Важность игры в подготовке детей к школе
Игра — это особое занятие, которое расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. По мнению Краевского В.В., ведущая позиция игры определяется не временем, которое ребенок уделяет ей, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в глубине игры возникают и развиваются другие виды деятельности; игра вносит наибольший вклад в интеллектуальное развитие ребенка.
Игры отличаются содержанием, характерными особенностями, местом, которое они занимают в жизни детей, их воспитании и обучении.
Говоря о подготовке детей к школе, Маркови А.К. выделяет две ее стороны: комплексное образование, которое обеспечивает общий уровень развития, и образование, которое формирует конкретные знания, навыки, способности ребенка, которые способствуют успешному обучению в школе на самых ранних стадиях..
Все, что можно сказать о важности игры для развития воображения, добровольного поведения, навыков совместной деятельности дошкольника, относится в целом к подготовке к школе. Совместная деятельность и самостоятельная игра детей со взрослым способствуют широкой подготовке к школе. Если ребенок достаточно развит в речи, мышлении, он может себя контролировать — действовать по указаниям взрослого, сдерживать свои сиюминутные желания, способен достаточно критически оценивать результаты своей работы, то он готов идти в школу. В этом случае ребенок, даже не научившись читать и считать до школы, без особых усилий освоил основы школьного материала в 1 классе и будет успешно развиваться по пути знаний.
Но если необходимо подготовить ребенка к школе даже с точки зрения определенных навыков, то для этого можно использовать игру. Игра поможет вашему ребенку почувствовать реальность школьной жизни. Конечно, ребенок уже знает о школе из рассказов пожилых людей, фильмов и книг. Но с ним можно играть и в школе.
Будущая школьная жизнь, по словам Е. Волковой, откроется ребенку в более ярко выраженной форме, если в игре он будет «учеником», сидящим за партой, отвечающим на вопросы, гуляющим в перерыве, возвращающимся к парте с колокольчиком и т.д.
Так как ребенок овладевает начальными навыками счета и чтения (а начальные этапы наиболее сложны), необходимо перейти к отделению учебной деятельности от игры. Старший дошкольник и младший школьник будут проводить много времени в игре, но они должны четко разграничить игру и обязательные дела — учебу, работу, для успешного выполнения которых потребуются усилия воли, преодолевающие их сиюминутные желания.
В заключение хотелось бы отметить, что рекомендации по организации игры, с которыми вы знакомы, на первый взгляд казались слишком хлопотными. Но я хочу успокоить мам и пап. Способность детей играть формируется относительно быстро. Чтобы играть вместе с ребенком, не всегда нужно делать перерыв от работы по дому. Не тратя много времени на формирование у ребенка игры, мы обеспечиваем ему полноценную самостоятельную деятельность, способствующую развитию и счастливому детству. Таким образом, время и усилия, затраченные взрослыми, окупятся во много раз.
Однако, игра с ребенком имеет еще один важный аспект, который не следует забывать. Только через общение с ребенком взрослый проникает в его душу и открывает ему мир его души. Отсутствие полноценного общения с ребенком обернется отчуждением, непониманием ребенка — родителями, родителями — детьми. Это может быть причиной конфликтов между родителями и детьми.
Основой общения между взрослым и ребенком в дошкольный период является совместная деятельность, которая осуществляется в основном в форме игр. Когда ребенок вырастет, общение взрослого с ним будет принимать другие формы, но на данный момент игра является самой важной.
Особенности психического развития детей в возрасте 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет дети имеют значительные резервы развития, но прежде чем использовать существующие резервы развития, необходимо дать качественную характеристику психическим процессам в этом возрасте.
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6-7 лет теряет свой первоначальный аффективный характер: Перцептивные и эмоциональные процессы становятся дифференцированными. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и аналитическим. В нем назначаются добровольные действия — наблюдение, рассмотрение, поиск. В это время язык оказывает существенное влияние на развитие восприятия, поэтому ребенок начинает активно использовать названия качеств, знаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений.
В дошкольном возрасте внимание по своей природе является непроизвольным.
Состояние повышенного внимания, как утверждает В.С. Мухина, связано с ориентацией во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, с содержательными особенностями внешних впечатлений, вызывающими такое повышение, меняется с возрастом Состояние повышенного внимания, как утверждает В.С. Мухина, связано с ориентацией во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, с содержательными особенностями внешних впечатлений, вызывающими такое повышение, меняется с возрастом.
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных объектах.
Таким образом, возможности для развития добровольного внимания уже велики в возрасте 6-7 лет. Этому способствует улучшение плановой функции языка, который, по мнению В.С. Мухиной, является универсальным средством организации внимания. Язык позволяет заранее устно выделить значимые для конкретной задачи объекты, организовать внимание с учетом характера предстоящей деятельности.
Возрастные закономерности встречаются и в процессе развития памяти.
Как утверждает П.П. Блонский, память в более старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше помнит, что его больше всего интересует, оставляет самое большое впечатление. Таким образом, как уточняют психологи, количество фиксированного материала также определяется эмоциональным отношением к данному субъекту или явлению. По сравнению с младшим и средним школьным возрастом, а также, как отмечает А.А. Смирнов, роль непроизвольной запоминаемости у 7-летних детей несколько снижается, но сила запоминания увеличивается.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольника является развитие невольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как и того, что ребенку 6-7 лет может быть поставлена цель запомнить тот или иной материал. Наличие такой возможности связано с тем, что, как отмечают психологи, ребенок начинает использовать различные методики, специально разработанные для повышения эффективности запоминания: Повторение, семантическая и ассоциативная связь материала.
Так, к возрасту 6-7 лет структура памяти претерпевает значительные изменения, связанные с развитием добровольных форм запоминания и поиска. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя эта форма памяти в целом сохраняет лидирующие позиции.
У детей дошкольного возраста восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что является аргументом в пользу наиболее характерного для этого возраста зрительно-воображающего мышления.
По словам Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение образа этого мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, и когда возникают какие-то задачи, ребенок пытается решить их с помощью реальных проб и ошибок, но может решить и проблемы в голове. Ребенок воображает реальную ситуацию и действует с ней, как в своем воображении.
Таким образом, визуально-воображающее мышление является основным типом мышления в начальном школьном возрасте.
П.П. Блонский показал, что в возрасте 5 — 6 лет происходит интенсивное развитие способностей и навыков, которые способствуют тому, что дети воспринимают внешнее окружение, анализируют свойства предметов и действуют на них, чтобы изменить их. Этот уровень психического развития, т.е. визуально-актуального мышления, в некотором смысле является подготовительным. Она способствует накоплению фактов, информации о мире, созданию основы для формирования идей и концепций. В процессе зрительно-актуального мышления проявляются условия для формирования зрительно-мыслительного мышления, которые характеризуются тем, что ребенок решает проблемную ситуацию с помощью представлений, не прибегая к практическим действиям.
Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием зрительного — образного мышления или визуального — схематического.
Достижение этого этапа психического развития ребенка отражается в схематическом характере рисунка ребенка, в умении использовать схематические изображения при решении задач.
Психологи утверждают, что визуально-воображающее мышление является основой логического мышления, которое связано с использованием и трансформацией понятий.
Таким образом, ребенок в возрасте 6-7 лет может подойти к проблемной ситуации тремя способами: через визуально-актуальное, визуально-воображающее и логическое мышление.
С.Д. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин утверждают, что дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда начинается интенсивное формирование логического мышления, как бы определяющий следующую перспективу психического развития.
В дошкольном возрасте процесс овладения языком в значительной степени завершен: к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также объектом сознательного обучения, так как при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается фонетическая сторона языка. Младшие дошкольники осознают особенности своего произношения, но у них все же есть более ранние режимы восприятия звуков, благодаря которым они распознают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонемического развития, развития грамматической структуры речи. Дети изучают тонкие закономерности морфологического и синтаксического порядка. Приобретение грамматических форм речи и освоение более активных слов позволяет им перейти к специфике языка в конце дошкольного возраста.
Исследования Н.Г. Сальминой показывают, что дети в возрасте 6-7 лет овладели всеми формами устной речи, которые присущи и взрослому человеку. Они разрабатывают разработанные послания, монологи, истории и диалогическую речь в общении с коллегами, включая инструкции, оценку, координацию игровой деятельности.