Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы» (2-я младшая группа)план-конспект занятия (младшая группа)


«Мы шофёры» Описание игры: Едем, едем на машине (имитация движения рулём),

Транскрипт

1 Мы шоферы Едем, едем на машине (имитация движения рулём), Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть), Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя), Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу). «Дворники» считают капли (руки, согнутые в локтях, наклоняют вправо-влево), Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер (треплют волосы), Мы шофёры хоть куда! (показывают большой палец). «Мы шофёры» Описание игры: Едем, едем на машине (имитация движения рулём), Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть), Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя), Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу). «Дворники» считают капли (руки, согнутые в локтях, наклоняют вправо-влево), Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер (треплют волосы), Мы шофёры хоть куда! (показывают большой палец) Карточка 52 «Моряки и акула» Описание игры: Моряки купаются, бегают по всему залу! Не толкаемся! Плывёт акула, все на корабль! (3-4 раза). Карточка 53 «Космонавты» Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве. Описание игры: По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет. С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

2 Карточка 54 «Цветные автомобили» Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе. Описание игры: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» — направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2, и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража. Карточка 55 «Поезд» Описание игры: Дети встают в колонну по росту. Первый ребенок в колоне — «паровоз», остальные — «вагончики». Паровоз после сигнала воспитателя гудит: «у — у — у», в это время дети сгибают руки в локтях. После гудка паровоза дети вытягивают руки вперед и говорят: «чу», руками изображают движение колес. Они повторяют это 3-4 раза. На слова воспитателя: «Колеса стучат» дети делают шаг на месте, на сигнал «поехали» — идут, постепенно ускоряя шаг, дальше — на бег. На слова воспитателя: «мост», «туннель» или «под гору» поезд идет медленно, а «с горы» — снова идет быстрее. Когда воспитатель поднимает красный флажок, поезд останавливается; когда зеленый — двигается дальше. К станции поезд подходит медленно и останавливается. Паровоз выпускает пар: «пш — ш…». Карточка 56 «Пилоты» Описание игры: Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, — это аэродромы. По сигналу воспитателя «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводит руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находится в воздухе до сигнала воспитателя «На посадку!». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. В игре целесообразно использовать различные атрибуты. Воспитатель может незаметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

3 «Весенние цветы» Описание игры: дети строятся в круг. Педагог в центре круга (расстояние 1,5-2 м), он называет цветок, если тот «весенний», то ребенок ловит мяч и бросает обратно. Если цветок не «весенний», то ребенок мяч не ловит. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Указание: до начала игры уточнить названия «весенних» цветов. Сначала педагог называет цветок, затем бросает мяч. Карточка 29 «Кошка и мышка» Цель: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей. Описание игры: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход называется воротами. Двое играющих детей, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу детей. Кошка только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький. Ходит Васька кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку. Карточка 30 «Птички и кошка» Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием. Описание игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек выбирается новая кошка. Карточка 27 «Лохматый пес» Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал Описание игры: Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала: Вот лежит лохматый пес В лапы свой уткнувши нос Тихо, мирно он лежит Не то дремлет, не то спит, Подойдем к нему разбудим! И посмотрим что же будет? После последних слов дети разбегаются а пес старается их поймать. Карточка 28

4 «Кот Васька» Описание игры: Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами: Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот Тише мыши, не шумите Кота Ваську не будите А не-то проснется кот И разгонит хоровод. Карточка 1 «Мы веселые ребята». Цель: Создать условия для активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений. Описание игры: На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят: Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три лови! После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей по Карточка 4 «Подбрось-поймай» Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его. Описание игры: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его. «У медведя в бору» Цель: развитие пассивной и активной речи, через трудовую деятельность. Описание игры: на одном конце зала (площадки) проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце зала обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалочкой). Остальные играющие дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е. имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру,

5 А медведь сидит И на нас рычит». Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется. Карточка 19 «Замри» Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека. Описание игры: Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры. Карточка 60 «Найди себе пару» Описание игры: Для игры нужны цветные платочки по числу детей. Половина платочков одного цвета, остальные другого цвета. Каждый ребенок получает один платочек. По сигналу (удар в бубен) дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые платочки, встают в парой. В случае если ребенок остается без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Коля, Оля) не зевай, быстро пару выбирай!» игра повторяется. Карточка 68 «Невод и золотые рыбки» Описание игры: Дети надевают шапочки золотых рыбок и бегут по кругу, выполняя движения и повторяя слова: «Рыбки весело играют В синей солнечной воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке». После последних слов старик старается поймать их неводом обручем Карточка 75 «Цветы» Цель: закреплять знания о цветах (или каких-либо других предметах, например спортивный инвентарь), совершенствовать реакцию, скоростные качества. Описание игры: каждый играющий выбирает себе цветок. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает любой другой цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Потом мак может назвать любой другой цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

6 Карточка 76 «Через ручеек» Описание игры: В длину площадки положены две ленты на расстоянии 1,5-2 м одна от другой — это «ручеек». В четырех местах ручейка положены квадратные доски на расстоянии см одна от другой. Это — «камушки». Отмеченные воспитателем дети (3-4) подходят к ручейку и встают каждый напротив камушка. На сигнал воспитателя: «Переходите ручеек» дети перепрыгивают с доски на доску. Остальные дети сидят на стульчиках и наблюдают. Кто оступился и «замочил ноги», тот идет на свое место «сушится». После того как все дети перейдут через ручеек, игра заканчивается. Выигрывает тот, кто ни разу не попал ногой в ручеек.

Игра «Шофёры»

Игровой материал. Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер. Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует начать с организации специальных наблюдений за деятельностью шофера. Они должны направляться педагогом и сопровождаться его рассказом, объяснением. Очень хорошим поводом для первого детального знакомства детей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад привозят продукты. Показав и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез и что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмотреть с детьми машину, в том числе и кабину шофера. Желательно организовать постоянное общение с шофером, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину.

Следующий этап в подготовке к игре — это наблюдение за тем, как привозят продукты в соседние магазины. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выгружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. В результате такого наблюдения ребята должны понять, что быть шофером — это вовсе не значит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко, и т. д.

Также перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж, к бензозаправочной колонке, к оживленному перекрестку, где есть милиционер-регулировщик. Воспитателю желательно провести еще одну экскурсию в гараж, но не в любой гараж, а в тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной группы, там папа расскажет о своей работе. Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются одним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве. Впечатления, полученные детьми во время таких прогулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необходимо акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.

Затем воспитатель может организовать обыгрывание игрушечных автомобилей. Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитерские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспитатель советует отвезти продукты в детский сад, товары в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, покатать кукол, отвезти их на дачу и т. д. Для обогащения опыта детей, их знаний надо показать ребятам на улице разные машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую медицинскую помощь, по возможности показать в действии машины, поливающие улицу, подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом педагогу надо подчеркнуть, что все, что делают эти машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера. Педагогу также следует закрепить полученные детьми во время прогулок и экскурсий знания, рассматривая с ними картины, изображающие улицу с различными видами машин, и в подвижной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо приготовить картонные рули и палочку для регулировщика. Суть игры заключается в том, что каждый ребенок, управляя рулем, движется по комнате в том направлении, которое указывает ему милиционер своей папочкой (или рукой). Регулировщик может менять направление движения, останавливать транспорт. Эта простая игра при хорошей организации доставляет детям много радости. Одним из этапов в подготовке детей к сюжетной игре может быть просмотр фильма, показывающий какой-нибудь конкретный случай деятельности шофера и разные виды машин. Одновременно на протяжении двух недель желательно прочитать несколько рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?», провести несколько занятий по конструированию из строительного материала («Гараж для нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль») с последующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музыкально-дидактическую игру «Пешеходы и такси» (муз. М. Завалишиной). На участке дети вместе с воспитателем могут украсить разноцветными флажками большой грузовой автомобиль, возить на нем кукол, на прогулках строить в песке мосты, туннели, дороги, гаражи. Проведение игры можно начать в разных вариантах. Первый вариант может быть следующим. Воспитатель предлагает детям переехать на дачу. Сначала педагог предупреждает детей о предстоящем переезде и что надо собрать вещи, погрузить их в машину и сесть самим. После этого воспитатель назначает водителя. По дороге обязательно надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть комнаты. Разобрав вещи на даче и устроившись на новом месте, педагог попросит шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и загорать и т. д. Через несколько дней игру можно повторить в другом варианте — переехать с дачи в город, повезти детей посмотреть, как украсили к празднику улицы, отвезти всех к доктору, чтобы взвесить после дачи, и т. д. Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким как «Магазин», «Театр», «Детский сад» и др. Еще одним из вариантов развития данной игры может быть следующий. Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера» выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. «Шофер» уезжает на строительство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог построить дом. Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шоферов», «строителей». Дети вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и папы. После этого педагог призывает детей поиграть самостоятельно и напоминает детям, что они и сами могут поиграть, как захотят. При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит новые игрушки — машины различных марок, которые он изготавливает вместе с детьми, светофор, бензозаправочную колонку и др. Также дети совместно с воспитателем могут сделать новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта автомобилей, фуражку и палку милиционера-регулировщика), усовершенствовать готовые игрушки (приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу, превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре. В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми в «строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы, плотины.

Узнать больше можно на сайте: Занятия с детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]