Сюжетно – ролевая игра дошкольников.статья (старшая группа) по теме
Структура сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: — сюжет;
— содержание;
— роль [17].
Рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.
А) Сюжет игры.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму);
- общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну) [8].
Б) Содержание игры. Изменение содержания в зависимости от возраста детей.
Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [6].
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями [7]. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры – действия [17].
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.
В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий [2]. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям [1]:
- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
В) Роль в игре. Изменение роли с возрастом детей.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры [8].
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре. Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).
Используемая литература .
1.Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.- Киев: Радянська школа, 1982.
2.Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. -Минск, 1997
3.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. — М.: Мысль, 1989.
4.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Радуг
5.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов / С.А.Козлова, Т.А.Куликова.- М.: Издательский , 2007. а, 1988.
6.Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М.: Мысль, 1986.
Виды и примеры детских развлечений
Ролевые игры — это одна из важных составляющих развития малышей. Подобные мероприятия способствуют стимулированию лучшего воображения. Притворство либо художественная игра становятся значимой составляющей развития детей.
«Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные занятия
С помощью таких развлечений у ребенка можно сформировать в коллективе четкую социальную модель поведения. Например, привить девочкам материнский инстинкт, механизмы обращения с будущим новорожденным. К тому же мероприятие помогает развить коммуникативный опыт в полной мере.
В этой же категории эмоциональные игры, которые вызывают недоступные пока переживания: воспитание детей, взрослые семейные отношения. Стоит показать малышам собственный пример: взять на руки куклу, поцеловать ее, затем убаюкать. Дочка быстро научится повторять такие действия. Самым маленьким крохам полезно демонстрировать на пупсе части тела.
«Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные действия
Эти занятия достаточно часто сопровождаются применением специального реквизита: игрушечных касс, денег, докторских наборов. Помимо моделирования поведения и формирования реакции на разные форматы ситуаций, развивается представление о функционале дополнительного реквизита. Во время игры с малышом взрослым нужно показать приемы правильного счета денег. Например, научить, сколько будет пятьдесят и десять, какую «денежку» необходимо покупателю вернуть в качестве сдачи.
«Репетиция поведения»
Это мероприятие представляет собой моделирование происшедшей либо воображаемой ситуации, повторное переживание которой поможет приобрести некоторый опыт в игре. «Отрепетируйте» предстоящий день рождения малыша, вспоминая ошибки прошедшего праздника. Можно представить «мнимый зоопарк», вернувшись из реального мероприятия. Такое времяпровождение позволяет избавиться от психологического напряжения, оно нередко используется, чтобы вызвать «повторное переживание» как положительных, так и отрицательных эмоций. После этого проще проанализировать события, помочь крохе победить стресс (по ходу этой игры желательно задавать малышу наводящие вопросы).
Когда ребенок получил испуг от животного в зоопарке — тогда повторное переживание подобной ситуации с резиновым зверем поможет избавиться от страха. Для маленьких детей подойдет повторение определенных мероприятий: покачивание ребенка, вращение руля. Помогите крохе и покажите пример, сделав для закрепления его несколько раз.
Театр и маскарад
Одной из наиболее любимых игр для детей является сцена, переодевание. Объясняется это не только включением в развлечение взрослых, но и приближением любимого праздника (дня рождения, Нового года, Первомая). Костюмированное представление поможет в полной мере «влиться» в роль, а также получить восхищение от окружения, а еще ощущение «анонимности». Это позволит избавить кроху от фобий, комплексов, он раскрепостится, поскольку на нем маска и его никто не сможет узнать.
Ролевые игры важны в развитии детей — они составляют весомую часть обучения, воспитания. Подобные мероприятия помогают лучше усилить воображение, отработать различные навыки. Познание мира через развлечение очень нравится детям, поскольку общение позволяет им обмениваться идеями. Посредством таких игр малыш представляет себя в будущем.
Немного конкретики…
Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:
Бытовые – семья, детсад;
Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;
Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.
Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.
Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.
Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.
Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…
Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.
Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.
Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.