Как зарождается познавательный интерес у дошкольников
Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.
Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».
Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.
Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание пазлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.
Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:
- Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
- Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
- Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.
Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте
Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.
В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.
Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.
Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.
Познавательная самостоятельность
Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.
Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.
Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.
Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности – достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.
Познавательная мотивация
Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.
Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.
Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим вниманием.
Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:
- Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
- Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
- Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.
Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.
Библиография
- Иваненко С.Ф., Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушения речи. М., 2004.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. – М, 2005
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить? // НПФ «Унисерв». – М.: 1993. – 172 с.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 96 с.
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.
Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.
Поступательное развитие познавательных процессов приводит к тому, что старшие дети больше анализируют, обучаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.
На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.
Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.
В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.
На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.
Близка по сути к опытам познавательно исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.
Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.
Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников
Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.
Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка. Полезно применять нестандартные развивающие методы. Например, пальчиковые игры для детей увлекательны по своему практическому исполнению и приносят ощутимую пользу развитию мелкой моторики.
Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:
- Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
- Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
- Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
- Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
- Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.
Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.
Упражнения и игры на любознательность
Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр — они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.
Цепочка вопросов
Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, «Зачем нужна одежда?», «Почему идет дождь?», «Откуда берутся грибы?». Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:
- зачем нужна одежда?
- какая бывает одежда?
- без одежды как было бы человеку?
- из чего шьют одежду?
- когда не было ткани, во что одевались люди?
- как они добывали шкуры?
- как можно сшить одежду из шкур?
Преобразуем старое в новое
Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.
Игры — раскопки
Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру — раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры — раскопки направлены на развитие любознательности, например, «Тайны пирамид», «Юный археолог», «Динозавр в айсберге» или «Потерянная экспедиция». Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.
Путешествуем во времени
Есть разные варианты подобных игр — путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.
- Онлайн — игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
- Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие — только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется». Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени — динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем — роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.
«Я — в зеркале»
Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом — Я в настоящем, зеленом — Я в прошлом и красном — Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.
Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!