Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквы Е, Ё»


Конспект урока обучения грамоте по теме ”Гласная буква Ёё”, 1 класс

Задачи:
— познакомить детей с новой буквой Ё; — научить читать её в словах и слогах; — совершенствовать технику чтения детей; — привить любовь к родному языку, его многообразию, секретам и особенностям; — привить интерес к книгам; -развитие устной речи; — развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

— изображение ёжика; — образ буквы Ё; — таблицы и приложения для скорочтения ; — книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже. Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

2. Физкультминутка.

— Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

3. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной; Иголок много – много А ниток — ни одной.

— Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа) — Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…) — А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей) — На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква. — А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей). А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой буквой Ё.

— Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё). — Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный) — Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ). — Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой! — Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ). А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] ) -Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…). — А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

— Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС — НЁС ГРЁ ВЁ ВОЗ — ВЁЗ ЗЛЁ НЁ РОВ — РЁВ СВЁ СЁ МОД — МЁД ПЛЁ РЁ ВОЛ — ВЁЛ ГНЁ ЛЁ МОЛ — МЁЛ ЗВЁ 6. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение №1 ,найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

7. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).

8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся? — Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся). — А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). — Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода). — Вот почему люди так говорят. — Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название) — Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет) — Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры? (Рассказы детей). Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки. (текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую — букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

— Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная). — А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё (слова напечатаны на доске)

ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

9. Итог.

— Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё») — Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о]) — Какая это буква, гласная или согласная? (гласная) — Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная). — А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо! — Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации! — Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку: Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
Полный текст материала Конспект урока обучения грамоте по теме ”Гласная буква Ёё”, 1 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Ирина Викторовна Артемьева → Иритка 14.12.2010 6 46211 4529 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Задание для дошкольников: печатная буква Е

Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.

Задание 1

Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.

Задание 2

Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.

Задание 3

Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.


В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.

Задание 4

Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.

Задание 5

Назовите три имени, в которых есть Е.

Задание 6

Составьте пять слов, в которых есть Ё.

Задание 7

Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.

Цели и задачи

Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.

Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.

Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]