Приметы о погоде за явлениями в мире неживой природы

Издревле именно по объектам неживой природы люди определяли изменения погоды и различные ее явления: снег, дождь, ураган или метель.

Благодаря многолетним наблюдениям предков за окружающими миром сегодня нам доступны приметы неживой природы о погоде, помогающие предугадывать точные метеоданные на сегодня, завтра, следующую неделю или месяц.

Русские приметы в мире неживой природы

Неживой природой называют звезды, небо, солнце, землю и какие-либо природные явления, наблюдая за которыми, можно легко определить погоду на ближайшее будущее.

Практически все народные приметы о погоде в мире неживой природы переданы нам предками, жившими несколько столетий назад на Руси.

Прямо сейчас можно наблюдать много интересных примет, связанных с природными явлениями:

  • кроваво-красная заря или восход предупреждает о снижении температуры воздуха и пасмурной погоде на ближайшие часы и дни;
  • резкая смена силы ветра (с ураганного на слабый или наоборот) говорит о ясном и безоблачном последующем дне;
  • не ослепляющие и слегка мутноватые лучи солнца означают приближение грозы;
  • посиневшее над лесом небо порадует хорошими новостями – тепло близко;
  • хорошую погоду предвещает и высокое расположение облаков;
  • туман утром легкий и стелется ровно — указывает на тепло и отсутствие осадков, а очень густой туман предупреждает о прохладе, дожде;
  • частые дожди осенью перейдут и на весну, будет такой же мокрой;
  • тусклый, почти невидимый месяц на ночном небе предсказывает дождливую погоду, а голубоватый ореол вокруг него подтверждает это;
  • рано выпавший осенью снег – к ранней весне;
  • ровно через 40 дней после первого снега придет настоящая зима;
  • если облака высоко – можно не тревожиться, погода будет хорошей;
  • две радуги на небе смотрятся эффектно, но означают продолжительные дожди.

Некоторые приметы в России имеют научное обоснование: «Чем скорлупа у желудей толще, тем зима суровей» — доказана ученым, описавшим взаимосвязь уплотнения скорлупы и зимних морозов в журнале «Фермерский альманах».

Также объясняется наукой нарастание толщины шелухи лука и кукурузы и укрупнение шишек сосны перед предстоящими холодами, и многое другое.

Какие изменения осенью происходят в живой природе?

Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:

  • пожелтение и опадание листвы;
  • увядание травянистых растений;
  • подготовка животных к зиме (сбор и хранение запасов, наращивание меха);
  • отлет перелетных птиц;
  • исчезновение насекомых.

Рассмотрим эти природные явления более подробно.

Пожелтение и опадание листьев

Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.

Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.

В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.

После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:

  • растения получают возможность отдохнуть, подготовиться к зимней спячке;
  • снижается рисков механических повреждений — без листьев на ветках в период снегопадов не скапливается много снега;
  • вместе с листьями растения сбрасывают вредителей, которые жили на них в летний период.


Опавшие желтые листья: Pexels

Увядание трав

Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.

В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:

  • не дают растению погибнуть в период холодов;
  • сохраняют возможность быстрее возродить стебель и листья с приходом весны.

Некоторые животные впадают в спячку

Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.

Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:

  1. Некоторые млекопитающие животные (медведь, еж, барсук, сурок), грызуны (хомяк, суслик). Они впадают в спячку в конце осени – в начале зимы, что связано с отсутствием для них кормовой базы.
  2. Холоднокровные животные (змеи, лягушки), рептилии и амфибии. Они «засыпают» поздней осенью, потому что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования.
  3. Насекомые — мухи, комары, жуки, пауки. С наступлением холодов они прячутся в уютные щели и кажутся мертвыми. Это защитная реакция на снижение температурных показателей. С наступлением весны они оживут.

Звери делают запасы

Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:

  • готовят запасы еды;
  • утепляют жилища;
  • меняют окрас и обрастают густым и теплым мехом.


Белка делает запасы на зиму: Pexels

Перелет птиц

Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.

Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).

Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.

Предсказания по солнечной системе

Чтобы составить точный прогноз о погоде на основе наблюдений, лучше сопоставлять друг с другом несколько примет по объектам или явлениям неживой природы. К примеру, если солнце заходит в ярко-алые облака – на следующий день похолодает. А если при этом еще и туман утром плотный – точно тепла не предвидится. Чем больше человек знает примет – тем правдивее будет прогноз.

Лунные секреты

Разглядывая очертания загадочного ночного светила можно определить, какими будут предстоящие сутки и вся будущая неделя:

  • бледный лунный свет зимой свидетельствует о метелях и морозных днях;
  • месяц, плывущий по затуманенному небу, предупреждает о снежных буранах и серьезных снегопадах;
  • ярко светящая луна – к солнечному дню и смене температуры воздуха;
  • летняя луна, с неясными очертаниями, плывущая в тумане, знаменует непогоду и период дождей.

Солнце

Солнце – это тепло, энергия, начало новой жизни. Маги считают солнечное затмение из всех природных явлений самым благоприятным моментом для связи с потусторонним миром, а обычные люди по самой большой и горячей звезде определяют погодные условия:

  • сияющее на закате предсказывает на ближайший день порывистый и очень мощный ветер;
  • окруженное туманом – предупреждает о сильном ливне;
  • выглянувшее после дождя – обещает богатый урожай грибов;
  • ореол вокруг – указывает на дождь летом, а зимой на снегопады;
  • красный закат – знаменует ветер на протяжении всего следующего дня;
  • взошло раньше прежнего – быть дождю.

О чем говорят звезды

Ночное небо, усыпанное миллиардами звезд, не может не завораживать. Но к нему обращают взгляды не только в романтические моменты или минуты грусти, а также с целью определить погоду. Именно благодаря этим небесным телам путешественники и мореплаватели могли предугадывать погодные условия наперед, избегая штормов и бурь, несущих гибель всему живому. Но не только им полезно знать звездные приметы:

  • яркие блестящие звезды зимой пророчат морозы, а летом – жару;
  • сильно мерцающие звездочки предсказывали ненастье, но при этом мерцание ранним утром среди туч – точно к грозе, а изумрудные полуденные звезды приводят к безоблачной сухой погоде;
  • если размер звезд кажется меньше – быть дождю (или снегу зимой);
  • зимняя многозвездность обещает холода, летняя — хорошую погоду, редкая звездность — к ненастью в любое время года;
  • темные кружочки вокруг звезд или туманность — к слякотной погоде, а красные или белые предсказывают жару;
  • также о дожде предупреждают потемневшие звезды Большой Медведицы и тусклые Млечного Пути (светлые — к ясной погоде);
  • звездопад знаменует ветреность;
  • октябрьские яркие звезды указывают на улучшение погоды;
  • звезды кажутся далекими летом — к дождю, а зимой — к оттепели;
  • ночное небо чистое, но звезд не видно – к ненастью.

Достоверность данных примет неоднократно подтверждается наблюдателями, поэтому они не утрачивают свою актуальность, помогая составлять точные прогнозы погоды.

Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста

Светлана Казьмина

Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста

Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Нельзя изучить природу по картинкам, фильмам, книгам. А ведь в любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.

Организация циклических наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: Обогатить представления детей увлекательными сведениями о жизни птиц; о внешнем виде, повадках, условиях обитания птиц; помочь понять и полюбить пернатых.

Задачи: Обогащать словарный запас,развивать связную речь: учить связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, составлять творческие рассказы, использовать речь – доказательство; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи; воспитывать гуманное отношение к живому.

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: Познакомить детей с птицей, живущей в уголке природы, прилетающей на участок, сообщить ее название, дать ей кличку. Обратить внимание на то, что она красивая, веселая, бойко скачет и щебечет.

Наблюдение 2. Что птичка ест.

Цель: Показать детям, что птицу кормят зерносмесью (зерна мелкие, разного цвета, тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. На участке вывешивают кормушку.

Наблюдение 3. Птицу кормят каждый день.

Цель: В течение нескольких (пяти)

дней демонстрировать детям, что птица живая, ее надо кормить каждый день с утра. На участке насыпают в кормушку корм и
наблюдают за прилетающими птицами.
Наблюдение 4. Что птица делает в клетке (задание детям)

.

Цель: Побуждать дошкольников к самостоятельным наблюдениям, учить замечать разные действия птицы, называть их словами. На участке наблюдать за прилетевшими воробьями, синицами, их повадками.

Наблюдение 5. Кто заботиться о птице.

Цель: обратить внимание на то, что птица сама не может себя накормить, о ней заботится воспитатель и дети, дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку. В чистой клетке с кормом и водой птица хорошо себя чувствует. На участке и в парке, если в кормушку не положить корм, птица ищет его сама, пьет из лужи.

Наблюдение 6. Что есть у птицы.

Цель: Уточнить особенности внешнего вида птицы. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке, крыльями машет. На участке понаблюдать, как птица перелетает с ветки на ветку, расхаживает, прыгает.

Наблюдение 7. Как птицы купаются.

Цель: показать детям, как птица может купаться в воде если ей поставить в клетку купалку. Она ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться. На участке понаблюдать, как воробьи, голуби купаются в лужах.

Организация циклических наблюдений с детьми среднего дошкольного возраста.

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: Познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Выявить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска)

. Установить черты сходство во внешности птиц- есть голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове- глаза, клюв.

Наблюдение 2. В каких условиях живет птица.

Цель:Познакомить детей с условиями содержания птицы: она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок и мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Показать детям необходимость таких условий6 в большой клетке птица может летать,порхать: на жердочки она садится, скачет по ним, песок клюет, воду пьет, кормом питается, купается в воде.

Наблюдение 3. Кто и как ухаживает за птицей.

Цель: показать дошкольникам, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей)

. Чтобы птица хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой,за ней надо постоянно ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, не оставлять птицу без корма и воды. Все надо делать осторожно, чтобы не пугать ее.

Все птицы- пугливы и осторожны.

Наблюдение 4. Как птицы ведет себя после уборки. (задание для самостоятельного наблюдения)

Цель: Приучать дошкольников проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.

Наблюдение 5. Как птица поет? (задание детям)

Цель: Учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить- пение птицы- это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе. На участке прислушиваться к звукам, издаваемым птицами.

Наблюдение 6. Сколько чего у птицы.

Цель: Уточнить с детьми представления о ее внешнем виде. У нее одна голова, один хвост и один клюв, два глаза, много перьев, которые покрывают тело, кроме клюва и ног. Перья разного цвета, они мягкие и легкие.

Наблюдение 7. Как птица купается (задание детям)

.

Цель: Поощрять самостоятельные наблюдения детей и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время и после купания. Обратить внимание на то, как, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.

Наблюдения 8. Зачем птице ноги и крылья.

Цель: Уточнить с детьми функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело, при помощи крыльев порхает, перелетает с места на место, купается в воде.

Организация циклических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдение 1. Знакомство с новой птицей.

Цель: Выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении в сравнении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.

Наблюдение 2. Условия жизни птицы.

Цель: Уточнить с детьми, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода)

.Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом, на жердочках она отдыхает, скачет по ним, кормом питается, воду пьет, клюет песок
(при его помощи птица переваривает пищу)
.

Чтобы птица была здоровой и веселой, условия.В которых она живет должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода,разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь, зелень (букетики трав, минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа)

Наблюдение 3. Труд дежурных- забота о птице.

Цель: Показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку природы создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

Познакомить дошкольников, что человек проявляет заботу о птицах, живущих на воле (весной вывешивают скворечники, существуют «утиные фермы»

).

Наблюдение 4. Какая зелень лучше?

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птиц: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

Наблюдение 5. Какие ноги у птицы?

Цель: Уточнить особенности строения ног птицы,их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены- 3 вперед, один- назад (у попугая- два вперед, два- назад, поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветви.

При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочке.

Наблюдение 6. Есть ли у птицы шея.

Цель: Показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птицы легко поворачивают голову в разные стороны и все замечают.

Наблюдение 7. Слышит ли птица.

Цель: Выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки, сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно.

Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается.

Неожиданных громких звуков она боится.

Наблюдение 8.Когда поет птица:

Цель: Предложить самостоятельно выяснить, когда поет птица (до еды, купания)

или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать.

На участке, в парке предложить послушать трели птиц, узнать по голосу, послушать крики улетающих птиц. Предложить послушать трели птиц в грамзаписи.

Наблюдение 9. Как птица отдыхает и спит.

Цель: Показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распушает перья на теле и закрывает глаза. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Наблюдение 10. Декоративные, хищные птицы, птицы жарких стран…

Цель: Познакомить дошкольников с разнообразием видов птиц, особенностями их внешнего вида, повадками, условиями обитания.

Наблюдение 11. Птицы перелетные, зимующие, пролетные.

Цель: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлениях, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.

Приметы неживой природы

За явлениями неживой природы следят в разные сезоны года, и приметы, соответственно, отличаются: если январские сосульки сулят высокую урожайность, то апрельские, с пустотой внутри – наоборот. Интересно и то, что зимой можно предсказать летнюю погоду, а осенью – весеннюю, то есть, определять погодные условия на несколько месяцев вперед.

Весна

Наблюдения за неживой природой весной позволяют сориентироваться и верно определить погоду:

  • хорошие урожаи обещает сухой, практически без осадков, март;
  • дождливый первый весенний месяц и сосульки с пустой серединой предвещают бедные урожаи;
  • молнии без сопровождения грома знаменуют жаркое и засушливое лето;
  • чем больше дождей в апреле – тем больше ожидается грибов в лесах;
  • первая апрельская гроза порадует ожидающих тепла — жарким летом и заодно богатым урожаем орехов.

Интуиция может обмануть, но приметы о погоде в неживой природе – никогда. Это понимали предки и многие пользуются их знаниями сегодня.

Лето

Согласно народным приметам, по количеству утренних августовских туманов можно определить, насколько сильные будут зимние снегопады. Наблюдая за неживой природой мира летом можно узнать много интересного:

  • высокая урожайность злаковых культур прогнозирует морозную и метелистую зиму (запасаемся хлебом);
  • дождливое лето, переходящее в теплую сухую осень, указывает на продолжительную зиму;
  • летние теплые ночи подарят хорошие урожаи меда;
  • отсутствие росы в летнюю ночь предсказывает дневной дождь;
  • туман, расстилающийся над водой, знаменует жаркий день;
  • двойная или даже тройная радуга говорит о повторении предыдущих осадков.

Благодаря приметам можно подготовиться к суровой и продолжительной зиме. Или дождливой осени.

Осень

Осень любят за ее разнообразие цветов, особенно если сезон выдался теплый, однако, яркие краски предупреждают о крепких зимних морозах. Существует еще несколько осенних примет:

  • гром среди ясного осеннего неба пророчит солнечную и очень теплую осень;
  • не скидывающие листву до декабря деревья предупреждают о долгой и холодной зиме;
  • поздноцветущая рябина указывает на продолжительный осенний сезон, а если цветов на рябине необычно много – преобладать будут дожди (при малом количестве цветочков и осадки минимальны);
  • несложно потерпеть излишнюю осеннюю сырость, ведь это приведет к ранней весне, как и выпавший в начале октября первый снег.

Присматриваться к окружающему миру не просто интересно, а весьма познавательно. Даже дым, выходящий зимой из печной трубы, может подсказать, какая будет погода на следующий день.

Зима

В зимние месяцы люди определяют погоду по следующим признакам:

  • дым, уходящий столбом высоко в небо из печных труб, указывает на ясный будущий день, а если дым к земле стелется — к ненастью;
  • пусть молнии зимой не пугают — они предупреждают о сильных снегопадах;
  • хмурый день сменяется ясным вечером – близки морозы;
  • метель предсказывают деревья, стоящие поутру в инее;

Ни один метеоролог не предскажет погоду с такой точностью, как неживая и живая природа. Может и не получится сразу определить, например, будут заморозки сегодня или нет. Но если следить за природой и записывать все свои наблюдения, спустя время, нигде специально не обучаясь, можно стать хорошим прогнозистом и даже зафиксировать собственные приметы.

Значение наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников

Определение 1
Экологическое образование – это мероприятия по формированию экологического сознания, включающего навыки взаимодействия с природной средой, а также уважительного отношения к природному миру и его особенностям функционирования.

Экологическое образование не является обособленным процессом. Оно тесно связано с воспитание экологической ответственности ребенка, формированием у него основ творческого мышления, знаний и убеждений в области экологии.

Экологическое сознание и культуру поведения в природной среде необходимо формировать у ребенка с дошкольного возраста. Если они закрепятся, как свойства личности, то станут ориентирами социального поведения взрослого человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Экологическое сознание имеет важное значение в жизнедеятельности дошкольника. Оно проявляется в следующем:

  1. Проявление интереса ребенка к миру природы и законам ее функционирования.
  2. Рассмотрение природы, как эстетической среды, эстетического совершенства. На этой основе формируются эстетические представления ребенка, развивается эстетическое восприятие мира, чувство прекрасного и т.д.
  3. Получение экологический знаний, позволяющих ребенку осознанно относится к природе, не вредить ей.
  4. Развитие нравственного отношения к природной среде. Формируется чувство долга и ответственности перед природой и ее обитателями, а также развивается добродушие, сострадание, осознанная потребность помогать «братьям меньшим».
  5. Экологическое сознание формирует навыки предвидения последствий совершения того или иного действия в природе.

Экологическое образование дошкольников основывается на использовании метода наблюдения. Этот метод способствует лучшему восприятию природы, ее объектов и процессов. Яркие представления закладываются в сознании дошкольника, как образы, которые всплывают в конкретных обстоятельствах.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 440 ₽ Реферат Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 240 ₽ Контрольная работа Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Использование данного метода имеет следующую значимость в экологическом развитии дошкольника:

  1. Наблюдение актуально использовать в познавательном процессе дошкольников, поскольку оно отвечает возрастному этапу развития их психических процессов. Лучше всего информация усваивается при ее реальном видении.
  2. Наблюдение развивает концентрацию внимания, повышает умственную активность дошкольника.
  3. Наблюдение является увлекательным методом знакомства с природой, поэтому оно мотивирует к дальнейшему изучению ее устройства и процессов.
  4. Наблюдения за природой развивают понимание ее процессов, формируют навыки видения природы и основ ее устройства.
  5. Наблюдение заложено в основу разнообразных видов деятельности, направленных на изучение и преобразование природы, активизацию трудовых навыков в природной среде.
  6. Наблюдения за природными процессами помогают в развитии речи дошкольников. Педагог комментирует детям то, что они видят, помогает в правильном назывании природных объектов и процессов, за которыми наблюдают дошкольники.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]