Методические рекомендации. Декоративное рисование в средней группе.
Автор: Кочеткова Евгения Сергеевна Методические рекомендации. Декоративное рисование в средней группе.
Продолжая знакомить детей с книжной иллюстрацией, с народным декоративно – прикладным искусством, со скульптурой малых форм, воспитатель развивает у них интерес к произведениям изобразительного искусства, эмоциональную активность.
В течение года детей надо знакомить с народной игрушкой (дымковской и филимоновской, с керамическими издельями). Педагог должен вызвать у воспитанников интерес к этим произведениям, научить рассматривать их. Прежде всего, дошкольников знакомят с изделиями местных народных промыслов. Для ознакомления с народным декоративным искусством можно использовать такие приемы, как обыгрывание народных игрушек и скульптуры малых форм при внесении их в группу, рассматривание изделий с детьми, привлечение ребят к выбору для их размещения. После рассматривания дети лепят по типу народных игрушек птиц, животных, учатся составлять узоры, используя точки, мазки, разной величины круги, кольца, полосы по образцу дымковской и филимоновской игрушек.
В средней группе с начала года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда). Следует использовать художественные промыслы данной местности, которые близки и доступны ребенку для восприятия и воспроизведения.
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элемента узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии.
К каждому виду народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используется такие цвета, как красный, желтый, синий, зеленый и т. д., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки. Украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розете, круге. Во второй младшей группе дошкольники составляли узоры в аппликации на этих формах. Новая форма – розета – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку — полоса, скатерть — квадрат тарелку, розета — круг, расписывают ткань маме на платье и пр.
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приемы, сюрпризные моменты пр.
На основе одного из видов народного творчества могут быть проведены 2 – 3 занятия. Например, дошкольники разрисовывают дорожку (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем можно предложить украсить полоску двумя элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их. И ввести в них черточки, точки. С первых дней занятий педагог учит детей выбирать цвет для каждого элемента, советуя, какие краски лучше использовать в соответствии с колоритом росписи. Дети украшают квадрат, розету, круг, составляя узор для салфеточки, скатерти, блюдца для дымковской куклы.
Можно дать детям задание составить узор на «ткань» для юбки дымковской куклы, используя узор, который они рассматривали. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребенку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и из украшений. Узор составляется на половине альбомного листа и под этот размер подготавливается силуэт дымковской куклы, у которой в юбке сделаны прорези. Вставляя рисунок в прорези, ребенок одевает куклу, выбирая самую яркую юбку, украшенную ровными полосами, рядами кругов и т. д. Аналогичным способом могут использоваться силуэты филимоновских игрушек. Этот прием вызывает у детей интерес к рисованию, а одевая куклу, они лучше осмысляют назначение узора, его ритмичность, наиболее красивых сочетания цветов, крупных и мелких элементов.
В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, нам, которых каждый ребенок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создает свой узор.
Кроме того, и при изображении предметов целесообразно иногда украсить их (платье, фартук кукле пр.); давать задания нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу, ориентируясь на умении, которые дошкольники приобрели на занятиях по декоративному рисованию.
Литература.
Л. В. Русакова К «Программе воспитание и обучение в детском саду» Методические рекомендации Москва «Просвещение» 1986
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. — М.: МаРТ, 2009
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
Автор:
Кочеткова Евгения Сергеевна
Методические рекомендации. Декоративное рисование в средней группе.
Продолжая знакомить детей с книжной иллюстрацией, с народным декоративно – прикладным искусством, со скульптурой малых форм, воспитатель развивает у них интерес к произведениям изобразительного искусства, эмоциональную активность.
В течение года детей надо знакомить с народной игрушкой (дымковской и филимоновской, с керамическими издельями). Педагог должен вызвать у воспитанников интерес к этим произведениям, научить рассматривать их. Прежде всего, дошкольников знакомят с изделиями местных народных промыслов. Для ознакомления с народным декоративным искусством можно использовать такие приемы, как обыгрывание народных игрушек и скульптуры малых форм при внесении их в группу, рассматривание изделий с детьми, привлечение ребят к выбору для их размещения. После рассматривания дети лепят по типу народных игрушек птиц, животных, учатся составлять узоры, используя точки, мазки, разной величины круги, кольца, полосы по образцу дымковской и филимоновской игрушек.
В средней группе с начала года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда). Следует использовать художественные промыслы данной местности, которые близки и доступны ребенку для восприятия и воспроизведения.
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элемента узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии.
К каждому виду народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используется такие цвета, как красный, желтый, синий, зеленый и т. д., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки. Украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розете, круге. Во второй младшей группе дошкольники составляли узоры в аппликации на этих формах. Новая форма – розета – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку — полоса, скатерть — квадрат тарелку, розета — круг, расписывают ткань маме на платье и пр.
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приемы, сюрпризные моменты пр.
На основе одного из видов народного творчества могут быть проведены 2 – 3 занятия. Например, дошкольники разрисовывают дорожку (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем можно предложить украсить полоску двумя элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их. И ввести в них черточки, точки. С первых дней занятий педагог учит детей выбирать цвет для каждого элемента, советуя, какие краски лучше использовать в соответствии с колоритом росписи. Дети украшают квадрат, розету, круг, составляя узор для салфеточки, скатерти, блюдца для дымковской куклы.
Можно дать детям задание составить узор на «ткань» для юбки дымковской куклы, используя узор, который они рассматривали. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребенку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и из украшений. Узор составляется на половине альбомного листа и под этот размер подготавливается силуэт дымковской куклы, у которой в юбке сделаны прорези. Вставляя рисунок в прорези, ребенок одевает куклу, выбирая самую яркую юбку, украшенную ровными полосами, рядами кругов и т. д. Аналогичным способом могут использоваться силуэты филимоновских игрушек. Этот прием вызывает у детей интерес к рисованию, а одевая куклу, они лучше осмысляют назначение узора, его ритмичность, наиболее красивых сочетания цветов, крупных и мелких элементов.
В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, нам, которых каждый ребенок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создает свой узор.
Кроме того, и при изображении предметов целесообразно иногда украсить их (платье, фартук кукле пр.); давать задания нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу, ориентируясь на умении, которые дошкольники приобрели на занятиях по декоративному рисованию.
Литература.
Л. В. Русакова К «Программе воспитание и обучение в детском саду» Методические рекомендации Москва «Просвещение» 1986
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. — М.: МаРТ, 2009
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
comments powered by HyperComments
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию
Для того чтобы заблаговременно распределить порядок освоения нетрадиционных техник рисования по темам учебно-воспитательного процесса, педагог составляет перспективный план по данному художественно-эстетическому направлению. Как правило, в месяц два урока выделяется на нетрадиционные техники и два на традиционные. Вне зависимости от техники, после урока организуется выставка детских работ.
Ознакомиться с примером составления перспективного плана по нетрадиционному рисованию как части учебного процесса можно здесь. Кроме того, нетрадиционное рисование может изучаться в рамках работы кружка или организовываться в виде проектного задания.
Творческие занятия учат малышей гордиться результатами своей работы
Дети — неутомимые искатели новых впечатлений и знаний. Задача взрослых состоит в поиске наиболее подходящих способов заставить малышей поверить в свои силы и неповторимость. Изобразительная деятельность, в частности нетрадиционное рисование, оказывает в этом неоценимую помощь. Ведь без привычных кисточек и карандашей ребёнок чувствует себя свободнее и может в полной мере проявить свою фантазию.
Значение изобразительного искусства для детей 4–5 лет
Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.
Что представляет собой изобразительное искусство
Изобразительное искусство направлено не только на выполнение учебных задач. Этот термин связан со всесторонним развитием ребенка в возрасте 4-5 лет. Ребята начинают рисовать интересные изображения, собирать конструкции, делать аппликации. Все эти действия способствуют умственному и нравственному воспитанию ребенка. Как правило, малыш развивается в процессе обучения. Он прежде всего должен создать для себя выразительный образ, а также овладеть приемами изображения.
Примеры готовых работ, фотогалерея
Здесь представлено несколько готовых работ с интересной для малышей тематикой:
- «Зимняя забава»
Дети учатся передавать особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Ребята рисуют нужный образ (снегурочка) с помощью кисточки. В качестве материала можно применить картон голубого цвета, емкость с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь, кисточки, баночки с водой.
Примеры работ с фотографией
Воспитатель предлагает детям нарисовать подружку для снежной бабы необычным способом — скомканной бумагой.
Далее педагог показывает, как опускается смятая бумага в блюдце с белой краской и кладет несколько раз внизу картона, изображая круглый шар. Затем таким же образом изобразить маленький шар. Когда краска подсохнет, нужно дорисовать снежной бабе глаза, нос-морковку, руки-веточки.
- «День защитника Отечества»
Ребята создают рисунок для праздника с использованием кисти на мокром листе бумаги. Далее происходит знакомство с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Они выбирают красивый цвет краски для создания задуманного образа. В качестве материала используется бумага, акварель, кисть, емкость с водой, салфетки.
Воспитатель предлагает детям нарисовать в честь праздника салют. Сначала широкой кистью на альбомный лист нужно нанести воду. Затем на тонкую кисточку набрать акварельную краску и дотронуться ею до листа бумаги в нескольких местах. Точки начнут расползаться. Свободные места нужно заполнить растекающимися точками других цветов.
Занятие по рисованию на тему «Красивая птичка» в средних группах
Обратите внимание! Нужно следить за тем, чтобы дети тщательно промывали кисть в воде.