Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с твердыми и мягкими звуками [с]-[с’]» Доминирующая образовательная область: речевое развитие Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная Цель: Обучение детей…
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по сказке «Гуси-лебеди» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГАРБУЗОВА Н. В. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Повторить и закрепить знания детей о
звуках 2. Способствовать развитию фонематического слуха и звукового анализа 3. Продолжать учить…
Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте (чтение)
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение) 1 класс (92 ч)
№ п/п | Тема раздела (урока) | Количество часов | Дата |
Добукварный период. 18 ч. | |||
1 | Речь устная и письменная. Предложение. Урок — путешествие | 1 | |
2 | Предложение. Слово | 1 | |
3 | Слово. Слог | 1 | |
4 | Ударение. Ударный слог Урок — игра | 1 | |
5 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | |
6 | Гласные и согласные звуки. | 1 | |
7 | Образование слога | 1 | |
8 | Закрепление знаний о звуках русского языка Урок – смотр знаний | 1 | |
9 | Гласный звук [а]. Буква А, а | 1 | |
10 | Гласный звук [а]. Буква А, а. Закрепление | 1 | |
11 | Гласный звук [о]. Буква О, о | 1 | |
12 | Гласный звук [о]. Буква О, о. Закрепление | 1 | |
13 | Гласный звук [и]. Буква И, и | 1 | |
14 | Гласный звук [и]. Буква И, и. Закрепление | 1 | |
15 | Гласный звук [ы]. Буква ы Урок — сказка | 1 | |
16 | Гласный звук [ы]. Буква ы. Закрепление | 1 | |
17 | Гласный звук [у]. Буква У, у | 1 | |
18 | Гласный звук [о]. Буква У, у. Повторение пройденного | 1 | |
Букварный период 63 ч. | |||
19 | Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н Урок — презентация | 1 | |
20 | Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н. Закрепление | 1 | |
21 | Звуки [с] и [с’]. Буква С, с | 1 | |
22 | Звуки [с] и [с’]. Буква С, с. Закрепление | 1 | |
23 | Звуки [к] и [к’]. Буква К, к | 1 | |
24 | Звуки [к] и [к’]. Буква К, к. Закрепление | 1 | |
25 | Звуки [т] и [т’]. Буква Т, т | 1 | |
26 | Звуки [т] и [т’]. Буква Т, т. Закрепление | 1 | |
27 | Закрепление пройденного материала Урок взаимообучения | 1 | |
28 | Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л | 1 | |
29 | Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л | 1 | |
30 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | |
31 | Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р | 1 | |
32 | Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р. Закрепление | 1 | |
33 | Звуки [в] и [в’]. Буква В, в Урок мудрости | 1 | |
34 | Звуки [в] и [в’]. Буква В, в. Закрепление | 1 | |
35 | Гласная буква Е, е. | 1 | |
36 | Буква е – показатель мягкости согласного звука | 1 | |
37 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | |
38 | Звуки [п] и [п’]. Буква П, п | 1 | |
39 | Звуки [п] и [п’]. Буква П, п. Закрепление | 1 | |
40 | Звуки [м] и [м’]. Буква М, м | 1 | |
41 | Звуки [м] и [м’]. Буква М, м | 1 | |
42 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | |
43 | Звуки [з] и [з’]. Буква З, з | 1 | |
44 | Звуки [з] и [з’]. Буква З, з | 1 | |
45 | Праздник детской книги. Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | |
46 | Звуки [б] и [б’]. Буква Б, б | 1 | |
47 | Звуки [б] и [б’]. Буква Б, б. Закрепление | 1 | |
48 | Звуки [б] и [б’] — [п] и [п’]. | 1 | |
49 | Звуки [д] и [д’]. Буква Д, д | 1 | |
50 | Парные согласные звуки [д], [д’] и [т] и [т’]. Буквы Д, д и Т, т Урок — путешествие | 1 | |
51 | Буква Я, я обозначающая два звука [й’а]. | 1 | |
52 | Буква я – показатель мягкости согласных звуков | 1 | |
53 | Закрепление пройденного о буквах я, е. Чтение текстов. Смотр знаний | 1 | |
54 | Звуки [г] и [г’]. Буква Г, г | 1 | |
55 | Парные согласные звуки [г], [г’] и [к] и [к]. Буквы Г, г и К, к | 1 | |
56 | Звук [ч’]. Буква Ч, ч | 1 | |
57 | Звук [ч’]. Буква Ч, ч, буквосочетания ча, чу. | 1 | |
58 | Буква ь – показатель мягкости согласных | 1 | |
59 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | |
60 | Разделительный мягкий знак Урок — сказка | 1 | |
61 | Звук [ш]. Буква Ш, ш | 1 | |
62 | Звук [ш]. Буква Ш, ш. Закрепление | 1 | |
63 | Звук [ж]. Буква Ж, ж | 1 | |
64 | Звук [ж]. Буква Ж, ж | 1 | |
65 | Буква Ё, ё, обозначающая два звука [й’о]. | 1 | |
66 | Буква ё – показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й’о]. | 1 | |
67 | Звук [й’]. Буква Й, й Урок — мудрости | 1 | |
68 | Звук [й’]. Буква Й, й. Закрепление | 1 | |
69 | Звуки [х] и [х’]. Буква Х, х | 1 | |
70 | Звуки [х] и [х’]. Буква Х, х. Закрепление | 1 | |
71 | Буква ю – показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й’у]. | 1 | |
72 | Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю. | 1 | |
73 | Звук [ц]. Буква Ц, ц | 1 | |
74 | Звук [ц]. Буква Ц, ц | 1 | |
75 | Гласный звук [э]. Буква Э, э. | 1 | |
76 | Гласный звук [э]. Буква Э, э. Закрепление Смотр знаний | 1 | |
77 | Звук [щ’]. Буква Щ, щ | 1 | |
78 | Звук [щ’]. Буква Щ, щ. Закрепление | 1 | |
79 | Звуки [ф] и [ф’]. Буква Ф, ф | 1 | |
80 | Звуки [ф] и [ф’]. Буква Ф, ф. Закрепление | 1 | |
81 | Разделительный мягкий и твёрдый знак | 1 | |
Послебукварный период 11 ч. | |||
82 | Как хорошо уметь читать. Творческий проект «Живая азбука» | 1 | |
83 | К. Ушинский «Наше отечество» | 1 | |
84 | «Первоучители словенские». Первый букварь Виртуальная экскурсия | 1 | |
85 | А.С. Пушкин и его сказки. Выставка книг. | 1 | |
86 | Рассказы Л. Н. Толстого для детей. Великий педагог и писатель К.Д. Ушинский | 1 | |
87 | К.И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница» | 1 | |
88 | В.В. Бианки и его творчество | 1 | |
89 | Стихи С. Я. Маршака | 1 | |
90 | Рассказы М. М. Пришвина о природе | 1 | |
91 | Стихи А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Б. В. Заходера. | 1 | |
92 | Прощание с «Азбукой» Урок — праздник | 1 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (40 ч)
№ п/п | Тема раздела (урока) | Количество часов | Дата | |
Жили-были буквы (8 ч) | ||||
1 | Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы» Урок — путешествие | 1 | ||
2 | И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» | 1 | ||
3 | Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | 1 | ||
4 | Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». | 1 | ||
5 | И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | ||
6 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 1 | ||
7 | Из старинных книг. | 1 | ||
8 | Урок-обобщение «Жили-были буквы» | 1 | ||
Сказки, загадки, небылицы (6 часов) | ||||
9 | Е. Чарушин «Теремок» | 1 | ||
10 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | ||
11 | Загадки, песенки, потешки. | 1 | ||
12 | Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | 1 | ||
13 | А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» | 1 | ||
14 | Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» | 1 | ||
Апрель, апрель. Звенит капель!.. (5 часов) | ||||
15 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» | 1 | ||
16 | Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» | 1 | ||
17 | И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» | 1 | ||
18 | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг | |||
19 | Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» | 1 | ||
И в шутку и всерьёз (7 часов) | ||||
20 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | 1 | ||
21 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | ||
22 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» | 1 | ||
23 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» | 1 | ||
24 | К. И. Чуковский «Телефон» | 1 | ||
25 | Из старинных книг. | 1 | ||
26 | М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 1 | ||
Я и мои друзья (7 часов) | ||||
27 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» | 1 | ||
28 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» | 1 | ||
29 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» | 1 | ||
30 | И. Пивоварова «Вежливый ослик» | 1 | ||
31 | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» | 1 | ||
32 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 | ||
33 | Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья» | 1 | ||
О братьях наших меньших (7 часов) | ||||
34 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…» | 1 | ||
35 | В. Осеева «Собака яростно лаяла» | 1 | ||
36 | И. Токмакова «Купите собаку» | 1 | ||
37 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» | 1 | ||
38 | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» | 1 | ||
39 | С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» | 1 | ||
40 | Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 |
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение. Обучение грамоте»
Личностные
Учащиеся научатся:
- с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
- отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
- проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
- понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини- группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини- группе или паре;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
- сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
- сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
- определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
- отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
- отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя по теме урока;
- создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
- находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях; готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного — и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам; первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Подготовительный период (18ч)
О речи
(устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение.
Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Слияние согласного звука с гласным.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
Обучение чтению (63 ч)
Ознакомление со звуками [н], [н’], [с], [с’], [к], [к’], [т], [т’], [л], [л’], [р], [р’], [в], [в’], [п], [п’], [м], [м’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ч’], [ж], [й], [х], [х’], [ц], [щ’], [ф], [ф’], [э], [ю], [ё], [я], [е].
Ознакомление с буквами Н, н, С, с, К, к, Т, т, Л, л, Р, р, В, в, П, п, М, м, З, з, Б, б, Д, д, Г, г, Ш, ш, Ч, ч, Ж, ж, Й, й, Х, х, Ц. ц, Щ, щ, Ф, ф. Э, э, Ю, ю, Ё, ё, Я, я, Е, е, ь, ъ.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами, чтение слов и предложений с изученными буквами.
Буква Е – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Ь. обозначение мягкости согласного. Мягкий знак в середине слова. Чтение слов с мягким знаком. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного. Мягкий знак – разделительный. Буквы ь и ъ.
Послебукварный период
Обучение чтению (11 ч)
Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; К Ушинский «Наше отечество»; В.Куприн «Первоучители словенские», «Первый букварь»; А.С. Пушкин «Сказки»; Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский Рассказы для детей; К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница»; В.В. Бианки «Первая охота»; С.Я. Маршк «Угомон», «Дважды два»; М.М. Пишвин«Предмайское утро», «Глоток молока»; А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»; С.В. Михалков «Котята», Б.В. Заходер «Два и три».
Литературное чтение (40ч)
Жили-были буквы (8 ч)
В. Данько «Загадочные буквы»; И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»; С. Чёрный «Живая азбука», Ф Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»; Г. Сапгир «Про медведя»; М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая шляпа»; С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы».
Сказки, загадки, небылицы (6 ч)
Е. Чарушин «Теремок», «Рукавичка». Малые фольклорные жанры (загадки, песенки, потешки, небылицы). «Рифмы Матушки Гусыни» (перевод С. Маршака), А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поет…», Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
«Апрель! Апрель! Звенит капель» (5 ч)
А. Майков «Ласточка примчалась». А Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась..»; Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».И.Токмакова «Ручей», Е. Трутнева «Когда это бывает?». А. Майков «Христос Воскрес!». Обобщающий урок по теме «Апрель! Апрель! Звенит капель».
И в шутку и всерьёз (6 ч)
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!». Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».
Я и мои друзья (7 ч)
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». B. Орлов «Кто первый?». C. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Дружба». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».
О братьях наших меньших (7 ч)
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет». М. Пляцковский «Цап-Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». B. Лунин «Никого не обижай».C. Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и еж». Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».