Организация совместной деятельности родителей и детей


Виды совместной деятельности детей с родителями

Виды совместной деятельности детей с родителями.

 Организация праздников:

детский День Рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний.

Атмосфера праздника обязательно сблизит взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении меню, изготовлении призов. Лучше, если каждый член семьи будет самостоятельно готовить конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы, будет принимать активное участие.

 Творчество

Ребенок должен сам стать инициатором такой деятельности. Родитель же подключается к творческой работе, предлагаемой ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Это способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению.

 Чтение книг

Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка или особый ритуал перед сном. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А самое главное, у ребенка в такие моменты возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

 Совместные игры

Настольные игры типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – весьма приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и одновременно воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.

 Театрализация

Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются и раскрепощаются, отрабатывая и приобретая новые формы общения.

 Семейные экскурсии и путешествия

Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.

 Посещение театров, кинотеатров

На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Потом уже дети сами выбирают место и темы просмотров.

 Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий»

Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Познавая себя, окружающий мир, других людей ребенок в любую минуту может получить понимание и поддержку близкого человека.

Совместная игровая деятельность родителей и детей (из опыта работы)

Со своей группой детей и родителей я работаю первый год. Начала с того, что решила наладить доверительные отношения с родителями. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.

Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Я столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.

Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.

Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями:

1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.

3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.

5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

6. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.

Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях моих воспитанников, я провела анкетирование родителей и детей «Игра в жизни моей семьи». По результатам анкетирования, сделала выводы, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с детьми.

Я составила план совместной игровой деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.

Подготовила консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?». Цели этих консультаций: дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка; дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.

Следующим моим шагом было проведение родительского собрания в форме устного журнала на тему «Зачем человеку детство?». На собрании обсуждались вопросы: помнят ли родители свое детство, чем оно характерно? Что интересует, волнует их ребенка? Каким бы они хотели его видеть? На собрании родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили памятки «Как правильно играть с ребенком».

Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но я поняла, что жизнь детей становится интереснее, если организовать какие-то нестандартные, весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Я согласна с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.

Хорошей традицией нашей группы стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая работа. Нужно продумать и организацию праздника, оформление зала, разработать сценарий и т.д. С детьми перед каждым мероприятием я делаю приглашения для родителей. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.

Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!» и др. были проведены с различными аттракционами, конкурсами, соревнованиями, эстафетами и другими игровыми сюжетами. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.

Я увидела, что в результате таких мероприятий у родителей изменилось отношение к ребенку (он много умеет и знает) и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Осень – волшебница», «Волшебная снежинка», «Очумелые ручки». Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчество воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Например, гостями нашей группы были мама – врач из железнодорожной поликлиники, папа – строитель. Такие встречи обогащают знания детей о профессиональной деятельности взрослых, расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, а так же формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации». Большую роль в формировании представлении детей о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры, профессионально-ориентированной направленности. Поэтому результатом таких встреч и бывают сюжетно-ролевые игры, например, «Поликлиника», «Что нам стоит дом построить?»

Так же я планирую пригласить в гости бабушку, которая покажет мастерство вязания крючком; маму, которая согласна устроить детям «Праздник воздушных шаров».

Нельзя забывать, что наш детский сад от железной дороги. Я планирую провести литературную гостиную «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…», где родители с детьми будут читать стихи, сказки, рассказы о железной дороге, собственного сочинения.

Я считаю, что благодаря таким мероприятиям создаю условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогли улучшить эмоциональный контакт между ними, научили их совместной игровой деятельности.

Автор: Сафарова Ирина Александровна, воспитатель, НДОУ «Детский сад № 118 ОАО «РЖД», г. Самара, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Вариант для подростков

1. Если уж он(а) чего-то тре­бует от меня, то обя­за­тельно добьется этого.

2. Он(а) все­гда нака­зы­вает меня за мои пло­хие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) счи­тает меня вполне само­сто­я­тель­ным человеком.

5. Могу рас­ска­зать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще заме­чает во мне недо­статки, чем достоинства.

8. Он(а) часто пору­чает мне важ­ные и труд­ные дела.

9. Нам трудно достичь вза­им­ного согласия.

10. Ино­гда он(а) может раз­ре­шить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я все­гда учи­ты­ваю его (ее) точку зрения.

12.Я бы хотел(а), чтобы мои буду­щие дети отно­си­лись ко мне так же, как я к нему (ней).

13. Я редко делаю с пер­вого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) ста­ра­ется кон­тро­ли­ро­вать все мои дей­ствия и поступки.

16. Счи­тает, что глав­ное — это слу­шаться его (ее).

17. Если у меня слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь я делюсь с ним(ней).

18. Он(а) не раз­де­ляет моих увлечений.

19. Он(а) не счи­тает меня таким умным и спо­соб­ным, как ему (ей) хоте­лось бы.

20. Он(а) может при­знать свою неправоту и изви­ниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Нико­гда не ска­жешь навер­няка, как он(а) отне­сется к моим словам.

23. Могу ска­зать, что он(а) для меня авто­ри­тет­ный человек.

24. Мне нра­вятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обя­зан­но­стей, чем в семьях боль­шин­ства моих друзей.

26. Бывает, что при­ме­няет ко мне физи­че­ские наказания.

27. Даже если я не хочу, мне при­хо­дится посту­пать так, как желает он(а).

28. Счи­тает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) все­гда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний он(а) все­гда учи­ты­вает мое мнение.

33. Он(а) все­гда согла­ша­ется с моими иде­ями и предложениями.

34. Нико­гда не зна­ешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) явля­ется для меня эта­ло­ном и при­ме­ром во всем.

36. Я счи­таю, что он(а) пра­вильно вос­пи­ты­вает меня.

37. Он(а) предъ­яв­ляет ко мне много требований.

38. По харак­теру он(а) мяг­кий человек.

39. Обычно он(а) мне поз­во­ляет воз­вра­щаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стре­мится огра­дить меня от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Он(а) не допус­кает, чтобы я под­ме­чал его (ее) сла­бо­сти и недостатки.

42. Я чув­ствую, что ему (ей) нра­вится мой характер.

43. Он(а) часто кри­ти­кует меня по мелочам.

44. Он(а) все­гда с готов­но­стью меня выслушивает.

45. Мы рас­хо­димся с ним (ней) по очень мно­гим вопросам.

46. Он(а) нака­зы­вает меня за такие поступки, какие совер­шает сам(а).

47. Я раз­де­ляю боль­шин­ство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Он(а) часто застав­ляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Про­щает мне то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отно­шусь к своим дру­зьям и т. п.

52. Я не сове­ту­юсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу ска­зать, что он(а) — самый близ­кий мне человек.

54. Он(а) все время выска­зы­вает недо­воль­ство мной.

55. Думаю, он(а) при­вет­ствует мое поведение.

56. Он(а) при­ни­мает уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­ваю я.

57. Мы по-раз­ному с ним (ней) пред­став­ляем мою буду­щую жизнь.

58. Оди­на­ко­вые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хоте­лось бы быть похо­жим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) все­гда отно­сился (отно­си­лась) ко мне так же, как сейчас.

№ вопросаМО№ воп росаМО№ воп росаМО№ воп росаМО№ вопросаМОСум- ма
1 13 25 37 49
2 14 26 38 50
3 15 27 39 51
4 16 28 40 52
5 17 29 41 53
6 18 30 42 54
7 19 31 43 55
8 20 32 44 56
9 21 33 45 57
10 22 34 46 58
11 23 35 47 59
12 24 36 48 60

При­ме­ча­ние: М — оценка матери; О — оценка отца.

Для родителей подростков

Отметьте сте­пень согла­сия со сле­ду­ю­щими утвер­жде­ни­ями по 5‑балльной системе. Оце­ните утвер­жде­ния отдельно для каж­дого роди­теля в бланке отве­тов: под бук­вой М — для матери, под бук­вой О — для отца:
5 бал­лов — несо­мненно да (очень силь­ное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — ско­рее нет, чем да;

1 балл — нет (абсо­лют­ное несогласие).

1. Если уж я чего-то тре­бую от него (нее), то обя­за­тельно добьюсь этого.

2. Я все­гда нака­зы­ваю его (ее) за пло­хие поступки.

3. Он(а) редко гово­рит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я счи­таю его (ее) вполне само­сто­я­тель­ным человеком.

5. Сын (дочь) может рас­ска­зать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недо­стат­ках, чем достоинствах.

8. Часто пору­чаю ему (ей) важ­ные и труд­ные дела.

9. Нам трудно достичь вза­им­ного согласия.

10. Бывает, что раз­ре­шаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).

11. Сын (дочь) все­гда учи­ты­вает мою точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) отно­сился (отно­си­лась) к своим детям так же, как я к нему (ней).

13. Он(а) редко делает с пер­вого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я ста­ра­юсь кон­тро­ли­ро­вать все его (ее) дей­ствия и поступки.

16. Счи­таю, что для него (нее) глав­ное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь он(а) делится со мной.

18. Я не раз­де­ляю его (ее) увлечений.

19. Я не счи­таю его (ее) таким умным (умной) и спо­соб­ным (спо­соб­ной), как мне хоте­лось бы.

20. Могу при­знать свою неправоту и изви­ниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает пред­ска­зать свое пове­де­ние по отно­ше­нию к

нему (ней).

23. Думаю, что я для него (нее) авто­ри­тет­ный человек.

24. Мне нра­вятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обя­зан­но­стей, чем у боль­шин­ства его друзей.

26. При­хо­дится при­ме­нять к нему (ней) физи­че­ские наказания.

27. Ему (ей) при­хо­дится посту­пать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я все­гда сочув­ствую сво­ему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел(а) бы в нем (ней) мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний все­гда учи­ты­ваю его (ее) мнение.

33. Я все­гда согла­ша­юсь с его (ее) иде­ями и предложениями.

34. Мое пове­де­ние часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я явля­юсь для него (нее) эта­ло­ном и при­ме­ром во всем.

36. Счи­таю, что в целом пра­вильно вос­пи­ты­ваю сво­его сына (дочь).

37. Я предъ­яв­ляю к нему (ней) много требований.

38. По харак­теру я мяг­кий человек.

39. Я поз­во­ляю ему (ей) воз­вра­щаться домой, когда он(а) хочет.

40. Я стрем­люсь огра­дить его (ее) от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Я не допус­каю, чтобы он(а) подмечал(а) мои сла­бо­сти и недостатки.

42. Мне нра­вится его (ее) характер.

43. Я часто кри­ти­кую его (ее) по мелочам.

44. Все­гда с готов­но­стью его (ее) выслушиваю.

45. Мы рас­хо­димся с ним (ней) по очень мно­гим вопросам.

46. Я нака­зы­ваю его (ее) за такие поступки, кото­рые совер­шаю сама.

47. Он(а) раз­де­ляет боль­шин­ство моих взглядов.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Мне при­хо­дится застав­лять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я про­щаю ему (ей) то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Мне бы хоте­лось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как отно­сится к своим дру­зьям и т.д.

52. Он(а) не сове­ту­ется со мной, с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близ­кий человек.

54. Я при­вет­ствую его (ее) поведение.

55. Я часто выска­зы­ваю свое недо­воль­ство им (ею).

56. При­ни­маю уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­вает он(а).

57. Мы по-раз­ному пред­став­ляем с ним (ней) его (ее) буду­щую жизнь.

58. Бывает, что упре­каю и хвалю его (ее), в сущ­но­сти, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хоте­лось бы похо­дить на меня.

60. Я хочу, чтобы он(а) все­гда отно­сился (отно­си­лась) ко мне так же, как сейчас.

Для родителей дошкольников и младших школьников

Отметьте сте­пень согла­сия со сле­ду­ю­щими утвер­жде­ни­ями по 5‑балльной системе. Оце­ните утвер­жде­ния отдельно для каж­дого роди­теля в бланке отве­тов: под бук­вой М — для матери, под бук­вой О — для отца:

5 бал­лов — несо­мненно да (очень силь­ное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — ско­рее нет, чем да;

1 балл — нет (абсо­лют­ное несогласие).

1. Если уж я чего-то тре­бую от него (нее), то обя­за­тельно добьюсь этого.

2. Я все­гда нака­зы­ваю его (ее) за пло­хие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно остав­лять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рас­ска­зать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нра­вится, чем нравится.

8. Часто мы сов­местно справ­ля­емся с домаш­ней работой.

9. Я посто­янно бес­по­ко­юсь за здо­ро­вье ребенка.

10. Я чув­ствую, что непо­сле­до­ва­те­лен (непо­сле­до­ва­тельна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с пер­вого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я ста­ра­юсь кон­тро­ли­ро­вать все его(ее) дей­ствия и поступки.

16. Счи­таю, что для него (нее) глав­ное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь он(а) делится со мной.

18. Я не раз­де­ляю его (ее) увлечений.

19. Я не счи­таю его (ее) таким умным (умной) и спо­соб­ным (спо­соб­ной), как мне хоте­лось бы.

20. Могу при­знать свою неправоту и изви­ниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребен­ком может слу­читься что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает пред­ска­зать свое пове­де­ние по отно­ше­нию к нему (ней).

23. Вос­пи­та­ние моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы дру­гие члены семьи не мешали.

24. Мне нра­вятся наши с ней (ним) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обя­зан­но­стей, чем у боль­шин­ства его (ее) друзей.

26. При­хо­дится при­ме­нять к нему (ней) физи­че­ские наказания.

27. Ему (ей) при­хо­дится посту­пать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я все­гда сочув­ствую сво­ему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (ней) мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний все­гда учи­ты­ваю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тре­вож­ная мама (тре­вож­ный папа).

34. Мое пове­де­ние часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я нака­зы­ваю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начи­нает упре­кать меня в излиш­ней строгости.

36. Счи­таю, что в целом пра­вильно вос­пи­ты­ваю сво­его сына (дочь).

37. Я предъ­яв­ляю к нему (ней) много требований.

38. По харак­теру я мяг­кий человек.

39. Я поз­во­ляю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стрем­люсь огра­дить его (ее) от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Я не допус­каю, чтобы он(а) подмечал(а) мои сла­бо­сти и недостатки.

42. Мне нра­вится его (ее) характер.

43. Я часто кри­ти­кую его (ее) по мелочам.

44. Все­гда с готов­но­стью его (ее) выслушиваю.

45. Счи­таю, что мой долг огра­дить его (ее) от вся­ких опасностей.

46. Я нака­зы­ваю его (ее) за такие поступки, кото­рые совер­шаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настра­и­ваю ребенка про­тив дру­гих чле­нов семьи.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Мне при­хо­дится застав­лять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.

50. Я про­щаю ему (ей) то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Мне бы хоте­лось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как отно­сится к своим дру­зьям и т.д.

52. Он(а) сам(а) выби­рает, чем зани­маться дома в сво­бод­ное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близ­кий человек.

54. Я при­вет­ствую его (ее) поведение.

55. Я часто выска­зы­ваю свое недо­воль­ство им (ею).

56. При­ни­маю уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­вает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может оби­деть его (ее).

58. Бывает, что упре­каю и хвалю его (ее), в сущ­но­сти, за одно и то же.

59. Слу­ча­ется, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) спе­ци­ально гово­рит наоборот.

60. Мне кажется, мои отно­ше­ния с ребен­ком лучше, чем в семьях боль­шин­ства моих знакомых.

№ вопроса Баллы № вопроса Баллы № вопроса Баллы

вопро

са

Баллы № вопроса Баллы
1 13 25 37 49
2 14 26 38 50
3 15 27 39 51
4 16 28 40 52
5 17 29 41 53
6 18 30 42 54
7 19 31 43 55
8 20 32 44 56
9 21 33 45 57
10 22 34 46 58
11 23 35 47 59
12 24 36 48 60

Совместные занятия с детьми: 5 интересных вариантов

Довольно часто родители считают, что желанного эффекта их совместная с ребенком деятельность не принесет. Ведь для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, нужны специалисты, владеющие самыми современными методиками.

Кроме того, мамы нередко ссылаются на нехватку времени: «Когда мне с ребенком рисовать? Я еле успеваю его накормить, проверить уроки и сходить за продуктами… Зачем тратить на это драгоценные свободные минуты?»

Конечно, развивающие кружки полезны любому ребенку, но они не исключают и не заменяют совместных занятий с близкими. Ведь именно дома дети могут на практике попробовать то, чему их учили на курсах. Кроме того, только дома можно сформировать у ребенка важнейшие социальные навыки — умение слушать, вести диалог, проявлять участие, заботиться о других и выражать свои чувства. Без родительской поддержки научиться всему этому ребенок просто не сможет.

1 Коллекция для семьи

Особенно рекомендуется: излишне эмоциональным и тревожным детям.

Собирательство — очень полезное занятие. Оно дает нам ощущение стабильности. Вы замечали, что часто, пережив душевное волнение, малыши вытряхивают все свои игрушки и, перебирая их, постепенно успокаиваются? Или аккуратно расставляют машинки и кукол определенным образом перед сном? Такой ритуал действует на них умиротворяюще. Повзрослев, дети отказываются от плюшевых зайцев, и как раз в этот момент родители могут предложить им собирать что‑нибудь вместе.

Если у вас уже есть готовая коллекция, предложите ребенку пополнять ее. Можно совместить этот процесс с изучением истории, физики или чего-то другого. Тема зависит от предмета собирательства. Но какой бы она ни была, такое занятие отлично сближает детей и родителей. Начинать можно уже сейчас!

2 Пойти учиться

Особенно рекомендуется: неуверенным в себе младшим школьникам и подросткам.

Есть ситуации, будто бы специально созданные для того, чтобы похвалить детей. То есть сказать им, насколько они талантливые (умные, находчивые и т.д.) непосредственно в момент успеха. Можно, например, вместе заняться изучением языков. Или пойти с дочкой на танцы, а с сыном на курсы компьютерной графики.

В ситуации совместного обучения ребенок чувствует себя «на равных» с родителями. Он получает возможность показать, что в чем-то лучше взрослых, и по-настоящему ярко проявляет себя на наших глазах. Не стесняйтесь просить у него помощи, если не можете понять правило или выучить трудное движение. Детям — и малышам, и подросткам — такие моменты добавляют уверенности в себе. А еще ребенок приобретает важнейший опыт поддержки. Возможность подбодрить маму («не переживай, у тебя все получится!») и помочь ей добиться желаемого — бесценна. И здорово укрепляет веру в свои силы.

3 У нас получится!

Особенно рекомендуется: недостаточно ответственным детям.

Возможность помочь маме по хозяйству создает у ребенка ощущение собственной ценности и, что особенно важно, приучает его нести ответственность. Главное условие процесса — все делать вместе. Директивная схема «я пеку пирог, а ты потом моешь посуду» не годится. После таких указаний любая работа по дому становится скучной обязанностью. Задача взрослых — превратить ее в совместную игру, и тогда даже мытье полов ребенок воспримет как приключение. Помимо прочего, это еще и отличный способ избавить всех членов семьи от ощущения «бытовой рутины».

Не пропустите

  • Не пропустите

    Развлечение с детьми: 11 способов сделать слайм из шампуня (тебе тоже понравится)

4 Выражаем чувства

Особенно рекомендуется: детям‑интровертам, с трудом выражающим свои чувства.

Родители ребенка-интроверта порой даже не представляют себе, что его волнует, расстраивает или, наоборот, радует. Он постоянно сдерживает свои эмоции. Со временем скрытность становится едва ли не основной чертой характера, и тогда вызвать человека на откровенность становится практически невозможно. Научить малыша выражать эмоции и делиться ими поможет свободное творчество. Оно дает огромный инструментарий, позволяющий без слов рассказывать о своих радостях, печалях и страхах (у интровертов их хватает). Задача взрослого — показать ребенку все способы, приемлемые для работы с чувствами. Кружки больше сосредоточены на технической стороне процесса, а родители как раз могут помочь ребенку «оторваться по полной».

5 Никуда не спешить

Особенно рекомендуется: детям, испытывающим недостаток внимания.

Валяться на диване, играть с котенком, раздумывать «чем бы заняться?» — это так бессмысленно, бесцельно и… очень полезно. Для ребенка моменты расслабленного «ничегонеделания» вместе с родителями становятся одними из самых приятных и теплых воспоминаний. Секрет в том, что от души побездельничать мы можем только с действительно родными людьми. Ленивое занятие «ерундой» порой оказывается самым сближающим: взрослые не делают ребенку замечаний, не читают нотаций, не вспоминают «тройку по алгебре», а просто вместе с ним наслаждаются жизнью. Время, когда мы вместе и никуда не торопимся, — самое ценное для семьи!

Топ-5 настольных игр

Настольные игры, пожалуй, самое доступное из совместных семейных развлечений. Это полезное, веселое и азартное занятие. Тем более что существует немало игр, одинаково интересных и малышам, и подросткам, и маме с папой.

«Монополия» от 5 лет, минимум 3 игрока. Эта классическая экономическая стратегия с забавными фишками вот уже много лет лидирует в списке самых популярных в мире настольных игр. Азартное, остроумное и крайне полезное (учимся считать деньги) для всех членов семьи развлечение.

«Ерунда» от 3 лет, минимум 2 игрока. Эта игра развивает речь, воображение и… чувство юмора! «Ерунда» не требует затрат: берете тетрадку и карандаши и предлагаете всем участникам поочередно писать слова, так, чтобы в результате получился смешной рассказ. Безумные сюжеты приветствуются!

«Веревки и драконы» от 6 лет, минимум 3 игрока. Познавательный и остроумный тренажер стратегического мышления. Бросаете кубик, делаете ход на игровом поле и получаете определенное задание (они написаны на карточках). Пока не справитесь — дальше не пройдете. Побеждает тот, кто первым дойдет до финишной точки.

«Данетки» от 5 лет, минимум 3 игрока. Ведущий берет из колоды карточку и читает вслух написанную на ней историю (объяснение написано на обратной стороне и ведущий его знает). Задача участников — докопаться до финала истории, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Тот, кто первым называет правильный ответ, становится новым ведущим.

«Базинга» от 12 лет, минимум 4 игрока. Две команды с четным количеством игроков соревнуются между собой. При помощи специальных карточек и рулетки выбирается слово (тут есть разные уровни сложности), которое надо нарисовать, показать пантомимой или описать, не используя однокоренные слова.

Текст: Светлана Иевлева
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]