Открытое занятие по грамоте «Звуки М, МЬ. Буква М»


Занятие по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук «М»

Цель: познакомить со звуком «м» Задачи: 1. Уточнение правильной артикуляции и звучания звука [м]. 2. Развивать умение выделять звук среди других, давать характеристику звука,. 3. Формировать интонационную выразительность речи. 4. Составлять сравнительные предложения с союзом «а»; 5. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных; 6. Развивать фонематический слух, мышление, память, внимание, артикуляционный аппарат, произношение. 7. Воспитывать умение контролировать свою речь, произношение, силу голоса. Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, здоровье. Раздаточный материал: Демонстрационный материал: игрушка мягкая – кошка,

Содержание:

Дети сидят полукругом на ковре. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Появляется кошка : Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться, меня зовут ………. Ой, какая я забывчивая. Отгадайте, пожалуйста, мое имя. Оно зашифровано в картинках, его надо определить по первому звуку. (машина, утюг, руль, колбаса, арбуз) Картинки расположены на мольберте. Как меня зовут? (Мурка) Правильно. Ребята, что это за звук первый. (Звук М). Давайте сегодня поговорим о звуке М. Произнесите звук – м. И скажите, какой он? (согласный, звонкий) Почему? (при произношении губы смыкаются). Молодцы. Кошка: А знаете у меня есть подружка. Отгадайте, как ее зовут? Ее имя зашифровано также в картинках, только не на первый звук, а на последний. Картинки прикреплены к обратной стороне мольберта: дом, снежинки, стол, рак, рыба).

2. Звуковой анализ слова — МУРКА, МИЛКА. Воспитатель: прошу подойти к вашим столам и с помошью цветных квадратов выложить на столе имя нашей гостьи и ее подружки.(девочки выкладывают из цветных квадратов имя МИЛКА, а мальчики — МУРКА). Затем спросить по одному ребенку провести анализ на доске, а все проверяют. Кошка хвалит детей за правильные ответы.

3. Массаж биологически активных зон «Кисонька» Дети проговаривают чистоговорку. Хором. Са-са-са — Кисонька-краса. Поглаживание ладонями голову Сы-сы-сы — Есть у кисоньки усы. Пальчиками провести под носом Исы-исы-исы — Молоко для кисы. Показать лакательные движения. Иса-иса-иса — Бантиком играет киса. Ладонями растирать уши.

4. Составь предложение. Воспитатель просит детей придумайте слово в котором есть звук –м- и составить с ним предложение. (дети составляют предложения и рассказывают их). Воспитатель: запишите свои предложения с помощью графической схемы в тетрадь.

5. Физ. пауза. Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши. Топ, топ, топ! Три притопа. А под партой черный кот. Присесть на корточки Он под парту залез спать. Положить сложенные ладошки под щеку. Нам мешает он играть. Встать, погрозить пальчиком.

6. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал – очень ловок и удал.

7. Работа в тетради. Воспитатель: у всех на столе есть шаблон кошки, обведите его в тетради и надо заштриховать девочки: прямыми линиями справа налево, а мальчики – волнистыми линиями сверху вниз.

8. Рефлексия: С каким звуком познакомила нас кошка Мурка? (звуком М) Какой этот звук? (согласный)

Цель.

Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой
Мм;
учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование.

Картинки со звуками [м—м’]; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.

Ход занятия

I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.

1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).

Какой первый звук в песенке кошки? ([м’]).

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м’]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама

слышен звук [м]? (В начале и середине слова)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м’]. На клумбе росли цветы: ирисы, маки,

пионы.

— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков.

Поставила их в вазу. А на столе уже стояла
манная
каша и
молоко.
Маша засмеялась:
«Мамочка,
какая ты молодец! Ты помогаешь
мне
в
моей
игре».

— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко

— первый звук [м]).

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша

сорвала
морковь
для супа,
малину
для компота.

— Какой первый звук в словах морковь

и
малина?
(Звук [м]). Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали
макароны
и
мясо
. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

— Какие звуки слышны в начале слов макароны,

мясо? (Звуки [м—м’]).

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м—м’]», — ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)

— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут». (Мяч)

— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м’] в словах мышь

и
мяч.
Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.

Артикуляция звуков.

При произнесении звуков [м—м’] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными.

Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков.

Звуки [м—м’] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.

II. 1. Звуковой анализ слов мышь

и
мяч
(с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).

2. Игровая ситуация «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых гласные звуки [м—м’] закрашены синим фломастером.

— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, но солнышко растопило всю его твердость?

Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.

III. Закрепление нового материала.

1. Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м’].

Примерные пары слов: масло


мясо, мак

мяч, море

мель, мышка

мишка, машина

метро
и т. п.

2. Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха


летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл)

и др.

IV. 1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:

— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м—м’]. Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим цветом.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».

Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]