обучении детей дошкольного возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, с упражнениями, умственным развитием детей. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
С помощью дидактических игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре.
Можно сказать, что дидактические игры стимулируют активную интеллектуальную деятельность ребенка-дошкольника, способствуют развитию его познавательной деятельности, увеличивает творческий потенциал детского коллектива. Применение дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольника помогает сформировать у него те качества, которые помогут ему в дальнейшем на первых этапах обучения в школе.