Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе.
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей
в старшей группе
Сентябрь
Тема: «Человек. Звук и слух»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 9
Тема «Человек. Звук и слух»
Беседа- игра: «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 40
Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 10
На прогулке:
Игра: «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка
Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 19
Опыт: «Какая бывает земля?»
Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
Материал: совочки, формочки, вода.
Октябрь
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Волшебная водица»
Цель: Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 11-12
Опыт: «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13
На прогулке:
Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи
Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество. Камни»
Занятие: «Домики для камешков»
Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях
Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 16
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»
Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)
Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 18
Опыт: «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27
Ноябрь
Тема: «Измерение. Вес»
Занятие: «Зачем нужны весы?»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.
Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 39.
Тема: «Вещество. Бумага»
Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 24
Опыт: «Волшебное сито»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 36.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.
Декабрь
Тема: «Вещество. Резина»
Занятие: «На чем полетят человечки?»
Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 26
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»
Занятие: «Почему дерево плавает?»
Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 28
Беседа: «Приключение карандаша»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32
Январь
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Разноцветные шарики»
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 23,24
Занятие: «Свет вокруг нас»
Опыты: «Волшебный луч», «Тень»
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 35-37
Опыт: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 35
Тема: «Вещество. Жидкость. Вода и ее свойства»
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 28
Февраль:
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 33,
Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 24
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.
Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 35
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Опыт: «Взаимодействие воды и снега»
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 29
Март
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Где спрятался воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?»
Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 34
Тема: «Движение. Инерция»
Занятие: «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.
Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 48
Наблюдение за черепахой
Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.
Материал: живая черепаха
Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 55
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.
Материал: емкости с водой и снегом
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 23.
Апрель
Тема: «Растительный и животный мир»
Занятие: «Посадим фасоль»
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.
Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)
Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 65.
Тема: «Вещество. Ткань»
Занятие: «Такая разная ткань»
Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.
Литература:
Опыт: «Тепло-холодно».
Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.
Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 21
Май
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Курочка Ряба»
Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.
Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 37
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Незнайкин клад»
Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)
Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 30.
Опыт: «Испарение воды»
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.
Материал: блюдце, вода, мокрая ткань
Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»
Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.
Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.
На прогулке:
Наблюдение за насекомыми. «Где живут насекомые?»
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей
в старшей группе
Сентябрь
Тема: «Человек. Звук и слух»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 9
Тема «Человек. Звук и слух»
Беседа- игра: «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 40
Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 10
На прогулке:
Игра: «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка
Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 19
Опыт: «Какая бывает земля?»
Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
Материал: совочки, формочки, вода.
Октябрь
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Волшебная водица»
Цель: Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 11-12
Опыт: «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13
На прогулке:
Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи
Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество. Камни»
Занятие: «Домики для камешков»
Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях
Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 16
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»
Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)
Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 18
Опыт: «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27
Ноябрь
Тема: «Измерение. Вес»
Занятие: «Зачем нужны весы?»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.
Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 39.
Тема: «Вещество. Бумага»
Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 24
Опыт: «Волшебное сито»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 36.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.
Декабрь
Тема: «Вещество. Резина»
Занятие: «На чем полетят человечки?»
Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 26
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»
Занятие: «Почему дерево плавает?»
Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 28
Беседа: «Приключение карандаша»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32
Январь
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Разноцветные шарики»
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 23,24
Занятие: «Свет вокруг нас»
Опыты: «Волшебный луч», «Тень»
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 35-37
Опыт: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 35
Тема: «Вещество. Жидкость. Вода и ее свойства»
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 28
Февраль:
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 33,
Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 24
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.
Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 35
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Опыт: «Взаимодействие воды и снега»
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 29
Март
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Где спрятался воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?»
Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 34
Тема: «Движение. Инерция»
Занятие: «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.
Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.
Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 48
Наблюдение за черепахой
Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.
Материал: живая черепаха
Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 55
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.
Материал: емкости с водой и снегом
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 23.
Апрель
Тема: «Растительный и животный мир»
Занятие: «Посадим фасоль»
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.
Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)
Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 65.
Тема: «Вещество. Ткань»
Занятие: «Такая разная ткань»
Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.
Литература:
Опыт: «Тепло-холодно».
Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.
Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой.
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 21
Май
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Курочка Ряба»
Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.
Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 37
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Незнайкин клад»
Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)
Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.
Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 30.
Опыт: «Испарение воды»
Автор: Щербакова Светлана Анатольевна
Перспективно-тематическое планирование опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69»
ЭМР Саратовской области
Перспективно-тематическое планирование опытно — экспериментальной деятельности в комбинированной старшей группе
Воспитатель:Карпова Н.А.
Перспективно-тематическое планирование опытно — экспериментальной деятельности
(Старшая группа)
Месяц | Тема | Опыты |
Сентябрь | До свидания лето, здравствуй детский сад | Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей». Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор |
Карточка №2 «Веселые пузыри» Цель: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей | ||
Урожай | Карточка № 3 «Опыт со светом и с проращиванием картофеля» Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения. | |
Мир растений | Карточка №4 «Может ли растение дышать?» Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. | |
Октябрь | Краски осени | Карточка №5 «Делаем облако» цель: показать, как образуются облака и что такое дождь. |
Мир животных | Карточка № 6 «Почему говорят «как с гуся вода?»» Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | |
Я — человек | Карточка № 7 «Время кружения» Цель: познакомить с особенностями строения уха человека | |
Маленькие исследователи | Карточка № 8 «Радуга» Цель: познакомить с радугой как природным явлением | |
Ноябрь | Дружба | Карточка № 9 «Что быстрее?» Цель: формировать представление об атмосферном давлении. |
Моя семья | Карточка № 10 «Куда делись чернила?» Цель: познакомить детей со свойствами активировоного угля | |
Наука вежливости, этикет | Карточка № 11«Потребность растений в воде» Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | |
Как кто готовится к зиме | Карточка № 12 «В почве есть воздух, в воде есть воздух» Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух. | |
Декабрь | Здравствуй, зимушка зима | Карточка № 13 «Почему снег греет?» Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. |
Город мастеров | Карточка № 14 «Мыльные пузыри на морозе» Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой | |
Новогодний калейдоскоп | Карточка № 15 «Мыльные пузыри на морозе» Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой | |
Карточка № 16 «Мыльные пузыри на морозе» Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой | ||
Январь | Народная культура и традиция, наш быт | Карточка № 17 «Таяние и замерзание воды» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. |
Карточка № 18 «Как работает термометр» Цель: посмотреть, как работает термометр. | ||
Карточка № 19 «Как обнаружить воздух» Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | ||
Февраль | Миром правит доброта | Карточка № 20 «Живые комочки» Цель: определить, как преобразовались первые живые клетки. |
Транспорт | Карточка № 21 «Свечка в банке» Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. | |
Наши защитники | Карточка № 22 «Парашют» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | |
Азбука безопасности | Карточка № 23 «Где будут первые проталинки?» Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | |
Март | Женский день | Карточка № 24 «Чудо — прическа» Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. |
Волшебница вода | Карточка № 25 «Агрегатные состояния воды» Цель: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | |
Весна шагает по планете | Карточка № 26 «Из закрытого пространства воздух не перемещается» Цель: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться. | |
В гостях у сказки | Карточка № 27 «воздух помогает рыбам плавать» Цель: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать | |
Апрель | Встречаем птиц | Карточка № 28 «Как устроены перья у птиц» Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Быть здоровыми хотим | Карточка № 29 «Плавающий апельсин» Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух | |
Мой город, моя страна, моя планета | Карточка № 30 « Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. | |
Миром правит доброта | Карточка № 31 «Прыгающие рисовые хлопья» Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. | |
Май | Мой город, моя страна, моя планета | Карточка № 32 «Способ разделения перемешанных соли и перца» Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов |
День победы | Карточка № 33 «Как образуется тень» Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | |
Мир природы | Карточка № 34 «Какое значение имеет размер семян» Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть. | |
До свиданья, детский сад, здравствуй школа | Карточка № 35 «Песок – природный фильтрат» Цель: познакомить со свойствами песка |
Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море. в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото) Воспитатель: Значит, капелька — это частичка чего? (Воды) Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей) (вывешивается панно «Кому нужна вода») Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода — это основа жизни. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать ) Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране) Опыт N1. «Вода — это жидкость» (на столе стоят стаканы с водой , пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую) Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод. (Вода — это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой) Опыт N2. «Вода бесцветная» На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да) Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться? На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Воспитатель: Значит какой делаем вывод? ( вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)
Опыт N3. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей) Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха) Опыт N4. «Вода без вкуса» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей) Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная) Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода? Вода — это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода — безвкусная. Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.