1.011. Библиотека. Учебники и учебно — методические пособия, статьи и методические рекомендации по теории и методике математического развития детей дошкольного возраста

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Заниматика» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 «Голубок»

Авторы-составители:

  • Немальцева Елена Николаевна
  • Перстенчик Татьяна Сергеевна
  • Сорокина Екатерина Александровна

Осинниковский ГО, 2021

Образовательная область Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Возрастная категория воспитанников Дети дошкольный возраст 4-7 лет

Актуальность Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер ребенка. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое является методом обучения детей дошкольного возраста, его самостоятельной игровой деятельности и является средством гармоничного развития личности ребенка. Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д. Задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребенка. Для этого необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия.

Цель, задачи Цель: Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий.

Задачи:

— Знакомство и закрепление таких понятий, как время, знак, символ, знаковые системы; ознакомить с конкретными знаками: цифры, математические знаки.

— Закреплять и расширять полученные знания через практический опыт, формировать желание научиться разбираться во времени, фиксировать и определять его, планировать свои действия.

— Знакомство и закрепление детей с операциями счета и измерения, с необходимостью наименования их результата.

— Дать представления об алгоритме счетных операций, познакомить с арифметическими действиями, стремиться сформировать положительное отношение к математике как науке.

— Развивать логическое мышление, умение отвечать на вопросы полным предложением обогащать словарный запас детей.

  • Воспитывать умение быть внимательными, думать

проявлять активность мысли, сообразительность.

Описание

Многофункциональное дидактическое пособие «Заниматика» представляет собой куб, где на каждой грани располагается дидактический материал.

1. Геоборд (фигуры на резинке)

Цель: развивать способность детей ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивать логику, воображение, усидчивость, внимание.

Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). «Рисование резинночками» дает малышу уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.

2. «Математический поезд»

Цель: дает возможность детям реализовать задачи образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Варианты игры:

1. Физическое развитие

Выполни любое движение столько раз (показываю цифру на вагоне)

2. Познавательное развитие.

Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с цифрами и знаками, картинки по темам: «Расставь по порядку цифры», «Какой цифры нет?», «Назови последующее (предыдущее) число», «Расставь времена года (дни недели) по порядку», «Размести диких животных в 1 вагоне, а домашних во 2 вагоне», «Размести по вагонам животных Австралии. Какой по счету вагон с кенгуру», «Найди соседей»

Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с цифрами и знаками. Педагог накладывает на любое окошечко (и) вагончика карточки с цифрами. Ребенку необходимо найти соседей числа или восстановить последовательный ряд чисел, выложив недостающие карточки.

Примеры дидактических игр.

Дидактическая игра «Состав числа».

Дети определяют состав того или иного числа. Помещая на окошечко паровозика любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами на окошечки вагончиков, ребенку необходимо определить состав числа. Например 10 ставим на паровозик, а на окошечки вагончиков 1и 9, 2и 8, 3и 7, и т.д.

Дидактическая игра «Составляем задачи».

Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.

Например: В вагоне поезда сидело 5 лягушат. Два лягушонка задумались. Сколько было веселых лягушат? (5-2=3) В вагоне поезда сидело 3веселых лягушонка.

3. Речевое развитие.

Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с картинками, буквами по темам: «Прочитай слово по слогам», «Размести в 5 вагончик слова со звуком [з]», «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картинке».

4. Художественно-эстетическое развитие.

Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с картинками по темам: «Разложи предметы в вагоны по цвету», «Расставь цвета радуги по порядку», «Выбери предметы с дымковской росписью в первый вагончик, хохломской росписью во второй»

«Помоги перевести картины. Портреты размести в первом вагоне, пейзажи во втором, натюрморты в третьем вагоне», «Паровозик песенка».

Интересное наглядное пособие музыкальному руководителю для разбора песни на части вступление, 1 куплет, припев, проигрыш, 2 куплет, припев, проигрыш, куплет и припев. Обратите внимание детей, что проигрыш обозначается маленькими сцеплениями между вагончиками. Обычно. Детям трудно объяснить, что такое «проигрыш». А здесь все видно и понятно

3. Домики.

Примеры дидактических игр.

Дидактическая игра «Состав числа»

Дети определяют состав того или иного числа. Помещая на окошечко крыши любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами на окошечки домиков, ребенку необходимо определить состав числа. Например, 8 ставим на крышу, а на окошечки домика 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, и т.д. Внимание! Количество этажей для разных чисел будет разным.

Дидактическая игра «Сравниваем предметы по количеству»

Дети строят домик в соответствии со знаком на крыше. Помещая на окошечко крыши любой знак больше, меньше. Накладывая карточки с цифрами на окошечки домиков. Например, знак меньше ставим на крышу, а на окошечки домика число 5 меньше на противоположное окошечко ряда число 6 и т.д.

Дидактическая игра «Составляем задачи»

Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.

4. «Карусель».

Цель: Закрепить пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева).

Игра оформлена в виде карусели с посадочными местами для персонажей (дикие, домашние животные и т.д.). Ребенку предлагается покатать зверей на карусели, правильно их рассадив (например, белку – слева, медведя наверху и т.д.) или разместить, как хочет ребенок, но потом рассказать кого и где он разместил.

5. «Веселый алфавит»

Цель: формировать умение детей подобрать картинку в названии которого есть определенная буква.

Перед ребенком лежат картинки, в зависимости от поставленной задачи ребенок подбирает картинки где в слове (начале, середине или в конце) есть определенный звук (буква). Ребёнку предлагается прикрепить картинку к определенной букве.

Заключение.

Многофункциональное дидактическое пособие «Заниматика» для детей старшего дошкольного возраста мобильное, его можно использовать как на фронтальном занятии, так и индивидуально. Каждая деталь крепится на липучку или на магнит, поэтому легко можно подобрать тему для изучения или закрепления. Любой педагог дошкольного учреждения может пользоваться данным пособием в зависимости от поставленных целей.

Следующая >

Занимательные книги по математике для дошкольников

Людмила Вишнякова

Занимательные книги по математике для дошкольников

Слайд 2

Математика – «королева наук»

, она предпочитает точность, лаконичность, конкретику и абстрагирование. Научить ребенка мыслить, находить выход из нестандартных ситуаций, причем не только
математических, но и неписаных, жизненных, — задача не только школы и детского сада, но в первую очередь — родителей.
Что такое занимательная математика? Занимательная математика для дошкольников – это интересные и увлекательные занятия. Математика для малышей начинается со знакомства с числовыми величинами и цифрами. Эта база знаний необходима ребенку еще до поступления в школу. Поэтому помощь со стороны родителей необходима именно в начальной школе и в дошкольный период. Начиная с раннего возраста, детей нужно заинтересовать арифметикой как наукой. Ведь математика для самых маленьких начинается дома. Дошкольники этого возраста должны осознать, что предметы можно посчитать, назвать количество предметов цифрой. Организация математической деятельности детей дошкольного возраста путем применения занимательных книг, которые, можно и нужно применять в занятиях с детьми в условиях семьи. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Совместные занятия по формированию элементарных математическихпредставлений у ребенка в семье приносят следующие положительные результаты:

СЛАЙД 3

-пробуждают у родителей интерес к уровню умственного развития детей и способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук в соответствии с их возрастом и способностями;

— углубляют взаимосвязь родителей и детей, сплачивают семью, служат взаимообогащению;

— создают в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач;

— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку;

— способствуют всестороннему развитию ребенка (настойчивости в достижении цели, упорству)

и благотворны для психического состояния ребенка;

Занимательная математика для малышей-дошкольников

Формирование «научного мышления», начинает формироваться с самых ранних этапов развития ребёнка. Ещё с пелёнок мы даём детям ощупывать предметы разной фактуры, формы и расцветки, делая простейший массажик, считаем пальчики, рассказываем сказки, читаем книжки.

Во многих из этих сказок и книжек на самом деле содержится масса самой настоящей математической информации.

Слайд 4

Самый тривиальный пример «математической» сказки — это конечно «Репка». С помощью этой сказки формируется, например, такое важное представления из мат. анализа, как «приращение бесконечно малого», или, скажем, философское понятие «о переходе количества в качество». Ещё вот напоминают сказку про Трёх медведей, да и вообще, надо сказать, что числа 3, 4 и 7 в сказках очень и очень популярны!

Среди авторских сказок есть такие, в которых большое внимание отводится математическим представлениям:

Слайд 5

Книга «Приключения Треугоши: Математическая сказка для детей от 2-х до 4-х лет»

Трёхлетний мальчик Миша придумывает и рисует сказочного героя — Треугошу. Треугоша отправляется в путешествие, во время которого с ним случаются разные забавные истории.

Дети от 2-х до 4-х лет, слушая сказку, рассматривая иллюстрации и отвечая на вопросы, овладевают элементарными математическими знаниями, которые пригодятся им при подготовке к школе.

СЛАЙД 6

В книге «Ювентик в стране чисел и цифр»для детей от 4 до 7 лет

В этой книге представлены занимательные задания, развивающие у дошкольников пространственное воображение и логическое мышление. Малыши решают примеры и задачи, выполняют графические диктанты, дорисовывают недостающие части предметов, устанавливают причинно-следственные, логические связи и закономерности.

Главная цель книги — развить у дошкольника интерес к математике.

Слайд 7

Жемчужиной среди математических книг для самых маленьких является, конечно же, знаменитая серия про Кубарика и Томатика — книга первая и вторая.

Интереснейшая сказка, которая облегчит ребенку обучение простым математическим действиям, таких как «больше», «меньше», «равно», «круг», «квадрат» и др. Яркие цветные картинки не только заинтересуют ребенка, но и дадут положительный результат в обучении.

Книга является подготовительной ступенью авторской образовательной программы «Математика для дошкольников«.

Слайд 8

Книга Георгия Юдина «Заниматика«: «Занимательная математика для девочек и мальчиков 4-7 лет. «Заниматика» — весёлая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запоминать цифры и решать с ними несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространстве, времени и, самое главное, научит творчески мыслить и находить правильные решения как в арифметике, так и в жизни. » Веселые обучающие задания помогут ребенку развить моторику, воображение, нестандартное мышление, логику, счет и внимание. Задания составлены с учетом возрастных особенностей детей и построены по принципу от простого к сложному.

Для детей 6-7 лет представлены задания: зачеркни лишнее, реши примеры, покажи нужные фигуры, найди тень фигуры, зачеркни лишнюю цифру, напиши счет двойками, тройками, задачи на понимание времени, задачи на пространственное воображение, раскрась, чтобы не было одинаково, продолжи ряд, порядковый счет от 10 до 20.

Слайд 9

Также будут полезны родителям для занятий с детьми книги из серии Школа Семи Гномов – Школа семи гномов — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Для каждого возраста свой цвет, свой гномик, свои книги. Так, например, у всех книжек для детей в возрасте 1-2 лет — синие обложки. Семь лет до школы — семь цветов радуги. Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям,так и специалистам: воспитателям, методистам. В комплект входят книги: «Это чей голос?», «Цвет. Форма», «Большой, маленький», «Пластилиновый снежок», «Веселый, грустный», «Мой дом», «Рисуем пальчиками», «В деревне и на даче», «Прогулки по городу», «Чей это хвостик?», «Мой первый словарик», «Кто это, что это?».

Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами.

Слайд 10

По книге Мальцевой Ирины Владимировны МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ А ДО Я

Можно научить ребёнка быстро и с удовольствием: считать в пределах 10, сравнивать множества, рассуждать логически, анализировать, складывать и вычитать, решать задачки, познавать мир.

Слайд 11

«Вместе учимся считать. Занимательная математика для дошкольников. Рабочая тетрадь №2. ФГОС»

Рабочие тетради по занимательной математике помогут малышам освоить начала математики в увлекательной форме. Вместе с игровыми персонажами лисенком Рыжиком и зайчонком Пушистиком дети познакомятся с цифрами, запомнят их последовательность, научатся считать до десяти, сравнивать предметы по величине и форме.

Пособие, способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, формированию первых навыков анализа и сравнения, совершенствованию мелкой моторики.

Слайд 12

Занимательная математика для дошкольников должна формировать у детей первые математические знания, закреплять навыки количественного и порядкового счета, первых вычислений с помощью операций сложения и вычитания.

Занятия увлекательной математикой должны длиться не больше 15 минут в день. Учить считать можно не только за письменным столом, но и во дворе, пересчитывая, к примеру, детей на площадке и ступеньки в подъезде, и даже за обедом, перекладывая кусочки картофеля в тарелке супа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]