Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду
Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.
Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).
Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.
Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение.
Повышается тактильная чувствительность — кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость.
Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе
ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе
Программное содержание: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью, закрепить их знания о внешнем виде и повадках белок. Продолжать учить детей рисовать гуашью, смешивать её для получения нужного цвета. Систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить анализировать свои работы и рисунки товарищей. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животного, используя нетрадиционные техники рисования, а также любознательность, память и связную речь детей;расширять словарный запас притяжательными прилагательными: беличья, лисья, медвежья. Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к животным.Демонстрационный материал: презентация с иллюстрациями к книгам и портретом Е. И. Чарушина, предметные картинки (белка, для игры — грибы, орехи, жёлуди, апельсин, банан, яблоко, книги с иллюстрациями разных художников-анималистов, образец, мольберт.
На каждого ребенка: напечатанный силуэт белки для раскрашивания, гуашь, палитра, твёрдая кисточка, баночки с водой, черный фломастер.
Предварительная работа: 1. Просмотр мультимедиа презентации «Животные зимой»
, беседы о
подготовке животных к зиме.
2. Рассматривание иллюстраций,альбомов на тему: «Животные зимой»
, составление рассказов по картинам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?»
,
«Кто чем питается?»
,
«Зоологическое домино»
,
«Четвёртый лишний?»
и др. Проведение подвижных игр
«Хитрая лиса»
,
«Бездомный заяц»
,
«Волк во рву»
и др.
4. Чтение произведений В. Бианки «Готовимся к зиме»
и
«Медвежонок»
, Л. Толстого
«Зайцы»
, М. Пришвина
«Беличья память»
, сказки Скребицкого Г. А. «Всяк по-своему», разучивание наизусть потешки
«Сидит белка на тележке…»
.
— ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме; — ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения.
Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)
Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ — оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).
Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками
Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску — получается очень реалистичное изображение).
Рисование воздушным шариком
Рисование воздушным шариком
Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ — рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.
Печатание листьями
Рисование тычком
Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).
Рисование тычком
Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.
Рисование ладошками
Рисование ладошками
С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.
Рисование пипеткой
Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Дружина Е. | «Зима» (рисование нетрадиционными способами — оттиск капустным листом, изображение ватными палочками) Образовательные задачи : учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционных техник (оттиск капустным листом, изображение ватными палочками). |
Колесникова И. | (в средней группе нетрадиционным методом тычком) Ход занятия: Занятие начинается с загадки про медведя. Затем воспитатель читает сказку «Маша и медведь». Беседа по содержанию: как поступил Мишка с Машей. Рассмотрение строения медведя, определить форму его головы и туловища. Воспитатель демонстрирует раскрашивание фигуры медведя методом тычка (глазки и носик приклеиваются). Самостоятельная деятельность детей. Анализ готовых работ. |
Карпова И.Н. | «Рыбки» (рисование ладошкой и пальчиками) В начале занятия воспитатель организует игру «Аквариум» (дети выполняют действия согласно тексту):
Загадка про рыбу. Рассматриваются картинки с изображением рыбок. Беседа о том, где они обитают, чем питаются, что помогает им плавать. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбка». Педагог предлагает дошкольникам изобразить рыбку нетрадиционным способом — с помощью ладошки. Чтобы это сделать, нужно опустить ладонь в тарелочку с гуашью, а затем сделать на листе бумаги отпечаток (большой палец при этом согнут, остальные растопырены). Действия необходимо выполнять быстро, в противном случае краска может успеть высохнуть. Возле рыбки желательно изобразить фон — камушки (рисование пальчиками) и водоросли (кистью). После самостоятельной деятельности детей проводится физкульминутка «Рыбка». Проводится выставка работ: ребята объясняют, куда плывет каждая рыбка, выбирают самых красивых из них. |
Зоткина О.К. | «Алые паруса» (рисование песком и красками) Детский сад находится в курортном городе Евпатория, поэтому рисование песком в данном случае очень актуально. В начале занятие воспитатель читает детям стихотворение В. Орлова «Я рисую море». Проводится беседа о родном городе, который туристы еще называют городом Солнца, городом Детства. Это связано с тем, что в Евпатории очень много солнечных дней в году, необычайно ласковое море, а еще здесь находится огромное число детских здравниц и лагерей. Педагог напоминает детям, что они сегодня были на море и спрашивает, что им больше всего запомнилось (теплый песок и приятная водичка, яркое солнышко, красивые ракушки, корабли, лодки). Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать корабль с алыми парусами, яркое солнышко и их любимое море. А поможет это сделать песок, принесенный с пляжа. Проводится физкульминутка на морскую тематику «Море».
Рассматривание образца и объяснение приемов изображения. Песок нужно просеять от ракушек и прочих примесей. Простым карандашом рисуются контуры корабля, солнца и моря, на которые после обильно наносится клей. Песок набирается в щепотку и посыпается на контуры изображения. Излишки ссыпаются в тарелочку. Далее паруса покрываются алой краской так, чтобы не затрагивать песок. Также раскрашивается солнышко, небо и море. Под релаксационную музыку (звуки моря и шум прибоя) ребята начинают работать. |
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (средняя группа)
В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.
В качестве примера приведем фрагмент перспективного планирования занятий кружка для средней группы «Радуга» (воспитатель Чернышева О.В., МБДОУ д/с «Ёлочка г. Абакан).
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Осенние листья Акварельные краски+восковые мелки | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью |
Плюшевый мишка Тычок жесткой полусухой кистью | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью» | |
Яблочко Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление. | |
По замыслу | ||
Октябрь | Боровичок Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие. |
Варенье Кляксография | Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции. | |
Блюдечко Пластилинография | Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином. | |
Кресло Набрызг | Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции. | |
Ноябрь | Пылесос Граттаж | Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы. |
Самокат Рисование ватными палочками | Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции | |
По замыслу Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
Пароход Пластилинопластика | Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции. |
Отметим, что регулярно (примерно 1 раз в месяц) в кружке проводится рисование по замыслу, на котором дети самостоятельно выбирают технику и тематику. Это развивает творческую фантазию и самостоятельность дошкольников.
Все занятия построены по схожему принципу: начинаются с игрового момента, включают в себя пальчиковую гимнастику, массаж, самостоятельная деятельность детей, как правило, проходит под музыкальное сопровождение. В конце же занятия обязательно устраивается мини-выставка детских работ.
Дети всегда стремятся к новым впечатлениям, испытывают интерес к творческой деятельности. Задача же педагога — пробудить в каждом ребенке веру в свою индивидуальность, способность творить красоту. В этом плане большие возможности представляют нетрадиционные техники изображения: рисуя без кисти и карандаша, малыш ощущает себя более раскованным, лучше чувствует краски и начинает фантазировать.
Конспект занятия по рисованию в средней группе.
Тема: «Лиса» . (рисование тычком)
Составила Клецкая И.П., воспитатель ГБОУ детский сад №1980
Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; Задачи:
Образовательные : формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы
Развивающие : . развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности.
Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к живой природе.
Воспитывать аккуратность во время работы.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением лисы. Чтение рассказа Е.И.Чарушина «Лисята», заучивание потешки про лису.
Оборудование и материал:
Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, фланелеграф, сундучок, шаблоны лисы, жесткие кисточки №6, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.
Воспитатель вносит в группу сундучок.
Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?
Проводится игра «Кто лишний?». На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы.
– Кто лишний и почему?
Лиса, потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.
Правильно. У меня в сундучке спряталась лисичка. Сейчас мы подойдем к сундучку и выберем лисичку, которая вам понравилась.(в сундучке лежат разные шаблоны лисы: лиса лежит, сидит, стоит). Дети выбирают себе контур и обводят его простым карандашом.
Давайте с вами вспомним потешку, которую мы знаем про лису. (показ иллюстрации)
Знает лисонька – лиса:В шубе вся ее краса.Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.
Какая у лисы шуба? (пушистая)
Каким она цветом? (рыжая или оранжевая)
Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашей лисички была такая же шубка, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Но сначала мы попробуем сделать это без краски.
Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку.
Выполнить упражнение – разминку с кисточкой.
Кисточку вот так возьмем – (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)
И стучать сейчас начнем.
Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)
К голове опять придем. (тычком разукрашиваем голову)
Разукрасим мы тычком,
Нашу лисоньку кругом. (Тычок по всему рисунку)
Еще раз воспитатель показывает и объясняет. Дети сначала обводят контур лисички пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за воспитателем. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура лисы.
Физ.минутка
А в четверг к нам приходилаХитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)Показала хвостик рыжийТакой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)Посидели, постояли,Притаились как лиса, (Приседания)Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Когда краска высохнет
мягкой кистью рисуют глаза,нос, усики, на лапках коготки и т.д.. В конце занятия подводятся итоги. Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые и рыжие и пушистые у вас получились лисички. Теперь нашим лисичкам будет тепло в зимним лесу.
Формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида кошки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок.
Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не.
Конспект занятия по рисованию с использованием.
Данный конспект предназначен для занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Тема: «Зёрнышки для цыпляток»Возрастная группа: 1-ая младшаяТип занятия: интегрированноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала.
Закрепление умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составления картинок из этих фигур.
1. Рисование. Учимся рисовать цветы, создавая композицию рисунка,развиваем творческую фантазию.2.конспект по ФЭМП. Повторяем счёт от 1-5, геометрические фигуры, развиваем логическое мышление.3. Лепка.
Источник