Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготит к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по Леонтьеву А. Н.) являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).
По мнению авторов, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиваться в качество личности, называемое познавательной активностью только при определенных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительный фон обучения.
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Ребенку, который имеет различные познавательные интересы присуща познавательная активность, но ее мера и направленность не одинаковы. Поэтому, чтобы определить меру познавательной активности Щербакова Е. И. выделяет у дошкольников ее проявления в соответствии с тем, как ребенок организует и регулирует процесс своего знакомства с окружающим.
Она считает, что эти положения показывают: познавательную активность нельзя рассматривать как действие волевое целенаправленное, где цель выходит за рамки непосредственной ситуации. Щербакова Е. И. подчеркивает, что в таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно – волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Она исходит из положения, что активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несет в себе элементы творчества.
Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:
1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).
2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.
3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.
4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.
5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).
6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.
7. Качество знаний и умений.
В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.
Выделить и охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит, определить уровень ее развития. Годовикова Д. Б. предполагает для этого, во-первых, определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисков.
Годовиковой Д. Б., которая считает, что познавательная активность это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации.
Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4-м показателям:
1. Внимание и особый интерес к предметам;
2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их разнообразие и смена одних типов другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете.
4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.
Таким образом, Годовикова Д. Б. Выделяет проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет процесс своего знакомства с окружающим, что, по ее мнению, свидетельствует о готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета.
Таким образом, познавательная активность на протяжении дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простых ориентировок, которые вызваны новизной предмета, к стремлению разрешить противоречие между сложившимися знаниями и навыками, которые возникают в процессе деятельности детей.
Чтобы развивать познавательную активность ребенку потребуется в идеале определить типичные установки – развитие знаний и когнитивных схем; защиту имеющихся знаний и когнитивных схем; степень включения в учебную деятельность/
В дошкольной педагогике неоднократно рассматривали познавательную активность с точки зрения познавательного интереса (Нечаева В. Г., Захаревич Л.Ф., Маневщева М. М., Постникова Н. К.) и математических способностей (Крутецкий В. А.) или развития мышления (Поддъяков Н. И., Проскурова Е. В.), качества обучаемости в целом (Непомнящая Н. И., Вяткина Л. А., Грачева З. А.).
Существует и другой подход к определению проявлений познавательной активности. Е.И. Щербакова на основе психолого-педагогической литературы, а конкретнее, подходов к проблеме оптимизации познавательной активности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова и др.) выделяет следующие проявления познавательной активности:
1. Умение видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу.
2. Составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием возможно более надёжных и эффективных приёмов.
3. Достигнуть результатов и понять необходимость их проверки.
Таким образом, Е.И. Щербакова выделяет проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребёнок организует и регулирует процесс своего знакомства с окружающим. Она считает, что эти положения показывают: познавательную активность нельзя рассматривать как действие волевое, целенаправленное, где цель выходит за рамки непосредственной ситуации. Е. Щербакова подчеркивает, что в таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Она исходит из положения, что активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несёт в себе элементы творчества.
Такое разнообразие подходов к определению сути, содержания познавательной активности вызывает некоторую сложность в точном её выделении из общей деятельности ребёнка. Известно, что познавательная деятельность начинается с живого созерцания в широком смысле – с ощущений и восприятия. Так, в обучении детей элементам математики это связано с конкретными практическими и познавательными действиями: дети наблюдают, слушают, рассматривают, накладывают, прикладывают, считают, измеряют и др.
Уже этот этап обучения характеризуется активностью. Однако в этих случаях, опираясь на позицию Е.И. Щербаковой, правильнее будет говорить об общей умственной активности. В.К. Котырло и Т.В. Дуткевич предлагают судить о познавательной активности детей по способности к преобразованиям ситуации, что выражается в том, что у старших дошкольников получает большое развитие “реакция на новизну”, она превращается в способность видеть и отмечать известное и неизвестное, знаемое и новое, обыденное и необычное. В.К. Котырло и Т.В. Дуткевич отмечают, что одну и ту же ситуацию дети с различной познавательной активностью могут квалифицировать как знакомую или выделять специфику её конкретных условий.
Они подчеркивают, что даже в обычных условиях познавательно активный ребёнок благодаря своему воображению, заинтересованности преобразует окружающее, раскрывая его новые стороны и нюансы, обогащая свой познавательный опыт. Преобразования выражаются в изменении условий ситуации, внесении новых элементов и нахождении их новых сочетаний либо непривычных возможностей функционирования.
Данный достаточно важный показатель познавательной активности следует принимать во внимание наряду с показателями познавательной активности, предложенными Е.И. Щербаковой:
1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).
2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.
3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игр, совместной познавательной деятельности со взрослыми).
4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществлении контроля.
5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной)
6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательные интересы.
7. Качество знаний и умений. В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.
Исследователи отмечают, что каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность неодинакова. Выделить и охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит, определить уровень её развития. Д.Б. Годовикова предлагает для этого, во-первых, определить область объектов, на которую она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребёнка в трудной для него познавательной ситуации.
На основе этого Д.Б Годовикова выделяет три уровня познавательной активности:
1. Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а так же к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда и др.); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом).
2. Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств; выражено стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого).
3. Его суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в большей степени – внутренние, понятийные образования. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и недостигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Поведение направляется собственным намерением.
Сочетание всех признаков поведения не всегда так четко единообразно, подчеркивает Д.Б. Годовикова, но достаточно характерно и устойчиво, чтобы служить нормой.
Таким образом, познавательная активность на протяжении дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простых ориентировочных реакций, которые вызваны новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между сложившимися знаниями и новыми познавательными задачами, которые возникают в практической деятельности детей.
Какие же факторы обеспечивают переход с одного уровня развития познавательной активности на более высокий, что же является источником формирования и проявления познавательной активности? Современные исследования, изучающие особенности познавательной деятельности, однозначного ответа на этот вопрос не дают.
М.С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.
П.А. Побирченко обращает внимание на то, что активность заметна особенно ярко тогда, когда существует возможность исследовать, преобразовывать, включаться в новые связи и отношения, ставить новые проблемы, открывать новое.
Л.И. Божович отмечает, что нельзя ожидать проявления активности у ребёнка, который лишен самостоятельности.
А.М. Матюшкин полагает, что основу развития познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека. Именно поэтому, по мнению А.М. Матюшкина, наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Таким образом, решающее значение при развитии познавательной активности он отводит ведущему виду деятельности и общению с взрослыми.
С точки зрения М.И. Лисиной, главным фактором развития и формирования познавательной активности следует считать общение ребёнка с взрослым человеком, в процессе которого ребёнок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам, с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях.
Е.И. Щербакова указывает на то, что предпосылку, физиологическую основу познавательной активности составляет ориентировочный рефлекс “Что такое?”. Но эта предпосылка может развиться в качество, именуемое познавательная активность, только при благоприятных условиях. Главная задача педагогики, по её мнению, состоит в том, чтобы создать такие условия.
Условия, способствующие активизации и развитию познавательной активности, предложенные Т.И. Бабаевой, на наш взгляд, в общем виде учитывают особенности познавательной активности дошкольников:
1. Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
2. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действий быстро вызывает скуку и снижает активность.
3. Следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.
4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным. Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.
5. Чем больше новый материал связан с имеющимся опытом дошкольников, тем интереснее он для них.
6. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия стимулирует познавательную активность детей.
Таким образом, мы видим, что познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует её формированию. Н.Н. Поддъяков полагает, что основой такой деятельности должно стать положение о том, чтобы одновременно с формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона неопределенных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов детей, чтобы удовлетворение новыми полученными знаниями в конце очередного занятия сочеталось с нетерпением узнать, что же будет на следующем, чтобы дети не ждали разъяснений взрослых, а сами уточняли то, что им неясно, прогнозировали, строили догадки.
Именно своеобразная проблемность в форме неопределенности знаний и является мощным стимулом познавательной активности детей. Исходя из этого положения, в середине 80-х годов была разработана основная стратегия проблемного обучения детей дошкольного возраста. Исследования А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова убедительно раскрывают то, что проблемное обучение должно строиться как самостоятельный творческий поиск, тогда только обучение не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. При этом, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в то же время влияет на качество этой деятельности, выступая как средство и условие достижения цели.
Познание – обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека. Результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно – воспитательного процесса.
Умственное развитие – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно – ситорическим условиям, в которых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики.
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Познавательное развитие дошкольника подразумевает – овладение средствами познания, овладение средствами и способами описания окружающего мира, развитие интеллектуальных эмоций, знакомство с различными сферами действительности, расширение познавательной активности и самостоятельности.
Средства познания – эталоны, модели, речь и т.д.
Способы познания – наблюдение, обследование, сравнение, классификация, сериация, анализ, синтез, умозаключение, оценка,экспериментирование.
Понятия любознательность и познавательный интерес имеет общую основу – познавательное отношение к окружающему. Различия в объеме и глубине этого отношения, в степени активности и самостоятельности
Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений.
Познавательный интерес проявляется в стремление выяснить непонятное о предметах явлениях, в желании вникнуть в сущность, найти связи отношения. Основа познавательных интересов – активная мыслительная деятельность.
Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Отражается в рисунках рассказах, играх и других видах творческой деятельности.
Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевыми усилиями. Характерные черты познавательного интереса: многостороннесть, глубина, устойчивость, динамичность, действенность.
Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. 3 уровня – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
Определение
С латыни activus — энергичный, деятельный. Усиленное и длительное деятельное состояние, инициативность, предприимчивость, самостоятельность — какой родитель не хотел бы видеть эти качества у своего ребёнка? Активность познавательная — это главная задача воспитания и обучения. В литературе определений множество. Прежде всего, это деятельность ребёнка, обживающего новый для него окружающий мир как активный субъект, которая показывает индивидуальность его, направляет энергию, волю, заставляет работать для достижения позитивного результата.
Самая нужная черта личности — активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным: способность восприятия и мышления. Существует масса способов распознавания такой способности у детей.
Самостоятельность
Это основа, на которой будет выстроена вся остальная жизнь — дворец или хижина, в зависимости от крепости фундамента. Все это понимают. Но, тем не менее, активность познавательной деятельности неуклонно и значительно снижается, как свидетельствуют тесты обучающихся в школах детей.
Самостоятельность в познании недостаточно сформирована, а главное — всё меньшей становится потребность в самостоятельном исследовании, дети гораздо охотнее пользуются уже готовыми формулами, которые тоже принимают не слишком заинтересованно, без особого желания что-то уточнять, расширять и углублять знания, использовать самостоятельный поиск, проявлять творчество.
«Фашист пролетел»
Элементарный анализ у дошкольников — отправная точка для более сложного, уже целиком причинного анализа, который рассматривает связи и зависимости между различными признаками того или иного явления. В восьмом классе проходил обычный урок по культуре речи. Учитель предъявил репродукцию картины А. Пластова «Фашист пролетел» и попросил рассказать, что ученики на картине увидели. Класс по непонятным причинам стушевался. Когда пауза стала невыносимой, самая первая отличница подняла руку и неуверенно сказала: «Мальчик, судя по всему, нацик. У него, скорее всего, что-то не получилось, не склеилось, он расстроился. Лежит в хаки, в берцах своих и плачет. А собачка ему подвывает, жалеет его».
Понятно, что современные дети — поголовно жертвы жаргона. Кто такой для сегодняшнего школьника фашист? Националист, скинхед. Какое действие теперь обозначает глагол «пролетел»? Не рассчитал, опростоволосился. Зачем там коровы прилегли? Так кто их знает, они же где хотят, гуляют. Самолёта улетающего никто не заметил. И год создания картины детям ни о чём не напомнил. Хотя на вопрос о том, когда началась Великая Отечественная, ответили все. Познавательная активность на уроках далеко не всегда приносит желаемые результаты. Ученики не связали информационные фрагменты воедино, не синтезировали. Поскольку не получили достаточно знаний и умений в дошкольном возрасте, когда их должны были учить сравнениям по контрасту, по подобию, по сходству на элементарных предметах.
Характеристики
Активность познавательных процессов характеризуется следующими особенностями.
- Деятельность, направленная на познание, проявилась с момента рождения, она развивается интенсивно на протяжении всего детства, накапливая способы познания мира, окружающего ребёнка.
- Познавательная активность младших школьников проявляется во всех видах деятельности, не будучи целенаправленной на отдельную сферу.
- Дошкольники же учатся сравнивать, экспериментировать, решать собственные и чужие проблемы, спрашивать, раздумывать, познавая всё новые и новые явления и предметы.
- Любопытство ребёнка имеет всеобъемлющие масштабы, он не только познаёт отдельные явления или предметы, но пытается распознавать те или иные устройства, цели, причины, способы использования, назначения и так далее.
Таким образом, становится понятно, что важнейшим для исследования окружающего мира является опыт.
Вопросы и ответы
В конце школьного урока или занятия в детском саду вполне уместно оставить немного времени для того, чтобы дети могли задавать накопившиеся вопросы и получать ответы на них. Если такая работа проводится систематически, любознательность класса или группы только растёт.
Умный педагог реагирует на вопросы быстро, но разумно: на одни отвечает сразу, другие выносит темой следующего занятия, а на третьи просит найти ответ в тех или других книгах или энциклопедиях, да ещё и конкурс устроит — чей ответ лучше. Самостоятельный поиск информации абсолютно необходим. Конечно, во всём нужна мера, чтобы не погасить любопытство и детский интерес к предмету или явлению.
Проявление
Активность познавательная — это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Присутствие своё познавательная активность дошкольников показывает следующими фактами.
- Ребёнок увлечён деятельностью, предметом или рассказом.
- У него ярко выражено стремление к выполнению самых разных, даже сложных заданий, он не хочет останавливаться и заканчивать свои действия.
- Он проявляет самостоятельность, подбирая средства и способы действия, сам достигает результата и сам себя контролирует, это значит, что активность познавательная находится на высоте.
- В общении со взрослыми задаёт вопросы, удовлетворяющие его познавательный интерес.
- Очень эмоционально относится к тому, что делает.
Уровень, конечно, бывает самый разный. Познавательная активность дошкольников проявляется неодинаково у разных детей. Если ребёнок относится к своей деятельности творчески, умеет находить нестандартные решения, мыслит креативно, использует полученные ранее знания — это высокий уровень.
Анализ и синтез
Дети уже в дошкольном возрасте должны иметь способность к мыслительным операциям, анализировать и синтезировать полученные знания. Методы обучения для этого существуют всевозможные, но выбирать нужно из тех, которые опираются на получение детьми как можно более широкого информационного поля. Формирование познавательной активности происходит примерно так. Дошкольникам показывают картину, где нарисован строящийся дом, и просят описать изображённого человека, определив его профессию.
Здесь анализируются самые значимые связи и отношения: зачем в руке строителя, например, мастерок, для чего такой высокий кран, зачем дом такой огромный, кому вообще это нужно и зачем. Если дети научатся выявлять внутренние взаимосвязи, вникнут в суть явлений, сделают правильные выводы, тогда, возможно, к восьмому классу школы у них не возникнет такого неприятного курьёза, какой произошёл недавно в московской школе.
Средства
Познавательной активности необходим постоянный рост и стойкость интересов, тогда опыт будет накапливаться быстро, знания приобретут устойчивость. Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными. Процесс формирования отношения к окружающему миру — это единство эмоционального и интеллектуального в познании действительности.
К окончанию дошкольного возраста ребёнок приобретает самостоятельность, некую саморегуляцию и самоконтроль в своей деятельности, умеет поставить цель и достигнуть её, найдя подходящий способ. Более того, он уже может сам оценить результат. Он почти перестаёт копировать действия взрослых, даже иногда отходит от предъявленных требований, проявляет инициативу, волевые усилия, направленные на достижение результата. Должен сам регулировать и своё поведение.
Цели
Развитие познавательной активности детей необходимо для всей их последующей жизнедеятельности. В процессе познания ребёнок должен быть для взрослого полноценной личностью, способной как определить собственную активность, так и творчески подойти к поставленной задаче, реализуя не только интересы и потребности, но и волю. Дальнейшее школьное обучение целиком и полностью зависит от того, насколько развиты эти способности в детском саду.
Познавательная активность школьников — это уже проявление ребёнка в собственной деятельности, самостоятельно строящего взаимоотношения с учителями и одноклассниками. В возрасте четырёх или пяти лет преобразующая инициатива в познавательной активности должна полностью проявиться. Он уже осознаёт собственные возможности, что побуждает к инициативе, новым желаниям, творчеству.